Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 7 октября 2015 г. N 5-АПГ15-86
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Анишиной В.И.,
судей Абакумовой И.Д. и Николаевой О.В.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Мельник-Гродзкого В.Н. на решение Московского городского суда от 28 апреля 2015 г., которым ему отказано в удовлетворении заявления о признании недействующими отдельных положений пункта 7 Порядка и условий предоставления с 1 января 2005 г. отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 7 декабря 2004 г. N 850-ПП.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., объяснения Мельник-Гродзкого В.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителя Правительства Москвы и Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы Овечкиной Л.С., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
7 декабря 2004 г. Правительством Москвы принято постановление N 850-пп "О порядке и условиях обеспечения мер социальной поддержки граждан по оплате жилья и коммунальных услуг" (далее - Постановление), первоначальный текст которого опубликован в изданиях: "Тверская, 13" 16 декабря 2004 г. N 149-150, "Вестник Мэра и Правительства Москвы" 22 декабря 2004 г. N 71, "Квартирный ряд" 23 декабря 2004 г. N 51.
Пунктом 1 Постановления утвержден Порядок и условия предоставления с 1 января 2005 г. отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг (далее - Порядок и условия) согласно приложению к данному Постановлению.
Согласно пункту 7 Порядка и условий меры социальной поддержки граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг основываются на заявительном принципе, осуществляются при представлении ими в организацию, производящую начисление платежей за названные услуги, документов, подтверждающих отнесение их к соответствующей категории льготников.
Мельник-Гродзкий В.Н. обратился в суд с заявлением о признании недействующим с момента принятия пункта 7 Порядка и условий в части слов "основываются на заявительном принципе", ссылаясь на то, что 3 декабря 2012 г. он обратился в клиентский офис "Центральный" ОАО "Мосэнергосбыт" с целью оформления льготы на потребление электроэнергии, представив среди прочих документов справку, согласно которой его сыну повторно установлена инвалидность с 01 октября 2011 г. по 19 февраля 2022 г., в связи с чем просил об оформлении льготы с 01 октября 2011 г. В предоставлении льготы с 01 октября 2011 г. заявителю было отказано со ссылкой, в том числе на оспариваемый пункт Порядка и условий. Льгота оформлена с 01 июня 2012 г. за период 6 месяцев, предшествующих обращению.
По мнению заявителя, требования оспариваемой нормы противоречат положениям Федеральных законов от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", так как реализация мер социальной поддержки, в том числе льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, не связывается с заявительным порядком обращения за их получением; ограничивают его право на реализацию соответствующей льготы по оплате услуг электроснабжения за весь период, на который государством гарантируется предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан. Кроме того, пункт 7 Порядка и условий не отвечает требованиям определенности, ясности, недвусмысленности, принят Правительством Москвы с превышением предоставленных ему полномочий и компетенции.
Решением Московского городского суда от 28 апреля 2015 г. заявление Мельник-Гродского В.Н. оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Мельник-Гродский В.Н. просит решение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение.
Согласно частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В силу подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определена Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ), который, в частности, устанавливает меры социальной поддержки названной категории граждан.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ и пунктом 13 Постановления Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
В силу пункта 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. N 901 для получения льгот по оплате жилья, коммунальных услуг и приобретаемого топлива инвалиды и семьи, имеющие детей - инвалидов, обращаются в организации, осуществляющие сбор платежей за оплату жилья, коммунальных услуг и приобретаемое топливо (жилищные ремонтно-эксплуатационные предприятия, коммунальные предприятия и т.п.).
Согласно статье 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Во исполнение предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий, законодательным органом города Москвы принят Закон города Москвы от 3 ноября 2004 г. N 70 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы".
Частью 2 статьи 4 данного Закона к полномочиям Правительства Москвы отнесено установление Порядка предоставления гражданам мер социальной поддержки.
В целях реализации, в том числе положений Закона города Москвы от 3 ноября 2004 г. N 70 и во исполнение переданных Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предоставлению отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг Правительством Москвы принято Постановление, отдельные положения которого оспариваются Мельник-Гродзким В.Н.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно сделал вывод, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Правительством Москвы в пределах полномочий, законодательству, имеющему большую юридическую силу, не противоречит, права заявителя не нарушает.
Вывод суда мотивирован тем, что предусмотренный пунктом 7 Порядка и условий заявительный принцип предоставления меры социальной поддержки указанной категории граждан, согласуется с положениями приведенного федерального законодательства. Это в полной мере соотносится с правом лица по своему внутреннему убеждению не желать и не иметь намерения воспользоваться и реализовать свое право на льготу. Право инвалидов на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, хотя и является непосредственно действующим, но для реализации такого права лицу необходимо обратиться за их получением, т.е. само предоставление таких мер социальной поддержки в силу вышеназванных норм закона носит заявительный характер.
При этом суд правомерно отметил, что Пунктом 7 Порядка и условий не создаются какие-либо препятствия для реализации социальных прав отдельным категориям граждан; получение законных льгот этой нормой не связано с выполнением гражданином дополнительных обязанностей, ухудшающих его положение по сравнению с условиями, установленными на федеральном уровне; оспариваемая заявителем в части норма не предусматривает прямой необходимости подачи лицом, имеющим право на льготу, соответствующего заявления, не устанавливает форму и содержание таких обращений (заявлений), не требует предоставления каких-либо дополнительных документов, которые не предусмотрены федеральным законом.
Мотивы, по которым суд пришел к указанным выводам, исчерпывающим образом изложены в решении суда и являются обоснованными.
Судебная коллегия находит правильным суждение суда о том, что Порядок и условия в оспариваемой части соответствует требованиям правовой определенности, является ясным, допускает только однозначное толкование, а потому оснований для признания его недействующим по данному мотиву не имеется.
Принимая во внимание, что оспариваемый заявителем в части нормативный правовой акт принят по предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъекта, в пределах полномочий и с соблюдением компетенции органа государственной власти субъекта Российской Федерации, федеральному законодательству и нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит, прав и свобод заявителя не нарушает, суд правомерно оставил без удовлетворения заявленные Мельник-Гродзким В.Н. требования.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение следует признать законным и обоснованным.
Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, по существу сводятся к переоценке выводов суда, проверялись им и получили правильную оценку в решении. Поэтому оснований для отмены решения суда Судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Московского городского суда от 28 апреля 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Мельник-Гродзкого В.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Анишина В.И. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Николаева О.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 7 октября 2015 г. N 5-АПГ15-86
Текст определения официально опубликован не был