Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 7 октября 2015 г. N 83-АПГ15-9
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
Председательствующего: Анишиной В.И.
Судей Абакумовой И.Д., Николаевой О.В.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по заявлению Башлыкова А.П. об оспаривании отдельных положений постановления Брянской областной Думы от 8 сентября 1994 года N 34 "Об объявлении оврагов Верхний и Нижний Судки с родниками и бровками (Брянские балки) в г. Брянске памятниками природы областного значения" в редакции постановления Брянской областной Думы от 28 февраля 2001 года N 3-77 "О признании утратившим силу постановления Брянской областной Думы от 28 мая 1998 года N 2-460 и о внесении изменений и дополнений в постановление Брянской областной Думы от 8 сентября 1994 года N 34 "Об объявлении оврагов Верхний и Нижний Судки с родниками и бровками (Брянские балки) в г. Брянске памятниками природы областного значения" по апелляционной жалобе Башлыкова А.П. на решение Брянского областного суда от 15 июня 2015 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Николаевой О.В., объяснения представителя Башлыкова Л.П. - Журавского Л.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
8 сентября 1994 года Брянской областной Думой принято постановление N 34 "Об объявлении оврагов Верхний и Нижний Судки с родниками и бровками (Брянские балки) в г. Брянске памятниками природы областного значения", пунктом 3 которого утвержден паспорт памятника природы брянских балок; пунктом 4 администрации г. Брянска поручено составить перечень собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков, на которых расположены памятники природы Верхний и Нижний Судки с родниками и бровками и их охранная зона, а также юридических и физических лиц, взявших на себя обязательство по охране памятника природы.
Постановлением Брянской областной Думы от 28 мая 1998 г. N 2-460 в постановление Брянской областной Думы от 8 сентября 1994 г. N 34 "Об объявлении оврагов Верхний и Нижний Судки с родниками и бровками (Брянские Балки) в г. Брянске памятниками природы областного значения" было изменено с внесением в него ряда дополнений.
28 февраля 2001 года Брянской областной Думой принято постановление N 3-77 "О признании утратившим силу постановления Брянской областной Думы от 28 мая 1998 г. N 2-460 и о внесении изменений и дополнений в постановление Брянской областной Думы от 08.09.1994 г. N 34 "Об объявлении оврагов Верхний и Нижний Судки с родниками и бровками (Брянские балки) в г. Брянске памятниками природы областного значения". Согласно пункту 2.4 постановления Брянской областной Думы от 28.02.2001 года N 3-77 (в редакции действующей на момент рассмотрения дела) пункт 4 постановления Брянской областной Думы от 08.09.1994 г. N 34 изложен в следующей редакции: "Утвердить план границ памятников природы областного значения "Овраги Верхний и Нижний Судки с родниками, бровками и отвертками (Брянские балки) в г. Брянске", их охранной зоны и территории ограниченной эксплуатации (приложение 2)". Пунктом 2.7 постановления Брянской областной Думы от 28.02.2001 года N 3-77 (в редакции действующей на момент рассмотрения дела) утверждена новая редакция паспорта памятников природы (приложение 1).
Башлыков А.П. обратился в суд с заявлением о признании недействующими пунктов 3 и 4 постановления Брянской областной Думы от 8 сентября 1994 г. N 34 в редакции постановления Брянской областной Думы от 28 февраля 2001 г. N 3-77, указав, что является собственником жилого дома, расположенного на земельном участке, общей площадью 2362 кв.м по адресу город Брянск, улица Фокина, дом 91., который находится в его (Башлыкова А.П.) пользовании на основании договора аренды. Принятие оспариваемого постановления привело к тому, что арендованный им земельный участок отнесен к землям особо охраняемой территории памятника природы Нижний и Верхний Судок и как следствие ограничен в обороте. Между тем, по мнению Башлыкова А.П., оспариваемое постановление принято неуполномоченным органом; в оспариваемой редакции постановления отсутствует описание границ памятника природы Верхний и Нижний Судки, что противоречит Федеральному закону N 33-Ф3 от 14 марта 1995 года "Об особо охраняемых природных территориях", также закону Брянской области от 30 декабря 2005 года N 121-З "Об особо охраняемых природных территориях в Брянской области". В результате неопределенности границ памятника природы возможно проведение запрещенной деятельности в охранной зоне и территории ограниченной эксплуатации, что нарушает права заявителя на благоприятную окружающую среду, поскольку дом заявителя расположен в зоне памятника природы.
Решением Брянского областного суда от 15 июня 2015 года в удовлетворении заявления Башлыкова А.П. отказано.
В апелляционных жалобах Башлыков А.П. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.
В соответствии с пунктом "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно Конституции Российской Федерации вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "д" части 1 статьи 72).
Пунктом 2 статьи 64 Закона РСФСР от 19 декабря 1991 года N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" (в редакции от 02.06.1993 г., действовавшей на момент принятия нормативного правового акта) предусмотрено, что природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы по постановлению Правительства Российской Федерации, постановлениям республик в составе Российской Федерации, решениями автономной области и автономных округов, краев, областей с представлением специально уполномоченных на то государственных органов в области охраны окружающей природной среды.
Частью 2 статьи 26 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (в редакции, действовавшей на момент принятия постановления Брянской областной Думы от 28 февраля 2001 г. N 3-77) предусмотрено, что природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Регламентом Брянской областной Думы, утвержденным постановлением Брянской областной Думы от 30 июня 1994 года N 19, Брянская областная Дума является законодательным и представительным органом государственной власти области.
В силу статьи 29 "Положения о Брянской областной Думе", утвержденного постановлением Брянской областной Думы N 23 от 30 июня 1994 года, Дума в пределах своей компетенции объявляет природные и иные объекты, находящиеся на территории области, охраняемыми памятниками, устанавливает порядок их охраны и использования.
Проанализировав приведенные положения законодательства, суд пришел к правильному выводу, что принятие оспариваемого заявителем нормативного правового акта и внесение в него изменений (в 1994 году и в 2001 году) произведено Брянской областной Думой в пределах ее компетенции, в связи с чем, довод заявителя об отсутствии полномочий Брянской областной Думы на принятие оспариваемого акта является несостоятельным.
Федеральным законом от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ установлены в том числе критерии, условия отнесения земельных участков к определенным категориям и памятникам природы федерального и регионального значения, а также органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, управомоченные утверждать границы и определять режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении, где в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы (статьи 2 и 25, пункты 2 и 3 статьи 26).
Из материалов дела усматривается, что Брянской областной Думой оспариваемое постановление принято в целях сохранения уникального природного ландшафта города Брянска - оврагов Верхний и Нижний Судки с родниками и бровками, более рационального их использования в экологическом, рекреационном, оздоровительном и природоохранном отношении и в соответствии с Генеральным планом г. Брянска. Указанным постановлением утвержден паспорт памятника природы Брянских балок; определено, что объявление природного комплекса Брянских балок памятниками природы произвести без изъятия земельных участков у собственников земли и землевладельцев; администрации г. Брянска поручено составить перечень собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков, на которых расположены памятники природы Верхний и Нижний Судки с родниками и бровками и их охранная зона, а также юридических и физических лиц, взявших на себя обязательство по охране памятников природы.
На территории памятников природы Брянских балок запрещается вырубка зеленых насаждений, снятие растительного грунта, распашка новых территорий, строительство новых сооружений, в том числе гаражей, загрязнение свалками и неочищенными стоками, ограничиваются земляные работы, принимаются меры по улучшению питания транзитных подземных водотоков. При этом согласно генеральному плану г. Брянска, утвержденному решением областной администрации от 25 апреля 1994 года N 31, территории застройки, расположенные в оврагах, объявляются зоной особого строительного режима с запрещением нового жилищного строительства и достройки, с постепенным по мере амортизации выморачиванием жилья и расселением жителей на экологически благоприятных территориях. Запрещается всякая деятельность, угрожающая сохранности Брянских балок.
Процедура включения оврагов Верхний и Нижний Судки г. Брянска в число природных памятников областного значения соблюдена: вопрос объявления оврагов Верхний и Нижний Судки г. Брянска памятниками природы областного значения согласован с администрацией г. Брянска 26 июля 1994 года; решение специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды и природных ресурсов Брянской области и комитета по аграрным вопросам, экологии и природопользования принято 9 августа 1994 года; сводным заключением экспертной комиссии Государственной экологической экспертизы комитета охраны окружающей среды и природных ресурсов Брянской области 30 августа 1994 года определено, что "учитывая огромное историческое, природоохранное и экологическое значение Брянских балок, их высокую ландшафтно-эстетическую значимость и перспективы преобразования в зоны отдыха для жителей густонаселенной и транспортно-насыщенной части города, считать недопустимым здесь какое-либо строительство, не связанное с рекреационными и оздоровительными целями. Рекомендовать законодательному органу области придать статус памятника природы балке Нижний Судок с соответствующей экологической реконструкцией".
Учитывая изложенное, суд правильно признал доводы заявителя о противоречии оспариваемого постановления в указанной части Федеральному закону от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" несостоятельными.
Не нашли своего подтверждения и доводы заявителя о том, что оспариваемым постановлением не определены границы памятника природы, охранной зоны и территории ограниченной эксплуатации.
Судом с учетом решений Брянского областного суда от 19 августа 1998 года, от 23 апреля 2013 г., от 14 марта 2014 года, оставленных без изменения определениями Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 10 ноября 1998 года, судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 25 сентября 2013 г. и от 14 марта 2014 г., правильно указал на то, что на момент рассмотрения дела правовой статус памятника природы областного значения "Овраги Верхний и Нижний Судки с родниками, бровками и отвертками (Брянские балки) в г. Брянске" регламентирован Постановлением Брянской областной Думы от 8 сентября 1994 г. N 34 в редакции Постановления от 28 февраля 2001 г. N 3-77.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что признание противоречащими федеральному законодательству пунктов 3, 4 оспариваемого постановления Брянской областной Думы N 34 от 8 сентября 1994 года в редакции N 3-77 от 28 февраля 2001 года может привести к неопределенности статуса памятника природы, в том числе режима его охраны; порождает правовую неопределенность в регулировании правоотношений в области охраны памятников природы; предоставляет возможность ведения хозяйственной деятельности, что может привести к упразднению памятника природы в целом. Отсутствие границ памятников природы может способствовать незаконной застройке территории, имеющей особый природоохранный статус, причинению ущерба находящимся на ней природным комплексам, объектам растительного мира.
Довод апелляционной жалобы с тем, что границы памятника природы и его охранных зон, определенные планом публичного описания в постановлении Брянской областной Думы от 8 сентября 1994 г. N 34 не были вынесены в натуре, не состояли на кадастровом учете, а потому изменение границ памятника природы и статуса части его территорий не имело место, был предметом судебного разбирательства, ему дана правильная правовая оценка, оснований не согласиться с которой у суда апелляционной инстанции не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, нашли отражение в оспариваемом судебном решении, фактические обстоятельства по делу установлены в полном объеме, всем им дана верная правовая оценка.
Других доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено, апелляционные жалобы не содержат.
С учетом изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила:
решение Брянского областного суда от 15 июня 2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Башлыкова А.П. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Анишина В.И. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Николаева О.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 7 октября 2015 г. N 83-АПГ15-9
Текст определения официально опубликован не был