Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 30 сентября 2015 г. N 91-АПГ15-7
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Горчаковой Е.В., Николаевой О.В.
при секретаре Кирсановой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Пчелка"
на решение Псковского областного суда от 29 апреля 2015 г., которым отказано в удовлетворении заявления общества
о признании не действующим в части приказа Государственного комитета Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике от 25 декабря 2014 г. N 1691 "О перечне объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителей общества с ограниченной ответственностью "Пчелка" Ивановой Л.Н., Вагановой Е.В., представителя Государственного комитета Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике Удальцовой О.И., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
общество с ограниченной ответственностью "Пчелка" (далее - ООО "Пчелка", общество) обратилось в Псковский областной суд с заявлением о признании недействующим приказа Государственного комитета Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике от 25 декабря 2014 г. N 1691 "О перечне объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" в части включения в пункт 9 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, здания с кадастровым номером 60:27:0080102:64 и здания с кадастровым номером 60:27:0080102:65, расположенных по адресу: Псковская область, г. Псков, ул. Коммунальная, д. 41.
Определением Псковского областного суда от 29 апреля 2015 г. производство по делу о признании недействующим приказа Государственного комитета Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике от 25 декабря 2014 г. N 1691 "О перечне объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" прекращено в части включения в пункт 9 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, здания с кадастровым номером 60:27:0080102:65.
Решением Псковского областного суда от 29 апреля 2015 г. в удовлетворении заявления общества отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Пчелка" обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм права.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Псковской области, прокуратура Псковской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены в установленном законом порядке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены судебного акта.
Как следует из норм статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено в том числе решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Согласно статьям 14 и 372 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 2 статьи 375 Налогового кодекса налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса.
В силу пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства; жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Пунктом 4 названной нормы Налогового кодекса определено понятие торгового центра (комплекса), под которым признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: либо расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, либо предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При втором условии здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу пунктов 7 и 8 статьи 378.2 Налогового кодекса уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 данной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Состав сведений, подлежащих включению в названный перечень, определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов.
Согласно статье 1.1 Закона Псковской области от 25 ноября 2003 г. N 316-ОЗ "О налоге на имущество организаций" налоговая база определяется как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в отношении торговых центров (комплексов) и помещений в них.
В целях данного Закона торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение) общей площадью свыше 2000 квадратных метров, помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса.
Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в статье 1.1 Закона Псковской области от 25 ноября 2003 г. N 316-ОЗ "О налоге на имущество организаций", определен на 2015 год приказом Государственного комитета Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике от 25 декабря 2014 г. N 1691 - уполномоченного органа исполнительной власти Псковской области по определению перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, - в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса.
В пункт 9 названного Перечня объектов недвижимого имущества включен объект недвижимости - помещение с кадастровым номером 60:27:0080102:64 по адресу: Псковская область, г. Псков, ул. Коммунальная, д. 41.
Согласно сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним ООО "Пчелка" принадлежит на праве собственности нежилое многофункциональное здание общественного назначения с кадастровым номером 60:27:0080102:64, площадью 1 095 кв.м, расположенное по адресу: Псковская область, г. Псков, ул. Коммунальная, д. 41.
По мнению общества, принадлежащее ему здание является самостоятельным объектом недвижимости и не отвечает требованиям статьи 1.1 Закона Псковской области от 25 ноября 2003 г. N 316-ОЗ "О налоге на имущество организаций".
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что объект недвижимости с кадастровым номером 60:27:0080102:64 фактически является частью второго этажа здании торгового центра общей площадью 20 534,8 кв.м, в связи с чем правомерно включен в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции.
Из материалов дела следует, что по адресу: Псковская область, г. Псков, ул. Коммунальная, д. 41, расположено нежилое здание с инвентарным номером 10519 общей площадью 20 534,8 кв.м.
Указанное здание является торгово-развлекательным комплексом.
При формировании Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, рабочая группа при Администрации Псковской области, созданная постановлением администрации от 18 апреля 2014 г. N 149, установила, что площадь торговых помещений в этом здании составляет 11 903,7 кв.м, то есть более 20 процентов общей площади здания.
Согласно сообщению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области от 29 сентября 2015 г. N 02933 по адресу: Псковская область, г. Псков, ул. Коммунальная, д. 41, зарегистрированы пять объектов недвижимого имущества, принадлежащие на праве собственности ООО "Пчелка", в том числе объект недвижимости с кадастровым номером 60:27:0080102:64, который является частью второго этажа в трехэтажном здании с инвентарным номером 10519.
В соответствии с пунктом 1 статьи 374 Налогового кодекса объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств.
Как следует из материалов дела, объект с кадастровым номером 60:27:0080102:64 находится на балансе у ООО "Пчелка" и, следовательно, является объектом налогообложения.
Указанное многофункциональное здание - торгово-развлекательный комплекс, вне зависимости от его государственной регистрации как единого объекта, отвечает критериям пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса, в том числе как отдельно стоящее нежилое здание, помещения в котором принадлежат одному собственнику.
Следовательно, расположенный в торгово-развлекательном комплексе объект недвижимости с кадастровым номером 60:27:0080102:64 является объектом налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Псковского областного суда от 29 апреля 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Пчелка" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Николаева О.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 30 сентября 2015 г. N 91-АПГ15-7
Текст определения официально опубликован не был