Представление Счетной палаты РФ от 25 мая 2015 г. N ПР 14-66/14-02
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2015 год проведено контрольное мероприятие "Проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2014 год" на объекте Федеральное агентство научных организаций по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки:
1. В нарушение пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2013 г. N 1213 "О мерах по реализации федерального закона "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" лимиты бюджетных обязательств в размере 190 156,1 тыс. рублей, предусмотренные на закупку товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий, до получателя средств федерального бюджета (аппарата ФАНО России) до 1 февраля 2014 года не доведены.
2. ФАНО России не соблюдались требования пункта 2 Особенностей размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы, утвержденных приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 20 сентября 2013 г. N 544/18н, в части своевременного размещения на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru плана-графика размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг на 2014 год.
3. В 2014 году значительное количество государственных контрактов заключено ФАНО России по результатам торгов, в ходе которых снижение начальной (максимальной) цены, составило от 25% до 70%, при этом указанным государственным заказчиком не всегда соблюдались требования статьи 37 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе) в части применения к участникам торгов антидемпинговых мер.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер федерального закона от 5 апреля 2013 г. следует считать как "44-ФЗ"
4. В нарушение требований части 1 статьи 45 Федерального закона о контрактной системе ФАНО России в качестве обеспечения исполнения контрактов принимались банковские гарантии, выданные банками, не включенными в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
5. В нарушение требований части 23 статьи 68 Федерального закона о контрактной системе ФАНО России заключен государственный контракт, размер обеспечения исполнения которого занижен более чем в 2 раза.
6. В нарушение требований части 3 статьи 103 Федерального закона о контрактной системе ФАНО России несвоевременно направлялись в Федеральное казначейство сведения об исполнении контрактов, приемке поставленного товара, а также об оплате контрактов и о начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом (задержка сроков подачи сведений составляла от 2 дней до 1 месяца).
7. По причине отсутствия фактической потребности ФАНО России в расходах, запланированных на арендную плату за пользование имуществом, средства в сумме 442 288,7 тыс. рублей с февраля 2014 года не использовались и были возвращены в федеральный бюджет лишь в ноябре 2014 года.
8. Дебиторская задолженность в целом по ФАНО России увеличилась на 489 788,9 тыс. рублей (на 23,2%) и составила на конец 2014 года 2 599 497,3 тыс. рублей. Имеется просроченная, нереальная к взысканию дебиторская задолженность - 20 744,0 тыс. рублей, кредиторская - 1 858,6 тыс. рублей.
9. Федеральная адресная инвестиционная программа на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов (далее - ФАИП) в части ФАНО России в 2014 году выполнена не в полном объеме. Средства, выделенные на выполнение федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, освоены лишь на 33,5%. Не обеспечено освоение бюджетных инвестиций, выделенных ФГБУ науки Санкт-Петербургский научный центр Российской академии наук на реконструкцию комплекса зданий Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), ФГБУ науки Физический институт им. П.Н. Лебедева Российской академии наук на реконструкцию корпуса для создания лаборатории высокотемпературной сверхпроводимости и оснащения лаборатории научным оборудованием, ФГБУ науки Главный ботанический сад имени Н.В. Цицина Российской академии наук на строительство фондовой оранжереи и ряда других важных объектов.
10. Не обеспечено полное выполнение государственных программ Российской Федерации "Развитие науки и технологий" на 2013-2020 годы, "Развитие культуры и туризма" на 2013-2020 годы, "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации". Плановые показатели по основным мероприятиям подпрограммы 1 госпрограммы "Развитие науки и технологий" выполнены в пределах от 66,7% до 98,2%, по подпрограмме 1 госпрограммы "Развитие культуры и туризма" - на 30,9%, по федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы в рамках госпрограммы "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" - на 34,0%.
11. В нарушение требований пункта 14 Положения об учете федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества", движимое имущество ФАНО России не учтено в реестре федерального имущества.
12. В пользовании подведомственных ФАНО России организаций находится более 200 тыс. кв. м площадей, являющихся собственностью публично-правовых образований разного уровня, порядка 100 тыс. кв. м из которых приходится на объекты федерального имущества, преимущественно переданные в оперативное управление РАН, что требует принятия мер по перераспределению имущества между различными правообладателями.
13. Учитывая, что работа в рамках выполнения пункта 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 2591-р по выявлению и включению организаций, находившихся в ведении Российской академии наук, Российской академии медицинских наук и Российской академии сельскохозяйственных наук до дня вступления в силу Федерального закона от 27 сентября 2013 г. N 253-ФЗ "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в перечень подведомственных организаций не завершена, существуют риски утраты федерального имущества организаций, ранее входивших в структуру реорганизованных академий наук и не включенных ни в Перечень организаций, подведомственных ФАНО России, ни в состав организаций без ведомственной принадлежности, полномочия собственника имущества которых осуществляет Росимущество.
14. Отсутствие нормативно закрепленной необходимости обоснования принятия решений комиссией по согласованию совершения крупных и иных сделок подведомственным организациям, созданной приказом ФАНО России от 7 марта 2014 г. N 19, и комиссией по рассмотрению вопросов использования, распоряжения федеральным недвижимым имуществом, особо ценным движимым имуществом и сделок с ним, закрепленным за организациями, подведомственными Федеральному агентству научных организаций, образованной приказом ФАНО России от 12 марта 2014 г. N 22, создает риски принятия необоснованных решений по использованию и распоряжению имуществом подведомственных ФАНО России организаций.
15. Несмотря на поручение ФАНО России, предусмотренное распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. N 720-р, дополнительно проработать программы деятельности ФГУП и принять решение о необходимости увеличения размеров прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет в 2014 году, утвержденные программы деятельности ФГУП на 2014 год не предусматривали перечисление части чистой прибыли в федеральный бюджет в размере большем 25%, что свидетельствует о недостаточности мер, направленных на максимизацию доходов федерального бюджета в виде части чистой прибыли ФГУП.
16. В нарушение пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. N 228 "О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий" стратегии развития подведомственных ФГУП ФАНО России не утверждены.
17. В 2014 году ФАНО России не проводились проверки фактического использования бюджетных инвестиций, выделяемых на капитальное строительство подведомственным учреждениям в рамках ФАИП, отражения в учете объемов незавершенного строительства и проектно-изыскательских работ, регистрации и постановки на бухгалтерский учет введенных за счет бюджетных инвестиций основных средств,
18. Несмотря на наличие в штатном расписании отдела организации внутреннего финансового аудита, внутренний финансовый аудит в 2014 году не осуществлялся (аудиторские проверки не проводились).
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счётной палате Российской Федерации" Федеральному агентству научных организаций предлагается принять меры по устранению выявленных в ходе проверки нарушений и недостатков и их предупреждению в дальнейшей деятельности ФАНО России и его подведомственных учреждений, в том числе:
1. Провести служебную проверку по фактам нарушений законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд в 2014 году.
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
3.# Принять меры, по сокращению дебиторской и кредиторской задолженности, в том числе погашению просроченной задолженности.
4. Принять меры по вводу в эксплуатацию объектов строительства, ввод которых ФАИП предусматривался в 2014 году.
5. Осуществлять внутренний финансовый контроль в подведомственных организациях за целевым и эффективным использованием бюджетных инвестиций с привлечением соответствующих структурных подразделений ФАНО России.
6. Включить в План проведения проверок ФАНО России на 2015 год комплексную проверку в федеральном государственном бюджетном учреждении науки Главный ботанический сад имени Н.В. Цицина Российской академии наук, включая вопросы выполнения условий Соглашения N ФАИП/47739/111/1 о передаче полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению от имени Российской Федерации государственных контрактов от лица Федерального агентства научных организаций от 23 сентября 2014 года, а также эффективного и целевого использования средств, выделенных из федерального бюджета на капитальное строительство фондовой оранжереи, выполнения государственных контрактов и договоров подрядчиков, постановки на бухгалтерский учет введенных за счет бюджетных инвестиций основных средств и государственной регистрации прав на них.
7. Обеспечить государственную регистрацию прав ФАНО России на используемое имущество и его надлежащий учет в реестре федерального имущества в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества".
8. Провести оценку фактической потребности подведомственных организаций в имуществе, предоставленном им в безвозмездное пользование (в том числе Российской академией наук), и сформировать предложения по его перераспределению в установленном порядке.
9. Возобновить работу по выявлению и включению организаций, находившихся в ведении Российской академии наук, Российской академии медицинских наук и Российской академии сельскохозяйственных наук до дня вступления в силу Федерального закона от 27 сентября 2013 г. N 253-ФЗ "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в Перечень организаций, подведомственных ФАНО России.
10. Нормативно закрепить необходимость формирования обоснований принятия решений комиссией по согласованию совершения крупных и иных сделок подведомственным организациям, созданной приказом ФАНО России от 7 марта 2014 г. N 19, и комиссией по рассмотрению вопросов использования, распоряжения федеральным недвижимым имуществом, особо ценным движимым имуществом и сделок с ним, закрепленным за организациями, подведомственными Федеральному агентству научных организаций, образованной приказом ФАНО России от 12 марта 2014 г. N 22.
11. Во исполнение пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. N 228 "О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий", обеспечить разработку и утверждение стратегий развития подведомственных ФАНО России федеральных государственных унитарных предприятий.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 21 мая 2015 г. N 22К (1033)).
О результатах рассмотрения настоящего представления и принятых мерах необходимо проинформировать Счетную палату Российской Федерации в течение 60 дней со дня его получения.
Аудитор |
М.С. Рохмистров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 25 мая 2015 г. N ПР 14-66/14-02
Текст представления официально опубликован не был