Постановление Верховного Суда РФ от 6 ноября 2015 г. N 309-АД15-14825
Судья Верховного Суда Российской Федерации Зарубина Е.Н.,
рассмотрев жалобу автономной некоммерческой организации по управлению домами "Единый СПК" (ранее - специализированный потребительский кооператив по управлению домами "Единый СПК") на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 13.04.2015 по делу N А71-1568/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2015 по тому же делу, установил:
Специализированный потребительский кооператив по управлению домами "Единый СПК" обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии при Администрации Ленинского района города Ижевска от 27.01.2015 N 15/82 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 11.2 Закона Удмуртской Республики от 13.10.2011 N 57-РЗ "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений" (далее - Закон N 57-РЗ) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 13.04.2015 в удовлетворении заявления кооператива отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Автономная некоммерческая организация по управлению домами "Единый СПК" обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой на принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение норм права.
По результатам рассмотрения жалобы и приложенных к ней материалов оснований для отмены обжалуемых судебных актов не установлено.
При рассмотрении материалов дела суды установили, что 15.01.2015 и 16.01.2015 административной комиссией при осмотре придомовой территории многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. Строителей, 53а, установлено, что не обеспечено надлежащее содержание территории указанного дома, а именно: не проведена очистка территории от мусора.
Выявленные нарушения отражены в актах осмотра территории (объекта) от 15.01.2015 и 16.01.2015, к которым приложены схемы, фототаблицы.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении кооператива протокола об административном правонарушении от 22.01.2015 N 10 и последующего вынесения административным органом постановления от 27.01.2015 N 15/82 о привлечении кооператива к административной ответственности по части 1 статьи 11.2 Закона N 57-РЗ с назначением наказания в виде штрафа в размере 15 000 рублей.
Согласно части 1 статьи 11.2 Закона N 57-РЗ непроведение предусмотренных муниципальными правовыми актами работ по содержанию и уборке территорий и объектов благоустройства, повлекшее их загрязнение и засорение, либо нарушение установленных сроков и порядка проведения указанных работ, не повлекшие нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических требований, а именно работ: по очистке от мусора, опавшей листвы, порубочных остатков деревьев и кустарников; по кошению травы; по поддержанию систем водоотвода (закрытой и открытой) в исправном состоянии, в том числе по очистке, промывке, ремонту коллекторов ливневой канализации, дождеприемных и смотровых колодцев, водопропускных труб, водоотводных лотков, дренажных и ливневых канав; по уборке (очистке) территорий, объектов благоустройства, в том числе кровель, карнизов, водостоков и иных поверхностей от снега, сосулек, ледяных наростов и удалению зимней скользкости, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятнадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Решением Городской Думы города Ижевска от 28.06.2012 N 308 утверждены Правила благоустройства города Ижевска (далее - Правила благоустройства N 308) В целях благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в городе Ижевске юридические лица, физические лица в соответствии и в пределах, установленных настоящими Правилами, обязаны: содержать в чистоте и исправном состоянии цоколи, витрины, вывески, объекты наружной рекламы и информации, телевизионные антенные устройства, уличные и дворовые светильники, а также киоски, павильоны, будки телефонов-автоматов, объекты мелкорозничной торговли, контейнерные площадки и территории объектов благоустройства; обеспечивать содержание территорий, уборку мест общего пользования зданий, сооружений, очистку территорий от мусора, снега, скоплений дождевых и талых вод, технических и технологических загрязнений, ликвидацию зимней скользкости, гололеда, удаление обледенений (пункты 3.1, 3.1.2, 3.1.3).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 4.2 Правил благоустройства N 308 ответственными за благоустройство и содержание объектов благоустройства являются физические и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в том числе на территориях земельных участков и зданиях многоквартирных домов - организации, осуществляющие управление жилищным фондом, либо собственники многоквартирного жилого дома, выбравшие непосредственный способ управления.
Подпунктом 2 пункта 4.4.1 Правил благоустройства N 308 установлено, что мероприятия по содержанию объектов благоустройства производятся с целью ликвидации загрязненности и запыленности посредством проведения работ, в том числе, включающих в себя в том числе сбор и уборку мусора.
Оценив представленные доказательства на предмет достоверности, достаточности и допустимости, в том числе в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, и установив факт несоблюдения кооперативом как управляющей компанией указанных требований Правил благоустройства N 308, а именно: не проведение работ по очистке от мусора придомовой территории многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. Строителей, 53а, что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.2 Закона N 57-РЗ, суды пришли к выводу о наличии в действиях кооператива состава вменяемого административного правонарушения.
При этом суды указали, что поскольку указанный жилой дом находится в управлении кооператива, которое является лицом, ответственным за проведение работ по содержанию и уборке территории многоквартирного дома, то на него распространяется действие Правил благоустройства N 308.
Доказательств, подтверждающих принятие кооперативом всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению заявителем установленных законодательством обязанностей, не представлено.
Административный орган в пределах предоставленной ему компетенции привлек кооператив к ответственности за нарушение действующих на территории муниципального образования Правил благоустройства N 308.
Сроки и процедура привлечения кооператива к административной ответственности судами проверены; нарушений комиссии, которые могли бы повлечь невозможность привлечения заявителя к административной ответственности, не установлено. Штраф назначен в пределах санкции статьи 11.2 Закона N 57-РЗ. С учетом обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, в отсутствие доказательств исключительности суды не установили обстоятельств, позволяющих признать совершенное кооперативом правонарушение малозначительным в силу статьи 2.9 КоАП РФ.
Доводы кооператива, изложенные в жалобе, с учетом установленных фактических обстоятельств, выводы судов не опровергают. Несогласие заявителя с оценкой доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку нарушений судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела не установлено, оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья постановил:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 13.04.2015 по делу N А71-1568/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2015 по тому же делу оставить без изменения, а жалобу автономной некоммерческой организации по управлению домами "Единый СПК" - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Е.Н. Зарубина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Суда РФ от 6 ноября 2015 г. N 309-АД15-14825 по делу N А71-1568/2015
Текст постановления официально опубликован не был