Представление Счетной палаты РФ от 4 июня 2015 г. N 03-104/03-03
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2015 год проведено контрольное мероприятие Проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2014 год в федеральных органах государственной власти и организациях" на объектах Федеральная таможенная служба, Внуковская таможня, Центральная базовая таможня, Центральный клинический госпиталь ФТС России, Центральная поликлиника ФТС России по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки:
1. В 2014 году во Внуковской таможне произведено таможенное оформление товаров ООО "Оптторгсервис" (ДТ N 10001020/261014/0017453, ДТ N 10001020/241 114/0019320) на которые в соответствии с подпунктом 2 статьи 150 и подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации предоставлены льготы по уплате НДС в сумме 80,03 млн. рублей:
Данные товары ввозились на территорию Российской Федерации в рамках контракта от 10 ноября 2014 г. N DD777, заключенного ООО "Оптторгсервис" с Osauhing Charmfield Эстония, Tallinn, Ahtri 10а, и контракта от 15 сентября 2014 г, N 04DF, заключенного ООО "Оптторгсервис" с Osauhing Stirlingshire Ltd Эстония, Tallinn, Ahtri 10a.
Согласно пояснениям должностных лиц Внуковской таможни, представленным в Счетную палату Российской Федерации, в отношении товаров, заявленных по ДТ N 10001020/261014/0017453 в качестве документов, подтверждающих обоснованность применения льготы по уплате НДС, представлены:
- на аппарат лазерный терапевтический М22 с принадлежностями, код ОКП 9444 20: регистрационное удостоверение на изделие медицинского назначения (медицинскую технику) от 22 августа 2012 г. N ФСЗ 2012/12713, декларация о соответствии от 24 октября 2014 г. РОСС IL.АГ80.Д09296;
- на аппарат лазерный терапевтический Lightsheer Duet с принадлежностями, код ОКП 9444 20: регистрационное удостоверение на изделие медицинского назначения (медицинскую технику) от 28 сентября 2012 г. N ФСЗ 2012/13005, декларация о соответствии от 24 октября 2014 г, РОСС IL.АГ80.Д09297;
- на аппарат лазерный хирургический Acupulse AES 40-R с принадлежностями код ОКП 9444 20: регистрационное удостоверение на изделие медицинского назначения (медицинскую технику) от 15 октября 2012 г. N ФСЗ 2012/13004, декларация о соответствии от 24 октября 2014 г. РОСС IL.АГ80.Д09298;
- на приборы, применяемые в медицине к аппарату серии Thermacool, код ОКП 94 4420: регистрационное удостоверение на изделие медицинского назначения (медицинскую технику) от 27 сентября 2010 г. N ФСЗ 2010/07824, декларация о соответствии от 24 октября 2014 г. РОСС US.АГ80.Д09295.
В отношении товаров, заявленных по ДТ N 10001020/241114/0019320 в качестве документов, подтверждающих обоснованность применения льготы по уплате НДС, представлены:
- на аппарат лазерный терапевтический Lightsheer Duet с принадлежностями, код ОКП 9444 20: регистрационное удостоверение на изделие медицинского назначения (медицинскую технику) от 28 сентября 2012 г. N ФСЗ 2012/13005, декларация о соответствии от 24 октября 2014 г. РОСС IL..АГ80.Д09297;
- на аппарат лазерный хирургический Acupulse AES 40-R с принадлежностями код ОКП 9444 20: регистрационное удостоверение на изделие медицинского назначения (медицинскую технику) от 15 октября 2012 г. N ФСЗ 2012/13004, декларация о соответствии от 24 октября 2014 г. РОСС IL.АГ80.Д09298;
- на приборы, применяемые в медицине к аппарату серии Thermacool, код ОКП 94 4420: регистрационное удостоверение на изделие медицинского назначения (медицинскую технику) от 27 сентября 2010 г. N ФСЗ 2010/07824, декларация о соответствии от 24 октября 2014 г. РОСС US.АГ80.Д09295.
В связи с отсутствием возможности отправки (на момент осуществления таможенного оформления) запроса в федеральные органы исполнительной власти через систему межведомственного информационного взаимодействия сведений о разрешительных документах по ДТ N 10001020/261014/0017453, ДТ N 10001020/2411 14/0019320, таможенный орган самостоятельно применил общероссийский профиль риска 93333, предусматривающий меру по минимизации риска (615) "Запрос дополнительных документов и сведений, с целью проверки информации, содержащейся в таможенных документах". По результатам запроса, в таможенный орган в электронном виде были представлены сканированные копии деклараций соответствия и регистрационных удостоверений на изделие медицинского назначения (медицинскую технику).
При этом таможенный орган в целях минимизации риска нарушения таможенного законодательства не воспользовался данным ему правом и не применил меру 639 - "Направление запроса декларанту о предоставлении оригиналов документов и (или) копий документов, заверенных в установленном порядке, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, на бумажных носителях (при декларировании товаров в электронной форме)". Данное право установлено приложением N 14 к Временной инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при реализации системы управления рисками, утвержденной приказом ФТС России от 24 апреля 2014 г. N 778. В соответствии с приложением, мера может применяться должностными лицами самостоятельно без указания в профиле риска.
В рамках проверки в ходе анализа документов, представленных декларантом при помещении товаров под таможенную процедуру, выявлены факты представления документов не соответствующих указанным в ДТ.
По ДТ 10001020/241114/0019320, в графе 44 указаны следующие декларации о соответствии (код документа 01191):
- на товар N 1 - от 24 ноября 2014 г. РОСС IL.АИ58.Д06212 (срок действия по 23 ноября 2015 года);
- на товар N 1 - от 24 ноября 2014 г. РОСС IL.АИ58.Д06213 (срок действия по 23 ноября 2015 года);
- на товар N 2 - от 24 ноября 2014 г. РОСС US.АИ58.Д06211 (срок действия по 23 ноября 2015 года).
Декларантом в формализованном виде представлены документы, имеющие идентичные номера, а в бинарном виде, следующие сканированные декларации о соответствии, имеющие номера несоответствующие указанным в ДТ:
- на товар N 1 - от 24 октября 2014 г. РОСС IL.АГ80.Д09297 (срок действия по 23 ноября 2015 года);
- на товар N 1 - от 24 октября 2014 г. РОСС IL.АГ80.Д09298 (срок действия по 23 ноября 2015 года);
- на товар N 2- от 24 октября 2014 г. РОСС IL.АГ80.Д09295 (срок действия по 23 ноября 2015 года).
При этом следует отметить, что наименование товаров, указанных в декларациях о соответствии, во всех случаях одинаковое.
На запрос таможенного органа о представлении дополнительных документов и сведений, декларантом представлены документы (бинарный вид) не соответствующие документам, на основании которых заполнялась декларация на товар.
Согласно пояснениям, представленным начальником отдела таможенного оформления и таможенного контроля (далее - ОТОиТК) N 1 таможенного поста Аэропорт Внуково (грузовой) М.С. Белоноговым, при совершении документального контроля по ДТ N 10001020/241114/0019320 должностным лицом таможенного поста было установлено, что представленные при таможенном декларировании декларации о соответствии, указанные в 44 графе ДТ, содержат информацию о номере контракта (от 15 сентября 2014 г. N 04DF), который не соответствует номеру контракта (от 10 ноября 2014 г. N DD777), в рамках которого осуществлен ввоз товаров, заявленных по ДТ N 10001020/241114/0019320.
Должностным лицом таможенного поста в соответствии с 615 мерой по минимизации риска N 11/10000/28062004/93333 был осуществлен запрос декларации соответствия на декларируемый товар, ввезенный по контракту от 10 ноября 2014 г. N DD777.
После представления деклараций соответствия, заполненных должным образом и отвечающих соблюдению условий выпуска, в графу 44 ДТ с разрешения таможенного органа были внесены соответствующие изменения и осуществлен выпуск ДТ.
Ошибочное указание декларантом в ДТ сведений о декларациях о соответствии, отсутствие запроса со стороны таможенного органа о предоставлении документов на бумажных носителях и, как следствие, отсутствие на бумажном носителе заверенных копий регистрационных удостоверений и деклараций о соответствии, а также противоречивые сведения, представленные в рамках объяснений заместителем начальника таможни А.Ю. Крыловым и начальником ОТО и ТК N 1 таможенного поста Аэропорт Внуково (грузовой) М.С. Белоноговым, свидетельствуют, что со стороны таможенного органа не в полной мере осуществлены мероприятия по минимизации риска нарушения таможенного законодательства, в части предоставления при декларировании товаров недостоверных документов, являющихся основанием для представления льгот по уплате НДС.
2. В 2014 и 2015 годах компаниями ООО "СКМ-Торг", ООО "Комплексные Поставки", ООО "Лавия", ООО "Простор", ООО "Ай Ти Логистика", "Новотекс", ООО "Эскада", ООО "Экспресс Мастер", ООО "Грэм Логистик" в рамках контрактов, заключенных с лицами, зарегистрированными в государствах и территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (Китайская Народная Республика (Гонконг (Сянган), Республика Сингапур)*, и Республика Кипр (ранее являлась оффшорной зоной), на территорию Российской Федерации ввозились товары с высокой стоимостью и помещались под таможенную процедуру таможенного склада в регионе деятельности Внуковской таможни. Основное количество товаров в настоящее время находится под таможенным контролем и размещено на таможенном складе. На момент проведения контрольного мероприятия, время нахождения данных товаров на таможенном складе составляет от 7 до 10 месяцев. Общая сумма находящихся товаров на таможенном складе составила 74 437,87 тыс. долларов США, всего было помещено под процедуру таможенного склада за 2014 - 2015 годы товаров на сумму 122 512,38 тыс. долларов США.
Компании, являющиеся получателями данных товаров, были зарегистрированы как юридические лица в период с 2012 по 2014 годы, таможенное оформление в регионе деятельности Внуковской таможни совершали впервые, ряд организаций имеет признаки фирм-однодневок (минимальный размер уставного капитала, организации оформляют ДТ впервые).
Экспертиза товаров из отдельных хранящихся партий показывает, что они являются бывшими в употреблении и их рыночная стоимость в два раза меньше заявленной стоимости при их декларировании.
Две компании (ООО "Лавия" и ООО "Эскада") являются аффилированными структурами, учредитель и генеральный директор в данных компаниях - одно и тоже лицо.
ООО "Лавия", зарегистрированное как юридическое лицо в ноябре 2013 года, в июле 2014 года принимает решение о своей ликвидации.
По двум поставкам (ООО "Лавия", ООО "Ай Ти Логистика") процедура таможенного склада была завершена помещением товаров под процедуры выпуск для внутреннего потребления и реэкспорт. При этом под процедуру выпуска товаров в свободное обращение (ИМ 40) помещена незначительная часть товаров (ООО "Лавия" - 2 штуки из общего количества 10 000 штук, "Ай Ти Логистика" - 3 штуки из общего количества 5 028 штук).
ООО "Ай Ти Логистика" в сентябре 2014 года помещен по процедуру таможенного склада товар - аппаратура для систем волоконно-оптической связи общей стоимостью 50 310,00 тыс. долларов США, в количестве 5 031,00 штук. Стоимость за единицу товара составила 10,00 тыс. долларов США.
Применение мер по минимизации риска - представление декларантом оригиналов документов или копий, заверенных в установленном порядке, направление копий деклараций и прилагаемых к ним документов в структурное подразделение таможни, осуществляющее координацию и применение системы управления рисками (СУР), проведение таможенного досмотра товаров, проведение экспертизы Центральным экпертно - криминалистическим таможенным управлением ФТС России (далее - ЦЭКТУ), направление информации в правоохранительный блок таможни, осуществление выпуска товаров по согласованию с начальником таможенного поста по информации таможенного органа не привело к какому-либо результату.
В результате проверочных мероприятий оперативно-розыскным отделом таможни, проводимых с учетом заключения таможенной экспертизы, нарушений не установлено.
Вместе с тем, заключением экспертизы*(1) ЦЭКТУ установлено, что данные товары являются бывшими в употреблении (степень фактического износа - 40%), рыночная стоимость товаров на рынке России по состоянию 11 сентября 2014 года составляет 131 241,6 тыс. рублей (цена за единицу товара 26 040 рублей), что многократно ниже стоимости, заявленной при помещении данных товаров под процедуру таможенного склада.
Товары в количестве 5 028,00 штук, стоимостью 50 280,90 тыс. долларов США помещены под процедуру реэкспорта N 10001020/301014/0017751.
По одной поставке (ООО "Эскада"), ДТ была отозвана и товар вывезен по процедуре реэкспорта по заявлению декларанта.
На момент проведения контрольного мероприятия, информация о возврате валютной выручки за товар, ввезенный на территорию Российской Федерации и впоследствии вывезенный, отсутствует.
Товары (по результатам экспертизы) являются бывшими в употреблении, стоимость данных товаров в два раза меньше стоимости, заявленной при помещении товаров под процедуру таможенного склада. Согласно заявленным сведениям по ДТ, товары в большинстве случаев являются компьютерными составляющими (высокотехнологичными), при этом нахождение длительное время данных товаров на таможенном складе экономически нецелесообразно в связи с быстрым моральным старением и потерей стоимости.
Все поименованные факторы указывают на то, что в 2014 и 2015 годах в регионе деятельности Таможни компаниями осуществлялось таможенное декларирование товаров с целью возможного незаконного вывода денежных средств за границу.
Аналогичные факты имеются в регионе деятельности Псковской таможни - ООО "Давня" были помещены под таможенную процедуру таможенного склада по ДТ 10209080/130214/0000393 товары - Специальная голограмма из пластмасс (полиэтилен) на самоклеящейся основе в рулонах шириной более 20 см. Всего 50 рулонов по 2 0000 шт. (1 000 000 шт.). Стоимостью 30 000,00 тыс. долларов США.
Также в регионе деятельности Псковской таможни помещались под процедуру таможенного склада товары (программное обеспечение "VPN LUX") в период март-сентябрь 2013 года (с разницей в цене единицы товара в 2,2 раза от 15,0 тыс. долларов США за ед. до 33,0 тыс. долларов США за ед.) по 19 ДТ*(2) в адрес разных компаний*(3) на общую сумму 955 501,25 тыс. долларов США, в количестве 33,46 тыс. штук. На момент проведения проверки информация о помещении данных товаров под иные таможенные процедуры с целью завершения таможенной процедуры таможенного склада отсутствует.
3. Компетенция Внуковской таможни по совершению таможенных операций с товарами, перемещаемых с применением карнетов АТА.
При осуществлении таможенных операций и осуществлении таможенного контроля в отношении товаров, перемещаемыми с применение карнетов АТА, таможенные органы руководствуются Методическими рекомендациями о применении карнета АТА, утвержденным приказом ФТС России от 28 декабря 2012 г. N 2675 (далее - Методические рекомендации).
Счетная палата Российской Федерации провела выборочную проверку ведения журнала регистрации временного ввоза по карнетам АТА.
В ходе выборочной проверки журнала были выявлены карнеты АТА по которым в журнале отсутствовали отметки о снятии с контроля и срок вывоза по которым истек.
На момент проведения контрольного мероприятия по 15 карнетам АТА (отобранным в ходе выборочной проверки) процедура временного ввоза товара с применением карнета АТА не завершена или у таможенного органа отсутствует информация о завершении процедуры иным таможенным органом.
Общая стоимость товаров по данным карнетам АТА (в валюте карнета) составляет, 1 350 долларов США, 14 000 китайских юаней и 87 124 евро.
Нарушение срока вывоза товаров по данным карнетам АТА составляет от 3 до 7 месяцев.
N п/п |
Дата регистрационного номера листа карнет АТА |
N карнета АТА |
Общая стоимость товара |
Разрешенный срок временного ввоза до: |
1 |
15.01.14 |
TR-22919 |
1350 Дол. США |
12.01.15 |
2 |
16.01.14 |
CN01/2013-0935 |
7000 Китайских юаней |
18.12.14 |
3 |
16.01.14 |
CN01/2013-0936 |
7000 Китайских юаней |
18.12.14 |
4 |
27.01.14 |
FR-XV-1/1400797 |
1300 Евро |
18.01.15 |
5 |
27.01.14 |
FR-XV-1/1400799 |
3900 Евро |
18.01.15 |
6 |
24.02.14 |
DE-0382/13PU |
21002 Евро |
01.09.14 |
7 |
25.03.14 |
DE-00029714B |
2230 Евро |
19.03.15 |
8 |
07.04.14 |
DE062-11-LG |
5000 Евро |
31.03.15 |
9 |
14.04.14 |
DE00037014 |
6845 Евро |
07.04.15 |
10 |
28.11.13 |
DE0I20/13MZ |
21240 Евро |
12.11.14 |
11 |
03.12.13 |
DE 9152/DA |
15970 Евро |
26.11.14 |
12 |
03.09.13 |
IT 85812/RN |
9637 Евро |
14.08.14 |
Должностными лицами Внуковской таможни представлены объяснения, согласно которым, при завершении срока временного ввоза и отсутствии информации об обратном вывозе товаров, перемещаемых по карнету АТА, таможенный орган за подписью начальника таможенного пост или начальника таможни направляет запрос в таможенные органы, обладающие компетенцией на совершение таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых авиационным транспортом и товаров, перемещаемых с применением карнета АТА, с просьбой проинформировать таможенный орган о завершении процедуры временного ввоза. Данная процедура запроса не предусмотрена Методическими рекомендациями. Выбор таможенного органа в адрес которого направляется запрос осуществляется на основании данных, представленных заявителем при ввозе товаров, с применением карнета АТА или в соответствии с видом транспорта, которым ввозился данный товар (авиационный). В ходе проверки были представлены копии запросов, направленных таможенным органом только в таможенные органы, обладающие компетенцией на совершение таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых авиационным транспортом (Шереметьевская, Домодедовская и Пулковская таможня).
При этом пунктом 49 Методических рекомендаций установлен обратный порядок информирования, так в случае осуществления обратного вывоза (реэкспорта) товаров таможенный орган, правомочный принимать для целей таможенного оформления товаров карнеты АТА и отличный от контролирующего таможенного органа, производит оформление соответствующего отрывного листа (ваучера) белого цвета "reexportation" карнета АТА и направляет его копию в трехдневный срок в таможенный орган ввоза для завершения контроля действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска).
В соответствии с пунктом 65 Методических рекомендаций таможенный пост, на контроле которого находятся товары, оформленные по карнету АТА, при обнаружении нарушения положений Конвенций, указанных в пункте 1 Методических рекомендаций, направляет в отдел таможни, контролирующий таможенную процедуру, документы, подтверждающие факт нарушения.
Во Внуковской таможне функции отдела контролирующего таможенную процедуру выполняет отдел таможенных процедур и таможенного контроля (далее - ОТПиТК). В соответствии с пунктом 66 Методических рекомендаций ОТПиТК должен не позднее следующего рабочего дня принять решение о выявлении факта нарушения держателем карнета АТА положений Конвенций и направить докладную записку на имя начальника таможни или лица, его замещающего. В докладной записке излагается суть нарушения, повлекшего возникновение обязанности по уплате таможенных платежей, а также содержатся поручения отделу товарной номенклатуры, происхождения товаров и торговых ограничений (далее - ОТНПТиТО) определить код товара в соответствии с ТН ВЭД ТС и отделу таможенных платежей (далее - ОТП) осуществить расчет сумм таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов за таможенные операции, пеней, подлежащих уплате.
ОТПиТК, в соответствии с пунктами 56 и 68 Методических рекомендаций о применении карнета АТА направляет требование об уплате таможенных платежей в Торгово-промышленную палату Российской Федерации (далее - ТПП России) заказным письмом с уведомлением о вручении или вручает требование под подпись.
Согласно пояснениям, представленным начальником ОТПиТК таможни Р.В. Курзенковым, оперативный контроль за осуществлением фактического вывоза товаров, оформленных с применением карнета АТА, осуществляется должностными лицом таможенного поста, которое осуществляет выпуск товаров. В случае неосуществления фактического вывоза из Российской Федерации товаров, оформленных с применением карнета АТА, таможенным постом информация передается в отдел таможенных процедур и таможенного контроля (пункт 65 Методических рекомендаций). В 2014 году информация от таможенных постов о неосуществлении фактического вывоза из Российской Федерации товаров, в ОТПиТК не поступала.
Однако в ходе контрольного мероприятия были представлены копии документов о направлении таможенным постом Аэропорт Внуковской таможни в ОТПиТК сведений о нарушении положений Таможенной конвенции о карнете АТА для временного ввоза товаров от 6 декабря 1961 года по карнету АТА N DE 0454/13DD, срок действия которого истек 17 ноября 2014 года (служебная записка от 7 апреля 2015 г. N 02-31/0477).
В ответ на запрос таможенного поста Аэропорт Внуково (служебная записка от 8 апреля 2015 г. N 11-29/199) о нарушении сроков вывоза товара, ввезенного на территорию Таможенного союза с применением карнета АТА через таможенный пост Аэропорт Внуково, ОТПиТК информировал таможенный пост о необходимости представления информации о мероприятиях, предпринятых должностными лицами таможенного поста, для подтверждения фактического вывоза товаров, что не предусмотрено Методическими рекомендациями, в соответствии с которыми ОТПиТК после получения информации о нарушении сроков вывоза товаров от таможенного поста, должен принять решение о выявлении факта нарушения. В данном случае со стороны ОТПиТК происходит затягивание вопроса подготовки и направления требования в ТПП России, что в случае подтверждения факта нарушений, может привести к невозможности взыскания причитающихся к уплате таможенных платежей.
Помимо ведения журнала регистрации товаров по карнетам АТА*(4), должностные лица таможенного органа в соответствии с Методическими рекомендациями при совершении таможенных операций и таможенного контроля товаров, перемещаемых с применением карнета АТА, ведут в электронном виде базы данных (КПС "Карнет АТА"). По состоянию на 17 апреля 2015 года на таможенном посту эксплуатируется программное средство "Карнет АТА" версия от 28 декабря 2006 N 6.3. - Карнет АТА П (пост). В течение 8 лет данное программное средство не обновлялось.
В таможне должны использоваться два модуля:
- версия 6.3. - Карнет АТА П (пост);
- версия 6.6. -Карнет АТА Т (таможня).
В ходе контрольного мероприятия выявлено, что в ОТПиТК Внуковской таможни не установлено и не эксплуатируется "КИС Карнет АТА". Согласно пояснениям, представленным начальником отдела таможенных процедур и таможенного контроля Таможни Р.В. Курзенковым, специальное программное средство, позволяющее в автоматическом режиме осуществлять контроль за товарами, перемещаемыми через границу Таможенного союза с использованием карнета АТА, в таможне отсутствует.
Вышеизложенное свидетельствует, что в рамках совершения таможенных операций при помещении товаров под процедуру временного ввоза, с применением карнета АТА, а также при завершении данной процедуры, со стороны должностных лиц Таможни не в полной мере осуществляется таможенный контроль и соблюдаются требования таможенного законодательства. На данную ситуацию, в том числе влияет отсутствие в таможенных органах современного программного средства позволяющего в автоматическом режиме осуществлять контроль за товарами, перемещаемыми с применением карнета АТА.
4. В 2013 году Внуковской таможней было начато претензионное производство в отношении ООО "Гарант ОЙЛ" по факту нарушения указанной организацией условий государственного контракта от 25 июня 2013 г. N 0373100038313000014-0157629-01 на сумму 1 347,79 тыс. рублей на поставку автомобильного топлива, выразившегося в неисполнении со стороны организации обязательств по контракту на сумму 404,34 тыс. рублей.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 24 февраля 2014 года по делу N А40-178029/13, с учетом уточнения исковых требований и уменьшения их суммы с 404,34 тыс. рублей до 384,53 тыс. рублей, требования Внуковской таможни были удовлетворены в полном объеме.
Таможня не увеличила исковые требования па сумму пени за нарушение сроков оказания услуг, уплата которых предусмотрена пунктом 6.1 вышеуказанного государственного контракта. В соответствии с данным пунктом поставщик при нарушении срока оказания услуг уплачивает заказчику пени в размере одной трехсотой действующей на день уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены неоказанных в срок услуг, включая НДС, за каждый календарный день просрочки, начиная со дня, следующего после дня истечения срока оказания услуг.
Дважды постановлениями судебного пристава-исполнителя от 25 апреля 2014 года и от 27 октября 2014 года, таможне было отказано в возбуждении исполнительного производства в связи с тем, что исполнительный документ предъявлен без заявления взыскателя и с неподтверждением документами полномочия руководителя организации, удостоверяющими его служебное положение соответственно.
В рамках указанных постановлений таможне было разъяснено, что устранение обстоятельств, повлиявших на отказ в возбуждении исполнительного производства, не препятствует повторному направлению исполнительного документа судебному приставу-исполнителю.
Однако таможня не воспользовалась данным правом и не направила в течение года заявление о возбуждении исполнительного производства. На момент проведения контрольного мероприятия (23 апреля 2015 года) заявление в адрес отдела судебных приставов таможней не направлено.
Неоднократное затягивание претензионной работы (длящейся с октября 2013 года по апрель 2015 года) со стороны таможни может привести к невозможности взыскания денежных средств в размере 384,53 тыс. рублей (расчетно).
5. В период с 2012 по 2014 годы Центральной базовой таможней было заключено 5 государственных контрактов с ОАО "Новаторрус-Инвест" и один государственный контракт с ЗАО "ТК "Новаторрус-Инвест" (далее - Поставщик) на поставку моторного топлива в виде талонов на нефтепродукты литрового номинала.
По всем пяти государственным контрактам поставщики не исполнили условий контрактов, а именно не обеспечили в полном объеме прием талонов на АЗС.
Общая сумма неисполненных обязательств и сумма неустойки за нарушение сроков расчетно составили 24 589,85 тыс. рублей и 10 170,31 тыс. рублей соответственно, из них:
- 22 603,11 тыс. рублей и 9 867,08 тыс. рублей соответственно по контракту с ОАО "Новаторруе-Инвест";
- 1 986,74 тыс. рублей и - 303,23 тыс. рублей соответственно по контракту с ЗАО "ТК "Новаторрус-Инвест".
По фактам неисполнения условий контрактов ОАО "Новаторрус-Инвест"и ЗАО "ТК "Новаторрус-Инвест", таможня подала в Арбитражный суд г. Москвы исковые заявления о возмещении материального ущерба.
Арбитражным судом г. Москвы иски таможни удовлетворены в полном объеме и судебными приставами-исполнителями возбуждены исполнительные производства.
По результатам проверки ведения претензионной работы выявлены факты, указывающие на затягивание таможней ведения претензионной работы в связи с просрочкой исполнения обязательств по контрактам. Обращение взыскания на обеспечение исполнения государственных контрактов (банковские гарантии АКБ "Возрождение") не осуществлялось.
6. В 2014 году Территориальное управление Росимущества в городе Москве распоряжением от 11 февраля 2014 г. N 100 "О закреплении федерального недвижимого имущества на праве оперативного управления за Центральной базовой таможней" (далее - ЦБТ) закрепило за ЦБТ недвижимое имущество, ранее закрепленное за ФГУП "РОСТЭК" по адресу: - Москва, Новозаводская ул., д. 1 1/5 - 387,4 кв. м, балансовой стоимостью 18 462,18 тыс. рублей;
Свидетельство о государственной регистрации права оперативного управления таможни на указанный объект получено 8 декабря 2014 года.
В связи с переходом прав на данные помещения, ЦБТ письмом от 18 декабря 2014 г. N 01-40/5039 информировало ФГУП "РОСГЭК"о необходимости освободить занимаемые площади.
В момент проведения контрольного мероприятия помещение по адресу: Москва, ул. Новозаводская д. 11/5 не освобождено. В данном помещении продолжает функционировать столовая ФГУП "РОСТЭК", без юридических на то оснований.
7. В ходе контрольного мероприятия установлено, что в 2014 году ФТС России с нарушением требований Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ) заключен государственный контракт от 13 ноября 2014 г. N 264-К по приобретению за счет бюджетных инвестиций в сумме 710 000,0 тыс. рублей здания для Нижегородской таможни и трансформаторной подстанции, расположенных по адресу г. Нижний Новгород, ул. Родионова, 65.
Документами, являющимися решениями о подготовке и реализации бюджетных инвестиций (распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 августа 2014 г. N 1535-р, Федеральная адресная инвестиционная программа на 2014 год и на плановый период 2015-2016 годов, приказ ФТС России от 29 октября 2014 г. N 2112 "Об осуществлении бюджетных инвестиций в приобретение административного здания для перемещения Нижегородской таможни, не включенного в федеральные целевые программы"), конкретных объектов, нежилых зданий (их наименований, адресов) для приобретения определено не было.
Вместе с тем, ФТС России заключила государственный контракт от 13 ноября 2014 г. N 264-К с единственным поставщиком, руководствуясь пунктом 31 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ.
При заключении государственного контракта ФТС России были нарушены положения статьи 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ - заказчиком начальная (максимальная) цена контракта не была определена и не обоснована установленными законодательством методами.
Цена государственного контракта при его заключении ФТС России была установлена на основании отчета Торгово -промышленной палаты Нижегородской области N 107/14 "Об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости, расположенных по адресу: Нижегородская область, г. Нижний Новгород, ул. Родионова, 65" не прошедшего экспертизу и имеющего неустраненные замечания Федерального агентства по управлению государственным имуществом, устранение которых должно было привести к уменьшению итоговой стоимости, указанной в отчете.
При обосновании целесообразности выбора конкретного здания Приволжским таможенным управлением необходимая для размещения Нижегородской таможни площадь была необоснованно завышена, т.е. указана полезная площадь в размере 5274,36 кв.м. При этом норма, закрепляемая за государственными органами и организациями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения площади под административные цели в 9 кв. метров общей площади на одного работника аппарата*(5) была применена как норма для полезной площади.
Согласно данным технического паспорта от 10 сентября 2013 года, подготовленного Нижегородским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация БТИ", отраженным в отчете об оценке, действительная стоимость объекта составляет 131,7 млн. рублей. Средняя стоимость одного метра общей площади приобретенного здания составила 72,3 тыс. рублей за кв.м., в то время как стоимость одного квадратного метра общей площади предлагаемых к приобретению офисных зданий в г. Нижний Новгород по информации из открытых источников по продаже недвижимости в сети "Интернет"составляла 35-40 тыс. рублей за кв.м.
Аналогичные нарушения были выявлены при приобретении Домодедовской таможней здания для размещения таможни па сумму 58 930,0 тыс. рублей. Приобретаемый объект не был определен в решении о подготовке и реализации бюджетных инвестиций (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 августа 2014 г. N 1535-р). Приобретенное нежилое здание - его наименование и адрес не были указаны в Федеральной адресной инвестиционной программе на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов и в Приказе ФТС России от 17 декабря 2014 г. N 2485 "Об осуществлении бюджетных инвестиций в приобретение административного здания для Домодедовской таможни, не включенного в федеральные целевые программы".
8. В государственном казенном учреждении "Центральный клинический госпиталь ФТС России"допущена возможность доступа представителей коммерческих организаций, осуществляющих сопровождение программных продуктов, используемых госпиталем, к персональным данным сотрудников таможенных органов, что является нарушением госпиталем требований подпункта 3 пункта 1 статьи 18.1 и пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" в части обеспечения мер безопасности персональных данных при их обработке.
Так, в соответствии с обязательствами сторон по государственным контрактам от 12 декабря 2013 г. N 04-10-13/360 и от 31 декабря 2014 г. N 04-10-14/296 в рамках раздела "Регламент обслуживания"технического задания, заказчик (госпиталь) предоставляет сотрудникам исполнителя (ООО "Интерин сервис") два рабочих места, оснащенных компьютером с выходом в локальную сеть, ноутбуком с выходом в Интернет каждое и принтером.
Таким образом, имея возможность выхода в локальную сеть госпиталя, работники коммерческой организации получили функциональную возможность доступа к информации, имеющейся у госпиталя, в том числе о персональных данных сотрудников таможенных органов без их согласия.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" Федеральной таможенной службе необходимо устранить выявленные нарушения и недостатки и принять необходимые меры для их предупреждения в дальнейшем, в том числе предлагается:
1. Провести проверки соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации в части достоверности заявленных сведений и полноты уплаты таможенных платежей в федеральный бюджет но оформленным Внуковской таможней ДТ N 10001020/261014/0017453, ДТ N 10001020/241114/0019320.
2. Провести проверку соблюдения валютного законодательства при осуществлении ввоза товаров и помещения их под таможенную процедуру таможенного склада компаниями ООО "СКМ-Торг", ООО "Комплексные Поставки", ООО "Лавия", ООО "Простор", ООО "Ай Ти Логистика", "Новотекс", ООО "Эскада", ООО "Экспресс Мастер"ООО "Грэм Логистик"во Внуковской таможне, ООО "Лавия", ООО "Виконт", ООО "Нектон", ООО "Прима Плюс", ООО "Маунтап", ООО "Альтаир", ООО "Гратон", ООО "Юпитер", ООО "Диаманд", ООО "Солдекс", ООО "Фиерра", ООО "Альянс", ООО "Новые Информационные Технологии", ООО "Регарт"в Псковской таможне.
Проанализировать результативность применения мер по минимизации рисков при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного склада и иные таможенные процедуры при наличии рисков нарушения валютного и иного законодательства Российской Федерации (Таможенного союза), в том числе с использованием фирм-однодневок.
3. Провести проверку соблюдения условий таможенной процедуры временного ввоза (допуска) товаров, с применением карнетов АТА, оформленных в регионе деятельности Внуковской таможни.
4. Обеспечить в таможенных органах, включая Внуковскую таможню, применение, разработанного специализированного средства КПС Карнет АТА, в целях контроля в автоматическом режиме за товарами, перемещаемыми через границу Таможенного союза с использованием карнета АТА.
5. Обеспечить направление Внуковской таможней надлежежащим образом оформленных заявлений и иных необходимых документов в службу судебных приставов в целях возбуждения исполнительного производства в отношении ООО "Гарант ОЙЛ" по факту нарушения указанной организацией условий государственного контракта от 25 июня 2013 года.
6. Провести служебные проверки по фактам затягивания ведения претензионной работы со стороны должностных лиц Центральной базовой таможни.
7. Провести служебные проверки по фактам невзыскания со стороны должностных лиц Центральной базовой таможни обеспечения исполнения государственных контрактов (банковские гарантии АКБ "Возрождение").
8. Обеспечить надлежащее использование Центральной базовой таможней у ФГУП "РОСТЭК" федерального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за Центральной базовой таможней по распоряжению Территориального управления Росимущества в городе Москве от 11 февраля 2014 г. N 100;
9. Провести служебную проверку по фактам нарушения законодательства Российской Федерации при приобретении нежилых зданий для Нижегородской и Домодедовской таможен;
10. Провести проверку по фактам нарушения Центральным клиническим госпиталем ФТС России требований статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" в части доступа к персональным данным третьими лицами без согласия субъекта персональных данных.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 26 мая 2015 г. N 24 К (1035).
О результатах рассмотрения настоящего представления и принятых мерах необходимо проинформировать Счетную палату Российской Федерации в срок до 18 декабря 2015 года.
Аудитор |
С.И. Штогрин |
------------------------------
*(1) Заключение по результатам экспертизы ЦЭКТУ ФТС России от 12 ноября 2014 года N 24/3733/2014.
*(2) 10209080/060313/0000744, 10209080/190313/0000939, 10209080/280313/0001056, 10209080/280313/0001060, 10209080/250413/0001436, 10209080/060613/0001923, 10209080/110613/0001985, 10209080/190613/0002079, 10209080/270613/0002186, 10209080/100713/0002368, 10209080/120813/0002826, 10209080/280813/0003063, 10209080/030913/0003161, 10209080/040913/0003179, 10209080/050913/0003182, 10209080/120913/0003285, 10209080/240913/0003435, 10209080/260913/0003487, 10209080/270913/0003500
*(3) ООО "ВИКОНТ", ООО "НЕКТОН", ООО "ПРИМА ПЛЮС", ООО "МАУНТАП", ООО "АЛЬТАИР", ООО "ГРАТОН", ООО "ЮПИТЕР", ООО "ДИАМАНД", ООО "СОЛДЕКС", ООО "ФИЕРРА", ООО "АЛЬЯНС", ООО "НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ", ООО "РЕГАРТ"
*(4) Приказ ФТС России от 28 декабря 2012 г. N 2675 "Об утверждении методических рекомендаций о применении карнета АТА".
*(5) Постановление Правительства Российской Федерации от 5 января 1998 г. N 3 "О порядке закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 4 июня 2015 г. N 03-104/03-03
Текст представления официально опубликован не был