Представление Счетной палаты РФ от 28 августа 2015 г. N ПР 02-191/02/1-02
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2015 год проведено контрольное мероприятие "Проверка целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, выделенных федеральному государственному унитарному предприятию "Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС)" в 2013 - 2014 годах и истекшем периоде 2015 года" в ФГУП "Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС)" (далее - ИТАР-ТАСС, Агентство), по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. В нарушение пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 10 июня 1994 г. N 1200 "О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой" (в редакции указов Президента Российской Федерации от 5 октября 2002 г. N 1129, от 12 декабря 2014 г. N 778), подпункта 7 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации и пункта 30 Устава ИТАР-ТАСС не заключен трудовой договор с генеральным директором Михайловым С.В.
2. При исполнении государственного контракта подряда от 15 декабря 2012 г. N 2012.169676 на реконструкцию котельной Радиоцентра ИТАР-ТАСС в пос. Березка Петушинского района Владимирской области ООО "Промспецстрой" (генподрядчик) были нарушены сроки выполнения работ.
При этом меры по взысканию неустойки и по ее своевременному перечислению в доход федерального бюджета Агентством не предприняты, в результате чего не получен доход бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2013 году в сумме 604,5 тыс. рублей (расчетно).
Кроме того, сторонами указанного государственного контракта не урегулированы вопросы по его дальнейшему исполнению.
3. Проверкой установлено, что по состоянию на 1 января 2015 года в бухгалтерском учете ИТАР-ТАСС (на субсчете 08-3 "Строительство объектов основных средств") по остаточной стоимости числится 25 не завершенных строительством объектов. Общий объем средств, выделенных для финансирования объектов, составил 66 791,3 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета составили 64 665,4 тыс. рублей, из которых стоимость проектно-изыскательских работ по 24 объектам составляет 35 891,1 тыс. рублей, реконструкция котельной Радиоцентра (пос. Березка Петушинского р-на Владимирской обл.) - 28 774,2 тыс. рублей. Период начала строительства: 1998 - 2005 годы. На момент проверки Агентством не были приняты меры по вовлечению в оборот результатов данных работ по 24 объектам, а также по их инвентаризации и актуализации.
Следует отметить, что в замечаниях к акту по результатам контрольного мероприятия, направленных в Счетную палату Российской Федерации письмом от 28 июня 2015 г. N 417-сд, ИТАР-ТАСС проинформировало о проведении 22 июня 2015 года Коллегии ИТАР-ТАСС, которая постановила списать 22 объекта незавершенного строительства и обратиться в Росимущество с целью согласования решения о списании.
При этом в соответствии с Уставом Коллегия является совещательным органом и может рассматривать на своих заседаниях вопросы перспективного развития Агентства, участия Агентства в создании и деятельности коммерческих и некоммерческих организаций и эффективности такого участия. Полномочия Коллегии по списанию объектов незавершенного строительства Уставом не предусмотрены. На основании пункта 5 Положения об особенностях списания федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. N 834, решения о списании федерального имущества организацией принимаются постоянно действующей комиссией.
4. При определении размера части прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет, не соблюдается порядок, установленный абзацем четвертым пункта 6 Правил разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных предприятий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. N 228, в соответствии с которым часть прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет, в отношении предприятий, включенных в перечень федеральных государственных унитарных предприятий, в отношении которых установлен специальный порядок принятия федеральными органами исполнительной власти решений по отдельным вопросам деятельности этих предприятий, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2011 г. N 1060-р, определяется федеральными органами исполнительной власти на основании решения Правительства Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации или решений, принимаемых по его поручению Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации или Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации.
Предусмотренные указанной нормой акты, устанавливающие размер отчисления в федеральный бюджет части чистой прибыли ИТАР-ТАСС, отсутствуют.
Годовой программой ИТАР-ТАСС на 2015 год, утвержденной распоряжением Росимущества от 23 апреля 2015 г. N 262-р, установлены нулевые отчисления от чистой прибыли по итогам 2014 года.
Вместе с тем платежным поручением от 15 июня 2015 г. N 2308 в доход федерального бюджета предприятием перечислено 189 140,0 рубля (98% фактически полученной по итогам 2014 года прибыли).
5. Сотрудникам Сибирского РИЦ А.Г. Теличко и А.М. Алифиренко перечислены денежные средства в размере 500 рублей каждому, которые в рамках действующего законодательства не могут быть отнесены ни к суточным, ни к средствам, направленным на компенсацию расходов, понесенных сотрудником во время командировки. Учитывая изложенное, перечисление А.Г. Теличко и А.М. Алифиренко аванса с назначением "командировочные расходы" является неправомерным. Средства возвращены в кассу предприятия приходными ордерами от 3 августа 2015 г. N 1, N 2.
Кроме того, в нарушение пункта 26 постановления Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 г. N 749 "Об особенностях направления работников в служебные командировки" и в нарушение пункта 1.3.10 Положения об учетной политике авансовые отчеты А.Г. Теличко и А.М. Алифиренко об израсходованных в связи с командировкой суммах представлены с опозданием на 5 рабочих дней.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "пункта 26 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 г. N 749"
6. Проверкой установлено, что акты, регламентирующие финансовое обеспечение деятельности региональных филиалов ИТАР-ТАСС, не предполагают использование методики распределения и определения объемов субсидии, основанной на формулах их расчета, а также качественных и количественных показателях.
7. Закупочная деятельность ИТАР-ТАСС регламентируется Положением о закупках товаров, работ и услуг для нужд ИТАР-ТАСС, утвержденным в новой редакции приказом ИТАР-ТАСС от 22 февраля 2013 г. N 53-од. Положение о закупках позволяет подавляющее большинство закупок осуществлять у единственного поставщика. В проверяемом периоде в ИТАР-ТАСС преобладали закупки у единственного поставщика: удельный вес закупок, осуществляемых у единственного поставщика, составил 96,9% в 2013 году; 98,0% в 2014 году; 54,9% за 5 месяцев 2015 года.
Положение о порядке ведения договорной работы в ИТАР-ТАСС, утвержденное приказом ИТАР-ТАСС от 18 декабря 2013 г. N 575-од, не учитывает специфику оформления договоров с зарубежными контрагентами представительствами ИТАР-ТАСС за рубежом, в части, например, реквизитов контрагентов, перечня документов контрагентов, предоставляемых в ИТАР-ТАСС. Кроме того, указанным положением не предусмотрен порядок осуществления перевода и согласования договора, составленного на иностранном языке.
8. Установлено, что ИТАР-ТАСС заключены договоры на проведение ремонтных и отделочных работ в арендованных ИТАР-ТАСС на 5 лет помещениях Сибирского РИЦ на сумму 6 564 тыс. рублей. При этом часть помещений в соответствии с договорами аренды находилась в пригодном для эксплуатации состоянии.
9. В нарушение постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества"" не обеспечен учет в Реестре федерального имущества следующих объектов, закрепленных на праве хозяйственного ведения за ИТАР-ТАСС: объекты пансионата Пушкино (Пушкинский район, с. Пушкино), объект не завершенного строительством комплекса пансионата отдыха (Одинцовский район, п. Кораллово); девять объектов во Владимирской области (Петушинский район, п. Березка); объект в Санкт-Петербурге.
10. В нарушение статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не обеспечена государственная регистрация прав собственности Российской Федерации на объекты, переданные в хозяйственное ведение ИТАР-ТАСС: на три объекта в Москве; на объекты пансионата Пушкино; на не завершенный строительством комплекс пансионата отдыха (Одинцовский район, п. Кораллово); на объекты во Владимирской области (Петушинский район, п. Березка); а также на внесенные в Реестр федерального имущества два объекта в г. Санкт-Петербурге.
11. В нарушение статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не обеспечена государственная регистрация права хозяйственного ведения ИТАР-ТАСС на один объект в Москве (г. Москва, Тверской бульвар, д. 6, стр. 1 (помещения), а также на объекты не завершенного строительством комплекса пансионата отдыха (Одинцовский район, п. Кораллово).
12. В соответствии с государственным актом на право пользования землей, выданным Телеграфному агентству Советского Союза исполнительным комитетом Одинцовского районного (городского) Совета народных депутатов трудящихся в 1978 году (государственный акт N А - I 049640), за ИТАР-ТАСС продолжают оставаться закрепленными в бессрочном и бесплатном пользовании 5,6 гектара земли, предоставленной для оздоровительной базы творческих работников в п. Кораллово Одинцовского района Московской области. На основании пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" ИТАР-ТАСС было обязано до 1 июля 2012 года переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды. До настоящего времени права на земельный участок предприятием не переоформлены.
13. На основании распоряжения Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 28 февраля 2002 г. N 505-р "Об утверждении пообъектного состава недвижимого имущества, находящегося на праве хозяйственного ведения у Информационного телеграфного агентства России" не завершенный строительством комплекс пансионата отдыха по адресу: Одинцовский район, п. Кораллово закреплен за ИТАР-ТАСС на праве хозяйственного ведения. При этом на бухгалтерском учете ИТАР-ТАСС данный не завершенный строительством комплекс пансионата отдыха не стоит.
Таким образом, следует отметить наличие рисков вывода не завершенного строительством комплекса пансионата отдыха (Одинцовский район, п. Кораллово) из федеральной собственности, а также непоступления в доход федерального бюджета соответствующих сумм налоговых платежей.
14. Установлен значительный разброс значений стоимости аренды 1 кв. метра площади квартир, арендуемых ИТАР-ТАСС для сотрудников представительства в Пекине. При этом в ИТАР-ТАСС отсутствуют акты, регламентирующие нормы площади и другие характеристики жилых помещений, арендуемых ИТАР-ТАСС для работников зарубежных представительств.
15. Установлено, что в 2013 году ИТАР-ТАСС заключило договоры от 6 июня 2013 г. б/н и от 27 декабря 2013 г. б/н с дочерней организацией - ООО "Центр политического анализа" на осуществление экспертно-аналитического сопровождения информационной деятельности ИТАР-ТАСС. Стоимость услуг ООО "Центр политического анализа" по договорам составила в общей сложности 21 751 тыс. рублей.
В рамках договоров предусматривались:
подготовка и представление ИТАР-ТАСС экспертных заключений и комментариев по различным аспектам политической жизни Российской Федерации и зарубежных стран;
подготовка и представление авторских статей; редактура и публикация материалов на сайте "ТАСС-Аналитика";
графическое оформление материалов на сайте "ТАСС-Аналитика";
подбор и публикация анонсов мероприятий и событий в рубрику "Календарь".
При этом указанными выше договорами не определен адрес сайта "ТАСС-Аналитика" в сети "Интернет". Приложения к отчетам об оказании услуг содержат перечни опубликованных на сайте Центра политического анализа авторских статей и экспертных комментариев.
Вместе с тем запрос по указанным ссылкам переадресовывается на главную страницу сайта ИТАР-ТАСС tass.ru, на котором отсутствует информация о материалах, перечисленных в отчетах.
16. Установлено, что в 2015 году в нарушение пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", а также пункта 4 Устава ИТАР-ТАСС пользовалось заемными средствами ОАО "Акционерный Банк России" под 15% годовых, при разрешенной Росимуществом процентной ставке не более 11%. Следует отметить, что в замечаниях к акту по результатам контрольного мероприятия, направленных в Счетную палату Российской Федерации письмом от 28 июня 2015 г. N 417-сд, ИТАР-ТАСС проинформировало о получении одобрения Росимущества на использование заемных средств под 15% годовых (распоряжение Росимущества от 18 июня 2015 г. N 430-р).
В целях ликвидации возникших кассовых разрывов ИТАР-ТАСС в проверяемом периоде привлекло заемных средств в 2014 году по двум кредитным линиям на сумму 434 537,5 тыс. рублей, в 2015 году - 69 405,9 тыс. рублей.
При этом использование ИТАР-ТАСС заемных средств для покрытия кассового разрыва влечет за собой дополнительные расходы федерального бюджета на погашение процентов по кредитам. Размер процентов, выплаченных по двум кредитным линиям, составил в общей сложности в 2014 году - 15 007,76 тыс. рублей, в 2015 году - 15 293,13 тыс. рублей.
С учетом изложенного, принимая во внимание информацию ИТАР-ТАСС о принятых мерах по устранению нарушений и недостатков, указанных в акте по результатам контрольного мероприятия, и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" федеральному государственному унитарному предприятию "Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС)" предлагается принять необходимые меры для устранения выявленных нарушений и недостатков, в том числе следующие:
1) принять меры по взысканию неустойки за ненадлежащее исполнение условий контрактов (договоров) и перечислению неустойки (пеней, штрафов) в доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
2) завершить мероприятия по определению направлений дальнейшего использования объектов незавершенного строительства;
3) разработать методику определения и распределения объемов субсидии из федерального бюджета между филиалами и представительствами ИТАР-ТАСС с учетом объективных условий и факторов, используемых для обоснования и расчета, с применением качественных и количественных показателей;
4) обеспечить подготовку годовых планов командировок работников ИТАР-ТАСС в пределах Российской Федерации и за рубежом;
5) рассмотреть вопрос о разработке нормативов в отношении аренды жилых помещений для работников зарубежных представительств;
6) обеспечить при подготовке годовых программ деятельности ИТАР-ТАСС корректное отражение планируемой к перечислению в федеральный бюджет части чистой прибыли предприятия по итогам предыдущего года;
7) обеспечить внесение в Реестр федерального имущества сведений об объектах федерального имущества, закрепленных за ИТАР-ТАСС;
8) обеспечить государственную регистрацию права хозяйственного ведения на объекты федерального имущества, закрепленные за ИТАР-ТАСС;
9) обеспечить направление в Росимущество документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на объекты федерального имущества, закрепленные за ИТАР-ТАСС;
10) обеспечить постановку на балансовый учет не завершенного строительством комплекса объектов недвижимости пансионата отдыха (Одинцовский район, п. Кораллово), переданного в хозяйственное ведение ИТАР-ТАСС.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 19 августа 2015 г. N 35К (1046).
О результатах рассмотрения настоящего представления и принятых мерах необходимо проинформировать Счетную палату Российской Федерации в течение 90 дней со дня его получения.
Заместитель Председателя |
В.Е. Чистова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 28 августа 2015 г. N ПР 02-191/02/1-02
Текст представления официально опубликован не был