В настоящем обобщении практики применения Федерального закона от 28 июня 2014 года N 173-ФЗ "Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами, о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ) приводятся ответы на наиболее часто поступающие в Банк России вопросы российских финансовых организаций, связанные с применением данного закона.
Федеральный закон N 173-ФЗ устанавливает особенности взаимодействия организаций финансового рынка* (далее - ОФР) с лицами, на которых распространяется законодательство иностранного государства о налогообложении иностранных счетов, действующее на день вступления в силу Федерального закона N 173-ФЗ.
При этом Федеральный закон N 173-ФЗ не наделяет Банк России правом толкования его норм, равно как и норм иностранного законодательства, и устанавливает исчерпывающий перечень вопросов, по которым Банк России определяет порядок реализации требований Федерального закона (часть 10 статьи 2 и часть 3 статьи 9).
Вопросы, связанные с регистрацией в иностранном налоговом органе и направлением информации в иностранный налоговый орган
1. Предусмотрена ли законодательством Российской Федерации обязанность ОФР осуществить регистрацию в иностранном налоговом органе (далее - ИНО), а также ответственность за неосуществление регистрации либо за несвоевременную регистрацию в ИНО?
Федеральный закон N 173-ФЗ не содержит требования об обязательной регистрации ОФР в ИНО. Решение о целесообразности такой регистрации, равно как и сроках ее осуществления, должно приниматься ОФР самостоятельно.
Российское законодательство не предусматривает ответственности за несвоевременную регистрацию в ИНО.
При этом в случае регистрации в ИНО, совершенной в целях предоставления сведений, предусмотренных законодательством иностранного государства о налогообложении иностранных счетов, ОФР обязана уведомить уполномоченные органы о регистрации в ИНО (часть 1 статьи 3 Федерального закона N 173-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 15.27.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за ненаправление ОФР в уполномоченные органы либо направление с нарушением установленных порядка и сроков информации о регистрации такой ОФР в ИНО, совершенной в целях предоставления информации о лицах, на которых распространяется законодательство иностранного государства о налогообложении иностранных счетов (далее - клиент - иностранный налогоплательщик).
2. Распространяются ли требования Федерального закона N 173-ФЗ на микрофинансовые организации и кредитные потребительские кооперативы?
Федеральный закон N 173-ФЗ устанавливает исчерпывающий перечень видов финансовых организаций, которые относятся к ОФР (приведен в сноске 1). Микрофинансовые организации и кредитные потребительские кооперативы не относятся к ОФР, являющимся субъектами исполнения Федерального закона N 173-ФЗ.
3. Является ли нарушением законодательства Российской Федерации направление ОФР в ИНО и российские уполномоченные органы информации об отсутствии среди своих клиентов иностранных налогоплательщиков (так называемой "нулевой отчетности")?
Федеральный закон N 173-ФЗ не содержит требования о направлении ОФР в ИНО и российские уполномоченные органы "нулевой отчетности". Решение о целесообразности направления в ИНО "нулевой отчетности" ОФР принимает самостоятельно. При этом если ОФР будет предоставлять такую отчетность в ИНО, данная информация должна быть предварительно направлена в адрес уполномоченных органов в соответствии с частью 4 статьи 3 Федерального закона N 173-ФЗ.
4. Должна ли ОФР направить информацию о выявленном клиенте - иностранном налогоплательщике в Банк России и согласовать с Банком России направление указанной информации в ИНО?
Часть 4 статьи 3 Федерального закона N 173-ФЗ устанавливает обязанность ОФР не позднее десяти рабочих дней до дня направления в ИНО информации о клиенте - иностранном налогоплательщике направлять данную информацию в уполномоченные органы, к которым в соответствии с частью 6 статьи 2 Федерального закона N 173-ФЗ относятся Банк России, Федеральная служба по финансовому мониторингу и Федеральная налоговая служба.
В соответствии с частью 4 статьи 3 Федерального закона N 173-ФЗ федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (Росфинмониторинг), может вынести решение о запрете на направление организацией финансового рынка информации о клиенте - иностранном налогоплательщике в ИНО.
"Правила направления Федеральной службой по финансовому мониторингу организации финансового рынка решения о запрете на направление информации в иностранный налоговый орган" утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2015 года N 742.
Таким образом, ОФР обязана направить в Банк России информацию о выявленном клиенте - иностранном налогоплательщике, при этом согласования направления указанной информации в ИНО с Банком России не требуется.
Вопросы, связанные с выявлением и обслуживанием клиентов - иностранных налогоплательщиков
5. Как определяется обоснованность и достаточность документов и (или) информации для отнесения клиента ОФР к категории клиентов - иностранных налогоплательщиков?
Федеральным законом N 173-ФЗ не установлен перечень документов и (или) информации, необходимых для формирования у ОФР обоснованного, документально подтвержденного предположения о том, что клиент относится к категории клиентов - иностранных налогоплательщиков.
В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона N 173-ФЗ критерии отнесения клиентов к категории клиента - иностранного налогоплательщика определяются ОФР самостоятельно на основании Федерального закона N 173-ФЗ в своих внутренних документах, которые подлежат размещению на ее официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
6. В каких случаях информация о клиенте - иностранном налогоплательщике не подлежит направлению ОФР в ИНО?
Информация о клиенте - иностранном налогоплательщике не подлежит направлению ОФР в ИНО в следующих случаях:
1) если клиент относится к лицам, информация о которых не подлежит сбору и передаче (перечень указанных лиц установлен частью 2 статьи 2 Федерального закона N 173-ФЗ);
2) при неполучении от клиента - иностранного налогоплательщика согласия на передачу информации в ИНО (часть 4 статьи 2 Федерального закона N 173-ФЗ)**;
3) при направлении федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в адрес ОФР решения о запрете на направление информации в ИНО (часть 4 статьи 3 Федерального закона N 173-ФЗ)***.
7. Правомерно ли требование ОФР к клиентам, в том числе являющимся ОФР, о заполнении анкет (опросников) в соответствии с иностранным налоговым законодательством?
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона N 173-ФЗ ОФР принимают обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по выявлению среди лиц, заключающих (заключивших) с ОФР договор, предусматривающий оказание финансовых услуг, клиентов - иностранных налогоплательщиков.
Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона N 173-ФЗ критерии отнесения клиентов к категории клиента - иностранного налогоплательщика и способы получения от них необходимой информации определяются ОФР самостоятельно на основании Федерального закона N 173-ФЗ в своих внутренних документах, которые подлежат размещению на ее официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Таким образом, в целях выявления клиентов - иностранных налогоплательщиков ОФР вправе запросить необходимую информацию от лиц, заключающих (заключивших) с ОФР договор, предусматривающий оказание финансовых услуг. При этом не исключается возможность использования в указанных целях анкет (опросников), составленных ОФР, в том числе с учетом требований иностранного законодательства.
8. В каких случаях в соответствии с Федеральным законом N 173-ФЗ ОФР имеет право отказывать лицу в заключении договора, предусматривающего оказание финансовых услуг, либо расторгать заключенный с клиентом договор, предусматривающий оказание финансовых услуг?
В соответствии с частями 1-2 статьи 4 (для кредитных организаций) и частями 1-2 статьи 5 (для других ОФР) Федерального закона N 173-ФЗ ОФР вправе отказать клиенту в заключении договора, предусматривающего оказание финансовых услуг, либо расторгнуть заключенный с клиентом договор в следующих случаях:
1) в случае непредоставления клиентом, в отношении которого у ОФР имеется обоснованное, документально подтвержденное предположение, что клиент относится к категории клиентов - иностранных налогоплательщиков, информации, необходимой для его идентификации в качестве клиента - иностранного налогоплательщика;
2) в случае непредоставления клиентом - иностранным налогоплательщиком согласия (отказа от предоставления согласия) на передачу информации в ИНО.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 Указания Банка России от 7 июля 2014 года N 3312-У "Об особенностях взаимодействия организаций финансового рынка по вопросам расторжения договоров об оказании финансовых услуг, а также по вопросам закрытия банковских счетов по основаниям, вытекающим из особенностей законодательства иностранного государства о налогообложении иностранных счетов" (далее - Указание N 3312-У) обслуживающая ОФР вправе расторгнуть заключенный с ОФР-клиентом договор, предусматривающий оказание финансовых услуг (в том числе договор банковского счета) в случае отказа ОФР-клиента от взаимодействия с ИНО или признания его ИНО не сотрудничающим с данным ИНО. Расторжение договора, предусматривающего оказание финансовых услуг, осуществляется в порядке, установленном Указанием N 3312-У.
Необходимо обратить внимание на то, что в соответствии с Федеральным законом N 173-ФЗ под клиентом - иностранным налогоплательщиком понимаются лица, на которых распространяется законодательство иностранного государства о налогообложении иностранных счетов.
При этом Федеральный закон N 173-ФЗ не ограничивает право ОФР отказать лицу в заключении договора, предусматривающего оказание финансовых услуг, либо расторгнуть в одностороннем порядке указанный договор по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
_____________________________
* В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 173-ФЗ под организацией финансового рынка понимаются кредитная организация, страховщик, осуществляющий деятельность по добровольному страхованию жизни, профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий брокерскую деятельность, и (или) деятельность по управлению ценными бумагами, и (или) депозитарную деятельность, управляющий по договору доверительного управления имуществом, негосударственный пенсионный фонд, акционерный инвестиционный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, клиринговая организация.
** При этом в случае непредоставления клиентом - иностранным налогоплательщиком согласия (отказа от предоставления согласия) на передачу информации в ИНО ОФР вправе принять решение об отказе от совершения операций, осуществляемых в пользу или по поручению указанного клиента по договору, предусматривающему оказание финансовых услуг, и (или) в случаях, предусмотренных Федеральным законом N 173-ФЗ, расторгнуть такой договор в одностороннем порядке (части 7 и 10 статьи 2 Федерального закона N 173-ФЗ).
*** См. ответ на вопрос 5.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приведены ответы на наиболее часто поступающие в ЦБ РФ вопросы российских финансовых организаций, связанные с применением Закона об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юрлицами.
Закон устанавливает особенности взаимодействия организаций финансового рынка (ОФР) с лицами, на которых распространяется законодательство иностранного государства о налогообложении иностранных счетов, действующее на день вступления Закона в силу.
Требование об обязательной регистрации ОФР в иностранном налоговом органе (ИНО) не предусмотрено. Решение о целесообразности такой регистрации, равно как и сроках ее осуществления, принимается ОФР самостоятельно.
Закон устанавливает исчерпывающий перечень видов финансовых организаций, относящихся к ОФР. Микрофинансовые организации и кредитные потребкооперативы к ОФР, являющимся субъектами исполнения Закона, не относятся.
Требование о направлении ОФР в ИНО и российские уполномоченные органы информации об отсутствии среди своих клиентов иностранных налогоплательщиков (так называемой "нулевой отчетности") не предусмотрено. Решение о целесообразности направления в ИНО "нулевой отчетности" ОФР принимает самостоятельно.
ОФР обязана направлять в ЦБ РФ информацию о выявленных клиентах - иностранных налогоплательщиках. При этом согласовывать с ЦБ РФ направление такой информации в ИНО не нужно.
Критерии отнесения клиентов к категории клиента - иностранного налогоплательщика определяются ОФР самостоятельно во внутренних документах, которые размещаются на ее официальном сайте.
Для выявления клиентов - иностранных налогоплательщиков ОФР вправе запросить необходимую информацию от лиц, заключающих (заключивших) с ОФР договор, предусматривающий оказание финансовых услуг. При этом можно использовать анкеты (опросники), составленные ОФР, в т. ч. с учетом требований иностранного законодательства.
Закон предусматривает случаи, в которых ОФР вправе отказать клиенту в заключении договора, предусматривающего оказание финансовых услуг, либо расторгнуть уже заключенный договор. При этом Закон не ограничивает право ОФР на отказ или расторжение по иным основаниям, предусмотренным законодательством России.
Письмо Банка России от 2 ноября 2015 г. N 12-4-5/2568 "Обобщение практики применения Федерального закона от 28 июня 2014 года N 173-Ф3 "Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами, о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Текст письма опубликован в "Вестнике Банка России" от 12 ноября 2015 г. N 102