Представление Счетной палаты РФ от 23 июля 2015 г. N ПР 07-175/07-03
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2015 год проведено контрольное мероприятие "Проверка использования средств федерального бюджета, выделенных в 2013 - 2014 годах Управлению делами Президента Российской Федерации на эксплуатацию административных зданий, сооружений и жилищного фонда" в Управлении делами Президента Российской Федерации (далее - Управление делами), федеральных государственных бюджетных учреждениях "Управление по эксплуатации зданий Федерального Собрания Российской Федерации" Управления делами Президента Российской Федерации (далее - ФГБУ "Управление по эксплуатации зданий Федерального Собрания Российской Федерации", учреждение), "Управление по эксплуатации жилого фонда" Управления делами Президента Российской Федерации, по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. Положения уставов ряда учреждений, подведомственных Управлению делами, не соответствовали законодательству Российской Федерации.
Так, в уставах учреждений, осуществляющих эксплуатацию административных зданий, сооружений и жилого фонда (за исключением ФГБУ "Государственный комплекс "Янтарь" и ФГБУ "Комплекс "Крым"), в разделе "Предмет, цели и виды деятельности Учреждения" отсутствует вид деятельности, связанный с предоставлением в аренду имущества учреждений, находящегося у них в оперативном управлении.
Вместе с тем при отсутствии в уставах указанного вида деятельности в 2013 - 2014 годах данными учреждениями сдавалось в аренду имущество, находящееся у них в оперативном управлении.
2. В Перечне государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) подведомственными Управлению делами Президента Российской Федерации федеральными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности, утвержденном управляющим делами Президента Российской Федерации 4 февраля 2011 г. N УДИ-441 (далее - Ведомственный перечень), указаны не все государственные услуги (работы), оказываемые (выполняемые) учреждениями в качестве основных видов деятельности, перечисленных в их уставах, что может свидетельствовать о несоблюдении Управлением делами положений Методических рекомендаций по формированию государственных заданий федеральным государственным учреждениям и контролю за их выполнением, утвержденных совместным приказом Минфина России и Минэкономразвития России от 29 октября 2010 г. N 136н/526.
Так, в отношении услуг, связанных с эксплуатацией административных зданий, сооружений и жилого фонда, в Ведомственный перечень услуг включена только одна государственная услуга - "Обеспечение эксплуатационно-технического обслуживания объектов и помещений, а также содержание указанных объектов и помещений, оборудования и прилегающей территории в надлежащем состоянии" с единицей измерения показателя объема (содержания) государственной услуги (работы) "квадратные метры".
3. Наименование государственной услуги в государственных заданиях учреждений в сфере эксплуатации зданий, сооружений и жилого фонда, подведомственных Управлению делами, не соответствовало наименованию государственной услуги, указанной в Ведомственном перечне.
4. В 2013 - 2014 годах объем планируемой к предоставлению учреждениям, подведомственным Управлению делами, на соответствующий финансовый год субсидии на выполнение государственного задания рассчитывался исходя из фактических затрат учреждений за предыдущий год, связанных с выполнением государственного задания.
Распределение затрат на оказание государственных услуг осуществлялось в соответствии с составами групп затрат, предусмотренных Порядком определения нормативных затрат на оказание (выполнение) федеральными государственными бюджетными учреждениями государственных услуг (работ) и нормативных затрат на содержание имущества федеральных бюджетных учреждений, подведомственных Управлению делами Президента Российской Федерации, утвержденным приказом Управления делами от 16 февраля 2012 г. N 52, но нормативная стоимость единицы в группе затрат не применялась.
Вследствие этого изменение государственного задания учреждений напрямую не влияло на изменение субсидий на их финансовое обеспечение.
5. В 2013 - 2014 годах в ряде случаев в объем субсидии на финансовое обеспечение государственного задания учреждений необоснованно включались расходы на эксплуатацию площадей, право оперативного управления на которые не зарегистрировано в установленном порядке, а именно:
ФГБУ "Управление по эксплуатации зданий Федерального Собрания Российской Федерации" в результате необоснованного включения части площадей зданий, расположенных по адресу: г. Москва, 4-я линия Хорошевского Серебряного бора, д. 16, в размере 859,8 кв. метра, на которую не было оформлено свидетельство о государственной регистрации права оперативного управления, допущено увеличение размера субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на 2013 и 2014 годы в сумме 2 786,9 тыс. рублей и 2 271,1 тыс. рублей соответственно;
в результате проведения капитального ремонта административного здания по адресу: г. Москва, ул. Большая Дмитровка, д. 2, была увеличена общая площадь здания на 530,2 кв. метра. Свидетельство о государственной регистрации права оперативного управления помещениями административного здания общей площадью 29 825,5 кв. метра (с учетом площади 530,2 кв. метра) получено только 15 декабря 2014 года, серия 77-АС N 046282.
Вместе с тем ФГБУ "Управление по эксплуатации зданий Федерального Собрания Российской Федерации" в расчет нормативных затрат на 2014 год дополнительно к зарегистрированной в установленном порядке общей площади здания 29 295,3 кв. метра включена часть площади здания в размере 530,2 кв. метра, что повлекло за собой увеличение объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на 2014 год в сумме 1 400,5 тыс. рублей.
6. В нарушение абзаца третьего пункта 6 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", пункта 3 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации в 2013 - 2014 годах в государственное задание ФГБУ "Управление по эксплуатации жилого фонда" необоснованно включены площади, переданные по договорам социального найма и аренды, в том числе: в 2013 году - 83 200,0 кв. метра (45,0% общей площади); в 2014 году - 2 800,0 кв. метра (2,8% общей площади).
7. Порядок определения объема субсидии на иные цели в соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в 2013 - 2014 годах Правительством Российской Федерации или уполномоченным органом не был установлен.
В результате этого в 2013 и 2014 годах субсидии на иные цели предоставлялись Управлением делами на основании письменных заявок от подведомственных учреждений на перечисление субсидий исходя из фактически заявленного объема денежных средств. Обоснования необходимости приобретения имущества к указанным договорам не прилагались.
8. В нарушение пункта 10 Положения о формировании государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2010 г. N 671 (далее - Положение о формировании государственного задания), учреждениями, подведомственными Управлению делами, в расчеты субсидий на выполнение государственного задания были включены затраты на оказание услуг по оценке рыночной стоимости объектов, сданных в аренду, в то время как данная услуга в государственном задании отсутствовала.
Так, ФГБУ "Управление по эксплуатации зданий Федерального Собрания Российской Федерации" в 2013 - 2014 годах в расчет нормативных затрат субсидии на выполнение государственного задания необоснованно включены затраты на оценку стоимости нежилых помещений для сдачи в аренду на общую сумму 865,0 тыс. рублей (в 2013 году - 456,0 тыс. рублей, в 2014 году - 400,0 тыс. рублей).
Из запланированных к использованию в 2013 - 2014 годах 865,0 тыс. рублей на оценку помещений за указанный период использовано 515,0 тыс. рублей, в том числе: в 2013 году - 365,0 тыс. рублей, в 2014 году - 150,0 тыс. рублей.
Использование субсидий на выполнение государственного задания на оказание услуг, не отраженных в государственном задании, имеет признаки нецелевого использования субсидии исходя из положений абзаца третьего пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 7 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", пункта 9 Положения о формировании государственного задания, а также соглашений о предоставлении субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственных заданий.
9. ФГБУ "Управление по эксплуатации жилого фонда" за счет субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственных заданий на 2013 - 2014 годы произведены расходы на оценку рыночной стоимости объектов недвижимого имущества, сданных в аренду, на общую сумму 873,5 тыс. рублей, в том числе в 2013 году - 358,5 тыс. рублей; в 2014 году - 515,0 тыс. рублей, в то время как такие услуги в государственном задании отсутствовали.
Использование субсидий на выполнение государственного задания на оказание услуг, не отраженных в государственном задании, имеет признаки нецелевого использования субсидии исходя из положений абзаца третьего пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 7 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Положения о формировании государственного задания, а также соглашений о предоставлении субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственных заданий.
10. В нарушение абзаца третьего пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 7 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г, N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Положения о формировании государственного задания, а также соглашений о предоставлении субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственных заданий в 2013 - 2014 годах за счет данной субсидии осуществлялись расходы, не имеющие отношения к выполнению государственного задания и связанные с капитальным ремонтом зданий и сооружений, который должен финансироваться в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 Правил предоставления в 2012 - 2014 годах из федерального бюджета субсидий федеральным государственным бюджетным учреждениям и федеральным государственным автономным учреждениям, подведомственным Управлению делами Президента Российской Федерации, утвержденных приказом Управления делами от 26 марта 2012 г. N 118, и пунктом 5.3 Положения о порядке планирования и организации капитального ремонта, утвержденного приказом Управления делами от 22 февраля 2012 г. N 62, за счет субсидий на иные цели, что имеет признаки нецелевого использования субсидии, а именно:
ФГБУ "Управление по эксплуатации зданий Федерального Собрания Российской Федерации" на основании договора от 19 апреля 2013 г. N 2-3А/ГД, заключенного с ФГУП "Ремонтно-строительное управление" Управления делами, оплачены расходы в сумме 71 568,6 тыс. рублей, связанные с выполнение проектных работ для капитального ремонта (с реставрацией) и приспособлением для современного использования объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) федерального значения "Дворец боярина Троекурова. Палаты, XVI - XVII вв.";
ФГБУ "Управление по эксплуатации жилого фонда" оплачены расходы в сумме 8 069,3 тыс. рублей, связанные со строительно-монтажными работами по капитальному ремонту (с элементами реконструкции) помещений ФГБУ "Управление по эксплуатации жилого фонда".
11. 3а счет субсидий на выполнение государственных заданий 2013 - 2014 годов и на иные цели ФГБУ "Управление по эксплуатации жилого фонда" оплачены материальные запасы и услуги связи для обеспечения служебных жилых помещений членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы на общую сумму 5 465,9 тыс. рублей.
Вместе с тем согласно частям 1 и 4 статьи 31 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ) организации на территории Российской Федерации обязаны предоставлять членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы в связи с осуществлением ими своих полномочий все виды связи, которыми они располагают, а расходы на использование средств связи возмещаются организациям за счет средств, предусмотренных Совету Федерации и Государственной Думе в порядке, установленном статьей 35 указанного Федерального закона.
Кроме того, согласно частям 1 и 2 статьи 35 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ расходы, связанные с материальным обеспечением деятельности члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, осуществляются за счет средств, предусмотренных Совету Федерации, Государственной Думе в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые перечисляются Советом Федерации и Государственной Думой на счета соответствующих организаций.
Таким образом, осуществление расходов, связанных с приобретением материальных запасов и оказанием услуг связи для обеспечения служебных жилых помещений членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, за счет субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, а также приобретение основных средств за счет субсидии на иные цели имеют признаки нецелевого использования субсидий.
12. В нарушение пунктов 1 и 2 условий договора от 20 декабря 2013 г. N УД-1167д о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение проведения капитального ремонта федерального имущества за счет средств, предусмотренных на капитальный ремонт федерального имущества, закрепленного на праве оперативного управления за ФГБУ "Управление по эксплуатации зданий Федерального Собрания Российской Федерации", оплачены работы по реконструкции части административного здания в сумме 2 305,6 тыс. рублей и произведены расходы субсидии не в соответствии с целями ее предоставления.
13. ФГБУ "Управление по эксплуатации зданий высших органов власти" с ЗАО "Моспромстрой" были заключены договоры от 24 мая 2013 г. N УЭЗОВ-05/342 на разработку проектной документации по устройству памятника священномученнику Гермогену в Александровском саду в сумме 9 987,8 тыс. рублей и от 24 мая 2013 г. N УЭЗОВ-05/341 на выполнение строительно-монтажных работ по устройству памятника священномученнику Гермогену в Александровском саду в сумме 100 006,6 тыс. рублей.
При этом расходы в сумме 109 994,0 тыс. рублей, связанные со строительно-монтажными работами по устройству памятника священномученнику Гермогену в Александровском саду, которые исходя из положений пункта 13 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации относятся к строительству, произведены не за счет средств, предусмотренных на реализацию федеральной адресной инвестиционной программы, а за счет субсидии на иные цели (на проведение капитального ремонта), что имеет признаки нецелевого использования субсидии,
14. В 2013 - 2014 годах на балансе ФГБУ "Управление по эксплуатации жилого фонда" числились нераспределенные жилые помещения (квартиры, не переданные по договорам социального найма и договорам найма служебных жилых помещений), что свидетельствовало о неэффективном использовании федерального имущества, расходы на содержание которого составили 20 305,5 тыс. рублей.
15. В ходе выборочной проверки соблюдения законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в ФГБУ "Управление по эксплуатации жилого фонда" выявлены следующие нарушения и недостатки.
15.1. В течение 2013 года учреждением допущен ряд нарушений законодательства о размещении заказов в части необоснованного ограничения количества участников торгов - включение в документацию (извещение) о закупке требований к объекту закупки, приводящих к ограничению конкуренции.
15.2. В нарушение пункта 2 Порядка размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, утвержденного совместным приказом Минэкономразвития России и Казначейства России от 27 декабря 2011 г. N 761/20н, в плане-графике размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг учреждения на 2013 год не отражен 41 договор на общую сумму 19 774,8 тыс. рублей, заключенный учреждением на основании пунктов 1, 2 и 21 части 2 статьи 55 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
15.3. В проверяемом периоде учреждением не соблюдался принцип полноты и достоверности официальной статистической информации, установленный пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации": в 2013 году представлена недостоверная статистическая информация по форме N 1-торги.
16. ФГБУ "Управление по эксплуатации зданий Федерального Собрания Российской Федерации" без согласования с Управлением делами произведена передача помещений, находящихся в оперативном управлении, в безвозмездное пользование ФГБУ "Поликлиника N 1" Управления делами Президента Российской Федерации общей площадью 507,7 кв. метра, что является нарушением пункта 3 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации.
17. Многоквартирный дом (общежитие), расположенный по адресу: г. Москва, Ружейный переулок, д. 2, корпус "А", ФГБУ "Управление по эксплуатации жилого фонда" не эксплуатируется и не сдан в аренду (по причине неопределенности статуса), использование указанного имущества может быть квалифицированно как неэффективное. При этом расходы на его содержание в 2013 - 2014 годах составили 1 958,9 тыс. рублей.
18. На основании распоряжения Управления делами от 2 августа 2013 г. N 54 и договоров безвозмездного пользования ФГБУ "Управление по эксплуатации зданий Федерального Собрания Российской Федерации" предоставило в безвозмездное пользование ФГБУ "Комбинат питания N 2", ФГБУ "Комбинат питания N 4", ФГБУ "Комбинат питания N 5" помещения общей площадью 9 677,3 кв. метра.
При этом распоряжением Управления делами от 2 августа 2013 г. N 54, а также договорами безвозмездного пользования было предусмотрено, что до установления приборов учета электроэнергии и водопотребления оплата коммунальных услуг осуществляется ФГБУ "Управление по эксплуатации зданий Федерального Собрания Российской Федерации", а после их установки - комбинатами питания Управления делами.
По состоянию на 1 сентября 2014 года приборы учета электроэнергии и водопотребления были установлены.
Вместе с тем после их установки ФГБУ "Управление по эксплуатации зданий Федерального Собрания Российской Федерации" необоснованно, в нарушение статьи 695 Гражданского кодекса Российской Федерации, договоров безвозмездного пользования осуществило расходы по содержанию помещений (оплата коммунальных услуг), занятых комбинатами питания Управления делами, с 1 сентября по 31 декабря 2014 года на сумму 8 526,7 тыс. рублей.
Вопрос о правовых взаимоотношениях между ФГБУ "Управление по эксплуатации зданий Федерального Собрания Российской Федерации" и комбинатами питания в части взаиморасчетов по предоставлению и оплате услуг по содержанию помещений и коммунальных услуг до настоящего времени не урегулирован.
19. В нарушение статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2.2.11 договора аренды нежилого помещения от 10 февраля 2013 г. N 46-А/13 ООО "К.Л. Альянс" перепланировка арендуемых помещений осуществлена без письменного разрешения арендодателя имущества - ФГБУ "Управление по эксплуатации зданий высших органов власти", а впоследствии - ФГБУ "Управление по эксплуатации жилого фонда".
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" Управлению делами предлагается:
1. Уставы учреждений, подведомственных Управлению делами, в установленной сфере деятельности в части эксплуатации административных зданий, сооружений и жилищного фонда привести в соответствие с законодательством Российской Федерации, а именно включить в уставы учреждений, осуществляющих эксплуатацию административных зданий, сооружений и жилого фонда вид деятельности, связанный с предоставлением в аренду имущества учреждений, находящегося у них в оперативном управлении.
2. Рассмотреть вопрос о включении в Ведомственный перечень государственных услуг, оказываемых подведомственными Управлению делами учреждениями в рамках основных видов деятельности, предусмотренных их уставами, с последующим приведением государственных заданий указанных учреждений в соответствие с новой редакцией Ведомственного перечня.
3. Принять меры по распределению жилых помещений (квартиры, не переданные по договорам социального найма и договорам найма служебных жилых помещений).
4. Оформить в установленном порядке правоотношения по использованию помещений ФГБУ "Поликлиника N 1" Управления делами (общей площадью 507,7 кв. метра), находящихся в оперативном управлении ФГБУ "Управление по эксплуатации зданий Федерального Собрания Российской Федерации".
5. Принять меры по заключению комбинатами питания договоров, связанных с энергопотреблением и водоснабжением, в соответствии с положениями договоров безвозмездного пользования (пункт 2.2.6 договоров).
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 10 июля 2015 г. N 32К (1043).
О результатах рассмотрения настоящего представления и принятых мерах необходимо проинформировать Счетную палату Российской Федерации до 1 декабря 2015 года.
Аудитор |
Т.В. Блинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 23 июля 2015 г. N ПР 07-175/07-03
Текст представления официально опубликован не был