Представление Счетной палаты РФ от 4 июня 2015 г. N ПР 04-111/04-01
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2015 год проведено контрольное мероприятие "Проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2014 год в Министерстве иностранных дел Российской Федерации", по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки:
1. Счетной палатой Российской Федерации не подтверждается баланс Министерства иностранных дел Российской Федерации (далее - МИД России) по состоянию на 1 января 2015 года в сумме 253 341 466,9 тыс. рублей в связи с недостоверным отражением в активе баланса стоимости основных средств, приобретенных в 2014 году за иностранную валюту на территории иностранных государств, на сумму 19 403 937,8 тыс. рублей.
В нарушение пункта 30 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений (утверждена приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н) (далее - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета) и пунктов 9 и 18 Положения по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" (ПБУ 3/2006) (утверждено приказом Минфина России от 27 ноября 2006 г. N 154н) объекты нефинансовых активов (основные средства), стоимость которых при приобретении выражена в иностранной валюте (долларах США), в 2014 году принимались к бухгалтерскому учету в рублях не путем пересчета суммы в иностранной валюте (доллары США) в рубли по курсу Банка России на дату принятия объекта к бухгалтерскому учету (на дату совершения операции), а путем пересчета стоимости основных средств, приобретенных за иностранную валюту (доллары США), в рубли по средневзвешенному курсу доллара США по отношению к рублю (в 2014 году за 1 доллар США - 38,4217 рублей),
2. В нарушение пункта 23 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, устанавливающего, что объекты нефинансовых активов принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной (фактической) стоимости (сумме фактических вложений в их приобретение), в общую стоимость основных средств, отраженную в балансе МИДа России по состоянию на 1 января 2015 года, включена стоимость поставленного в централизованном порядке в консульские учреждения Российской Федерации на территории иностранных государств оборудования, приобретенного на территории Российской Федерации за 58 326,9 тыс. рублей, которая (стоимость) была пересчитана загранучреждениями МИДа России в иностранную валюту, а затем Валютно-финансовым департаментом МИДа России вновь в рубли по средневзвешенному курсу доллара США для включения в баланс, что привело к занижению стоимости основных средств на 25-30% по отношению к их первоначальной (фактической) стоимости.
3. Загранучреждения МИДа России в своей деятельности руководствуются Методическими рекомендациями по бюджетному учету в загранучреждениях Министерства иностранных дел Российской Федерации (утверждены 20 октября 2006 года), большинство положений которых устарело и не соответствует действующему бюджетному законодательству. В связи с принятием новых правил ведения бюджетного учета в данный документ изменения не вносились.
4. Отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы Российской Федерации "Внешнеполитическая деятельность" (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 325-10) за 2014 год, подготовленный и направленным МИДом России в Правительство Российской Федерации, Минфин России и Минэкономразвития России, содержит недостоверные данные о сумме средств федерального бюджета, использованных всеми участниками Госпрограммы. Сумма, указанная в отчете - 95 450 480,8 тыс. рублей, на 521 035,0 тыс. рублей меньше фактических расходов на реализацию Госпрограммы в 2014 году (95 971 515,8 тыс. рублей).
5. По состоянию на 1 января 2015 года на счетах загранучреждений МИДа России по целевым статьям расходов, не относящихся к расходам на обеспечение функций зарубежного аппарата (строительство объектов за пределами территории Российской Федерации, поддержка соотечественников, проживающих за рубежом, переселение соотечественников, проживающих за рубежом, взносы в международные организации и др.), числятся остатки средств в объеме 120 836,4 тыс. долларов США (6 798 062,5 тыс. рублей), которые не были возвращены в федеральный бюджет.
Право загранучреждений МИДа России оставлять остатки средств бюджетного финансирования, поступившие на их счета в иностранных банках на цели, не связанные с обеспечением функций зарубежного аппарата государственных органов, нормативными правовыми актами не предусмотрено.
6. В нарушение статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пункта 10 Правил использования средств федерального бюджета, выделяемых на реализацию мероприятий по поддержке соотечественников, проживающих за рубежом (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2002 г. N 330), остатки средств в объеме 803,1 тыс. долларов США (45 183,1 тыс. рублей), выделенные из федерального бюджета на реализацию мероприятий по поддержке соотечественников, проживающих за рубежом, по окончании финансового года в федеральный бюджет не перечислены.
7. Бюджетные ассигнования, предусмотренные в 2014 году МИДу России в рамках Основного мероприятия 1.6. "Обеспечение защиты прав Российской Федерации на дипломатическое недвижимое имущество за рубежом" государственной программы Российской Федерации "Внешнеполитическая деятельность" по целевой статье расходов 0108 41 1 2031 (200) на финансирование мероприятий по защите прав Российской Федерации на дипломатическое недвижимое имущество за рубежом в сумме 15 865,0 тыс. рублей, Минфином России без внесения изменений в Перечень основных мероприятий и Ресурсное обеспечение государственной программы Российской Федерации "Внешнеполитическая деятельность" (приложение N 4 к части 1 госпрограммы) в полном объеме перенесены на целевую статью 0108 41 1 0039 (расходы на обеспечение функций зарубежного аппарата государственных органов), что не позволило обеспечить контроль за использованием средств федерального бюджета на указанные цели.
Валютно-финансовый департамент МИДа России не располагает отчетными данными об использовании в 2014 году средств федерального бюджета на указанные цели, так как по КБК 0108 41 1 0039 (ВР 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд", КОСГУ 226 "Прочие работы, услуги") учитываются расходы загранучреждений МИДа России на оказание медицинской помощи, проживание сотрудников загранучреждений при нахождении в служебных командировках, по страхованию транспортных средств, объектов недвижимости, оказание юридических и нотариальных услуг и т.д. и выделить расходы на оплату юридических услуг, связанных с признанием и перерегистрацией прав собственности Российской Федерации на недвижимость за рубежом, а также на проведение оценки объектов недвижимости за рубежом не представляется возможным.
8. В 2014 году загранучреждениями МИДа России проведены работы по подготовке проектной документации на сумму 103,87 тыс. долларов США, которые не были предусмотрены планом ремонтов зданий и сооружений и инженерных систем загранучреждений на 2014 год.
9. При формировании проекта федерального бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов МИДом России необоснованно были предусмотрены бюджетные ассигнования на выплату заработной платы штатным работникам 6 образовательных подразделений (заграншкол) при загранучреждениях МИДа России в Ираке, Йемене, Ливии, Сирии и Республики Конго, а также Генерального консульства Российской Федерации в г. Калькутта (Индия) со штатной численностью 58,91 единицы, которые не работали в связи со сложной внутриполитической обстановкой в этих странах, что привело к неполному использованию средств федерального бюджета, в том числе по ЦСР 0702 02 2 0059 (100) (выплаты в рублях на территории Российской Федерации) в сумме 6 142,6 тыс. рублей, по ЦСР 0108 41 1 0039 (121) (выплаты в иностранной валюте на территории иностранных государств) в сумме около 109,0 млн. рублей.
В ходе проверки не представлены отчетные данные об использовании в 2014 году средств федерального бюджета на выплату заработной платы штатным работникам заграншкол (в иностранной валюте) на территории иностранных государств (по обоснованиям бюджетных обязательств на 2014 год предусмотрено 1 080 561,7 тыс. рублей) в связи с тем, что указанные расходы включаются в общие расходы по выплате заработной платы сотрудникам дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации на территории иностранных государств по КБК 0108 41 1 0039 (100) (расходы на обеспечение функций зарубежного аппарата государственных органов) и выделить их не представляется возможным, что свидетельствует о непрозрачности расходов федерального бюджета.
10. По мнению Счетной палаты планирование бюджетных ассигнований на выплату заработной платы штатным работникам образовательных подразделений (заграншкол) при загранучреждениях МИДа России по ЦСР 0108 41 1 0039 (100) (расходы на обеспечение функций зарубежного аппарата государственных органов) осуществлено с нарушением требований Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации (утверждены приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. N 65н), так как преподавательская деятельность работников заграншкол не относится к функциям зарубежного аппарата государственных органов.
11. В 2014 году в соответствии с Федеральным законом от 2 декабря 2013 года N 349-ФЗ на закупку учебников для заграншкол предусмотрено 1 866,1 тыс. рублей, фактические расходы составили 1 493,5 тыс. рублей (закуплено 3 188 учебников для 4 класса), или 80,0% показателя уточненной сводной бюджетной росписи (1 866,1 тыс. рублей).
Централизованная поставка учебных пособий МИДом России в заграншколы не осуществляется. Закупленные учебники доставлялись в заграншколы сотрудниками загранучреждений МИДа России и преподавателями заграншкол самостоятельно, что влечет риски несвоевременной доставки учебных пособий и некачественной организации учебного процесса. Данными о сроках и количестве учебников, доставленных в 2014 году в заграншколы, Департамент кадров МИДа России не располагает.
12. В 2014 году МИДом России уплачено 579,5 тыс. долларов США (22 927,2 тыс. рублей), в том числе 476,5 тыс. долларов США (378,5 тыс. евро) за участие в деятельности рабочих органов ОЭСР в качестве наблюдателя и 102,9 тыс, долларов США (75,0 тыс. евро) на добровольное финансирование расходов Московского представительства ОЭСР.
12 марта 2014 года Советом ОЭСР принято политически мотивированное решение о приостановлении переговорного процесса по присоединению Российской Федерации к ОЭСР. При этом, по информации МИДа России в работе комитетов и комиссий ОЭСР в 2014 году приняли участие около 200 представителей российских министерств и ведомств.
13. МИД России не обеспечивает контроль за своевременным учетом в качестве объектов основных средств оборудования, закупленного в августе 2014 года на территории Российской Федерации по государственному контракту N 2-кд/био/2014 с ООО "Инфосервис Инжиниринг" от 9 июня 2014 года на сумму 58 326,9 тыс. рублей и поставленного во II полугодии 2014 года в централизованном порядке в загранучреждения МИДа России.
Так, по состоянию на 1 апреля 2015 года Валютно-финансовый департамент МИДа России не располагает данными о принятии к бухгалтерскому учету загранучреждения МИДа России в качестве объектов основных средств 45 комплектов оборудования для дооснащения и модернизации АРМ, сканеров, планшетов, ноутбуков на общую сумму 25 792,4 тыс. рублей, поставленных в 28 загранучреждений МИДа России (в Швейцарии, Италии, Франции, ФРГ, Великобритании, Португалии, Дании, Болгарии, Перу, Венгрии, Молдавии, Литве, Киргизии, Белоруссии и др. странах).
В результате ненадлежащего контроля часть поставленного оборудования в течение длительного срока не учитывалось в качестве объектов основных средств. Так, поставленные в августе 2014 года комплекты оборудования для дооснащения АРМ в Генеральное консульство Российской Федерации в Хайфе (Израиль) стоимостью 5 300,0 тыс. рублей и Генеральное консульство Российской Федерации в Гамбурге (ФРГ) стоимостью 1 883,3 тыс. рублей, были учтены в качестве объекта основных средств стоимостью соответственно 91 934,1 долларов США (365 346,0 шекелей) и 32 707,25 долларов США (30 352,4 евро) только в ходе проведения проверки 1 апреля 2015 года, т.е. через 7 месяцев после поставки в консульские учреждения,
14. МИДом России не обеспечивается надлежащий контроль за вводом в эксплуатацию оборудования, закупленного по государственному контракту N 2-кд/био/2014 с ООО "Инфосервис Инжиниринг" от 9 июня 2014 года и поставленного в централизованном порядке в консульские учреждения.
По данным Консульского департамента МИД России все поставленное в консульские учреждения оборудование в течение июля-ноября 2014 года было введено в эксплуатацию. Вместе с тем, выборочная проверка актов о приеме-передаче объекта основных средств (унифицированная форма N ОС-1), оформленных загранучреждениями МИДа России, показала, что отдельные комплекты оборудования вводились в эксплуатацию в 2015 году, а сроки ввода оборудования в эксплуатацию по данным Консульского департамента МИДа России отличались от сроков, указанных в актах о приеме-передаче объекта основных средств, от одного до 4-х месяцев.
Так, по данным Консульского департамента МИДа России комплект оборудования для дооснащения Генерального консульства Российской Федерации в г. Хайфе (Израиль) стоимостью 5 300,0 тыс. рублей был введен в эксплуатацию 20 ноября 2014 года. В соответствии с актом о приеме-передаче объекта основных средств за N 11 от 1 апреля 2015 года указанное оборудование стоимостью 67 978,99 долларов США (265 730,0 шекелей) введено в эксплуатацию 1 апреля 2015 года.
По данным Консульского департамента МИДа России комплект оборудования для модернизации АПК консульского отдела Посольства Российской Федерации в Израиле (г. Тель-Авив) стоимостью 3 767,2 тыс. рублей был введен в эксплуатацию 17 ноября 2014 года. В соответствии с актом о приеме-передаче объекта основных средств за N 1 от 25 декабря 2014 года указанное оборудование стоимостью 67 978,99 долларов США (265 730,0 шекелей) введено в эксплуатацию 25 декабря 2014 года.
15. В ходе проверки выявлены нарушения требований пункта 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающей обязанность получателя бюджетных средств по принятию бюджетных обязательств путем заключения государственных контрактов в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств:
при отсутствии доведенных лимитов бюджетных обязательств на 2014 год по подразделу 0113 "Другие общегосударственные вопросы", ЦСР 0113 41 1 0019 (200) (расходы на обеспечение функций государственных органов, в том числе территориальных органов) на финансирование мероприятий, связанных с обеспечением председательства Российской Федерации в "Группе восьми", МИДом России заключен государственный контракт от 23 декабря 2013 г. N 7800/233511 на оказание ОАО "Центр международной торговли" в 2014 году услуг по проведению и организации мероприятия, связанных с председательством Российской Федерации в "Группе восьми", на сумму 492 485,0 тысяч рублей (лимиты бюджетных обязательств были выделены в сентябре 2014 года);
МИДом России в декабре 2013 года заключены 3 государственных контракта в рамках основного мероприятия "Развитие и эксплуатация государственной системы изготовления, оформления и контроля паспортновизовых документов нового поколения" государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)" (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 313) на общую сумму 542 209,2 тыс. рублей, при доведенных в декабре 2013 года на 2014 год лимитах бюджетных обязательств по КБК 01 13 23 4 0019 (200) "Расходы на обеспечение функций государственных органов, в том числе территориальных органов, в рамках подпрограммы "Информационное государство" государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)" на сумму 444 293,1 тыс. рублей МИДом России, т.е. с превышением доведенных лимитов бюджетных обязательств на 97 916,1 тыс. рублей (дополнительные лимиты бюджетных обязательств по указанной целевой статье на сумму 236 861,0 тыс. рублей доведены казначейским уведомлением от 9 июля 2014 года).
16. В Учетной политике МИДа России, действовавшей в 2014 году, в нарушение пункта 6 раздела 1 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета не были отражены; методы оценки отдельных видов имущества и обязательств, порядок отражения в учете событий после отчетной даты, порядок организации и обеспечения внутреннего финансового контроля, формы первичных (сводных) учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни, регистров бухгалтерского учета и иных документов бухгалтерского учета, по которым законодательством Российской Федерации не установлены обязательные для их оформления формы документов, иные решения, необходимые для организации и ведения бухгалтерского учета МИД России (учет в загранучреждениях, применяемые курсы рубля к доллару США при санкционировании расходов для загранучреждений и составления сводной отчетности министерства, использование мобильной связи).
В новой редакции Учетной политики МИДа России (действует с 2015 года) не отражены вопросы применения курса рубля к доллару США при санкционировании расходов, совершении бухгалтерских операций и составления бюджетной отчетности загранучреждениями МИДа России, порядок пересчета отчетности загранучреждений МИДа России, составленной в местной национальной валюте и долларах США, в рубли в целях формированной сводной бюджетной отчетности МИДа России. Не определен порядок учета и отражения в сводной бюджетной отчетности МИДа России стоимости оборудования, закупаемого на территории Российской Федерации и поставляемого в централизованной порядке в загранучреждения МИДа России.
17. В течение длительного времени на балансе МИД России числятся облигации внутреннего государственного валютного займа на общую сумму 51 611,0 тыс. долларов США, полученные от Внешэкономбанка в 1997 году в соответствии с решением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 г. N ВП-П2-31406 и переданные во Внешторгбанк для зачисления на счет АКБ "СБС - Агро" (банк в 2002 году ликвидирован) в пользу МИД России.
По результатам проведенной инвентаризации указанные облигации признаны недостачей, нереальной к взысканию и подлежащей списанию, и отнесена как дебиторская задолженность на балансовый счет 1 209 82 000 "Расчеты по недостачам иных финансовых активов".
МИДом России решение о списании дебиторской задолженности в сумме 1 1674 408,8 тыс. рублей до настоящего времени не принято,
18. В ходе проверки выявлены нарушения порядка бухгалтерского учета и бюджетного законодательства.
в нарушение части 1 статьи 13 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" на 1 января 2015 года в бухгалтерском учете загранучреждений расходы по незавершенному строительству в сумме 2 133,85 тыс. долларов США (120 047,0 тыс. рублей) не отражены на счете 106 "Вложения в недвижимое имущество учреждения";
в нарушение пункта 2 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации и раздела VI "Санкционирование расходов экономического субъекта" Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета МИДом России санкционирование расходов в полном объеме в учете не отражалось: частично велись аналитические коды по счетам 50100 "Лимиты бюджетных обязательств", 50200 "Обязательства", 50300 "Бюджетные ассигнования", суммы утвержденных на соответствующий финансовый год сметных (плановых) назначений по доходам (поступлениям), расходам (выплатам), сумма внесенных изменений в показатели сметных назначений в учете по счету 50400 "Сметные (плановые, прогнозные) не отражались;
в нарушение требований пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2013 г. N 1213 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" МИДом России не распределены по состоянию на 1 февраля 2014 года по подведомственным получателям средств федерального бюджета лимиты бюджетных обязательств на осуществление закупок товаров, работ и услуг в сумме 6 017 383,0 тыс. рублей, в том числе на осуществление бюджетных инвестиций - 3 566 125,6 тыс. рублей;
в нарушение пункта 3.1. Порядка доведения бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при организации исполнения федерального бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита федерального бюджета и передачи бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при реорганизации участников бюджетного процесса федерального уровня (утвержден приказом Минфина России от 30 сентября 2008 г. N 104н) МИД России для доведения лимитов бюджетных обязательств (изменений лимитов бюджетных обязательств) по дополнительному бюджетному финансированию за счет средств, полученных за рубежом от приносящей доход деятельности, а также остатков средств федерального бюджета, неиспользованных загранучреждениями МИДа России на конец финансового года, не формировал расходные расписания, содержащие лимиты бюджетных обязательств по дополнительному бюджетному финансированию (лимиты бюджетных обязательств доводились до загранучреждений МИДа России в объеме сметных назначений);
в нарушение пункта 14 Порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет центрального аппарата Министерства иностранных дел Российской Федерации и территориальных органов - представительств Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях (утвержден приказом МИДа России от 17 октября 2013 г. N 19361) объем лимитов бюджетных обязательств на содержание загранучреждений (дополнительный источник финансового обеспечения) МИДом России принят в объеме кассовых расходов загранучреждений за 2014 год в сумме 10 057 160,3 тыс, рублей (261 757,3 тыс. долларов США) (форма 0503127), а не по сметным назначениям в сумме 11 153 962,8, тыс. рублей (281 253,1 тыс. долларов США);
в 2014 году объем нераспределенных и не доведенных лимитов бюджетных обязательств МИДом России по отчету (форма 0503127) составил 28 677,8 тыс. рублей, что на 637,6 тыс. рублей меньше данных бюджетного учета МИД России по счету 1 501 12 "Лимиты бюджетных обязательств текущего финансового года к распределению"; объем нераспределенных и недоведенных МИД России загранучреждениям средств за счет доходов от внебюджетной деятельности загранучреждений с учетом остатка бюджетных средств по состоянию на 31 декабря 2014 года составил 121 717,6 тыс. долларов США (6 847 637,4 тыс. рублей); объем нераспределенных и не доведенных лимитов бюджетных обязательств МИД России в отчете (форма 0503127 - 28 677,8 тыс. рублей) меньше данных бухгалтерского учета по счету 1 501 12 "Лимиты бюджетных обязательств текущего финансового года к распределению" на 33,8 тыс. рублей (28 711,6 тыс. рублей).
19. В нарушение пункта 17 Положения о формировании государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания (утверждено постановлением Правительства от 2 сентября 2010 г. N 671) МИДом России не был обеспечен надлежащий контроль за выполнением государственных заданий подведомственными федеральными государственными бюджетными учреждениями. По этой причине и в связи с непринятием решений об уменьшении государственного задания и размера субсидий у подведомственных учреждений на конец финансового года сформировались крупные суммы остатков средств субсидий.
Так, только по ФГОБУ ВПО МГИМО (у) МИД России и ФГОБУ ВПО "Дипломатическая академия" остатки средств от невыполнения государственного задания составили 134 713,8 тыс. рублей.
Пункт 3.22 Положения о Департаменте кадров МИДа России (утверждено приказом МИДа России от 13 мая 2005 года N 5991) возлагает на департамент функции по координации и контролю деятельности учебных и образовательных учреждений, находящихся в ведении МИДа России, в том числе по разработке государственного заказа на подготовку специалистов, и он является ответственным за подготовку и утверждение государственного задания на предоставление государственных услуг для указанных бюджетных учреждений. При этом указанное положение не содержит функции по контролю за выполнением государственного задания.
В соответствии с пунктом 3.12 Положения о Департаменте внешнеполитического планирования МИДа России (утверждено приказом МИДа России от 3 декабря 2003 года N 18544) и пунктом 11 постановления Коллегии МИД России от 17 октября 2007 г. департамент является ответственным за подготовку научно-практических мероприятий в МИДе России и заказчиком государственного задания на выполнение работ по научным исследованиям для ФГОБУ ВПО МГИМО (у) МИД России и ФГОБУ ВПО "Дипломатическая академия". Однако последующие контрольные функции за выполнением госзаданий также не закреплены.
20. В ходе проверки выявлены нарушения при формировании государственного задания подведомственным учреждениям.
1) Государственные задания на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годы, утвержденные МИДом России подведомственным учреждениям, не соответствовали форме государственного задания, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2010 г. N 671, а именно, не содержали:
графу значений показателей качества государственных услуг за отчетный 2012 год (ФГБОУ Средняя школа МИД России, ФГБУ СПО Колледж МИД России, ФГОБУ ВПО МГИМО (у) МИД России, ФГОБУ ВПО "Дипломатическая академия");
графу значений показателей качества государственных услуг на текущий 2013 год (ФГБУ СПО Колледж МИД России, ФГОБУ ВПО МГИМО (у) МИД России, ФГОБУ ВПО "Дипломатическая академия");
значения показателей качества государственных услуг за отчетный 2012 год (ФГБОУ ДПО ВКИЯ, ФГБЛПУ ЛОЦ МИД России);
значения показателей качества государственных услуг на текущий 2013 год (ФГБОУ Средняя школа МИД России, ФГБОУ ДПО ВКИЯ, ФГБЛПУ ЛОЦ МИД России);
формул расчета показателей, характеризующих качество государственных услуг (ФГБУ СПО Колледж МИД России, ФГБОУ ДПО ВКИЯ, ФГБЛПУ ЛОЦ МИД России);
значения предельных цен (тарифов) (ФГБОУ ДПО ВКИЯ).
2) В нарушение пункта 8 Правил использования в 2014 году бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству здравоохранения Российской Федерации, Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерству образования и науки Российской Федерации и Министерству культуры Российской Федерации в целях реализации указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" и от 28 декабря 2012 г. N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в части повышения оплаты труда отдельных категорий работников" (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1282) (далее - Правила использования в 2014 году бюджетных ассигнований) МИД России перечислил субсидии подведомственным учреждениям в августе - сентябре 2014 года без утверждения им целевых показателей эффективности и без заключения дополнительных соглашений к трудовым договорам с руководителями подведомственных учреждений, в которых должны быть установлены их обязанности о необходимости обеспечивать достижение ежегодных значений показателей соотношения средней заработной платы педагогических (профессорско-преподавательского состава) и медицинских работников учреждений со средней заработной платой в г. Москве и Московской области.
Указанные целевые показатели, направленные на повышение эффективности деятельности учреждений, МИД России установил только в декабре 2014 года и распространил их действие на отношения сторон, возникшие с января 2014 года, а также в декабре 2014 года заключил дополнительные соглашения к трудовым договорам с руководителями подведомственных учреждений (за исключением руководителя ФГБОУ ДПО ВКИЯ, дополнительное соглашение к договору с которым не заключено).
В нарушение пункта 8 Правил использования в 2014 году бюджетных ассигнований до ФГБОУ ДПО ВКИЯ доведены бюджетные ассигнования при отсутствии Плана мероприятий по повышению эффективности деятельности учреждения в части оказания государственных услуг (выполнения работ) на основе целевых показателей деятельности учреждения, совершенствованию системы оплаты труда, включая мероприятия по повышению оплаты труда соответствующих категорий работников.
3) В нарушение пункта 16 Порядка определения нормативных затрат на оказание федеральными государственными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении Министерства иностранных дел Российской Федерации, государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества (утверждены приказом МИДа России от 15 февраля 2012 г. N 2029), принятого во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2010 г. N 671, МИДом России не составлялись сметы для определения расчетно-нормативных затрат на проведение прикладных научных исследований (выполнение научно-исследовательских работ), включенных в государственные задания в ФГОБУ ВПО МГИМО (у) МИД России и ФГОБУ ВПО "Дипломатическая академия" на 2014 год и плановый период 2014 и 2016 годы,
4) В нарушение требований пункта 5 Положения о формировании государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2010 г. N 671) МИД России без внесения изменений в государственное задание уменьшил в 2014 году объем субсидии ФГБЛПУ ЛОЦ МИД России на 432,0 тыс. рублей,
МИД России перечислил ФГБЛПУ ЛОЦ МИД России субсидии на выполнение государственного задания на 4 квартал 2014 года в сроки, предусмотренные графиком согласно Соглашению, но не в полном объеме (меньше на 432,0 тыс. рублей). При этом дополнение об уменьшении объема субсидии ФГБЛПУ ЛОЦ МИД России на 432,0 тыс. рублей было внесено в Соглашение на две недели позже фактического перечисления субсидии.
5) Показатели, характеризующие качество и объем государственных услуг, установленных учреждениям государственными заданиями и Планами мероприятий по реализации "дорожных карт" в сфере образования и науки и в здравоохранении в отношении подведомственных федеральных государственных учреждений и соответствующих категорий работников Министерства иностранных дел Российской Федерации (утверждены приказами МИД России от 8 июля 2013 г. N 11686 и от 27 декабря 2013 г. N 23726) не учитывались МИДом России при оценке эффективности деятельности учреждений и подготовке предложений по премированию их руководителей.
Так, премии выплачивались руководителям учреждений за 2014 год в декабре 2014 года (за исключением руководителя ФГБЛПУ ЛОЦ МИД России) фактически по результатам выполнения показателей не за отчетный период, а за 9 месяцев 2014 года.
6) В нарушение требований статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" подведомственными учреждениями МИДа России не обеспечено размещение на официальном сайте bus.gov.ru. следующих информации и документов;
ФГОБУ ВПО "Дипломатическая академия" сведения о бухгалтерской отчетности за 2014 год, сведения о проведенных контрольных мероприятиях и их результатах;
ФГБОУ ДПО ВКИЯ ВКИЯ - план финансово-хозяйственной деятельности на 2014 год, сведения с целевыми средствами, сведения о бухгалтерской отчетности за 2014 год;
ФГБУ УЭЗ МИД России - решение учредителя о создании учреждения, сведения о бухгалтерской отчетности за 2014 год.
21. В нарушение требований пункта 1 статьи 8.1, статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" на ряд объектов недвижимости, закрепленных за МИДом России, подведомственными ему бюджетными учреждениями и унитарными предприятиями не зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
На 1 января 2015 года за МИДом России и подведомственными ему бюджетными учреждениями закреплено 3 032 объектов недвижимого имущества, в том числе 2 654 зданий и помещений общей площадью 2 116 181,3 кв. метров и 378 земельных участков общей площадью 16 010 563,0 кв. метров, из них на 1 338 объектов недвижимого имущества (44,1%) право собственности Российской Федерации не зарегистрировано.
Общее количество объектов недвижимого имущества, находящихся за рубежом, сведения о которых подлежат внесению в реестр федерального имущества, на 1 января 2015 года составляет 2 786 (2 431 зданий, сооружений, помещений общей площадью 1 765 672,07 кв. метров и 355 земельных участков общей площадью 14 880 400,0 кв. метров), из них на 1 252 объектов недвижимого имущества (44,9%) право собственности Российской Федерации не оформлено по законодательству страны нахождения объекта.
В течение 2014 года в реестр федерального имущества не внесен ни один объект недвижимого имущества, находящейся за рубежом.
По центральному аппарату МИДа России на балансе не числится земельный участок площадью 700,0 кв. метров, расположенный по адресу; 2-й Новокузнецкий пер,, дом 14, его кадастровая стоимость не определена.
По состоянию на 1 января 2015 года не зарегистрированы право собственности Российской Федерации, в частности, на следующие объекты недвижимого имущества:
ФГБОУ ВПО "Дипломатическая академия" на жилые помещения, расположенные в здании по адресу г. Москва, ул. Большая Черкизовская, дом 9, корпус 6, всего 81 квартира;
ФГБОУ ВПО МГИМО (у) МИД России - на объекты недвижимого имущества, расположенные в г. Москве; квартиры N N 109-168 по ул. Тюленева, 13; квартира N 147 по ул, Барышиха, д. 30; строение 5 на проспекте Вернадского, д. 76; учебный корпус Г на проспекте Вернадского, д. 76; здание по ул. Новочеремушкинская, д. 26, общей площадью 23 959,0 кв. метров и общей стоимостью 292 431,0 тыс. рублей;
ФГБЛПУ "Лечебно-оздоровительный центр МИД России" на 5 зданий и сооружений по адресу: Московская обл,, Щелковский район, сельское поселение Анискинское, пос. Юность (административный корпус, дачи N N 39, 40, 41, здание трансформаторной подстанции N 143) площадью 4 993,5 кв. метров стоимостью 71 281,7 тыс. рублей и 2 земельных участка площадью 219 986,0 кв. метров;
ФГУП "Главное управление по обеспечению деятельности МИД России" на земельный участок площадью 7 703,0 кв. метров, расположенный по адресу: Московская область, Щелковский район, с.п. Анискинское;
ФГУП "Главное производственно-коммерческое управление по обслуживанию дипломатического корпуса при Министерстве иностранных дел Российской Федерации" на 16 объектов недвижимого имущества (здания и помещения) общей площадью 16 740,9 кв. метров и общей стоимостью 476 986,1 тыс. рублей;
ФГУП "Курорт-парк "Союз" МИД России - на 17 объектов недвижимого имущества общей площадью 2 255,8 кв. метров стоимостью 23 710,1 тыс. рублей.
22. В соответствии с распоряжением МИДа России от 23 мая 2012 г. N 21136/гс федеральное государственное бюджетное учреждение "Управление по эксплуатации зданий Министерства иностранных дел Российской Федерации" (ФГБУ УЭЗ МИД России) по договору от 14 июня 2012 г. N Д-7/2012 передало в безвозмездное пользование на неопределенный срок Территориальной профсоюзной организации МИДа России 7 объектов недвижимого имущества общей площадью 4 166,7 кв. метров в г. Москве "для размещения профсоюза с целью обеспечения сотрудников МИДа России питанием и социально-бытовыми услугами".
При этом, частью 2 статьи 28 Федерального закона от 12 января 1996 года N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" определено, что Работодатель может передавать в бесплатное пользование профсоюзам находящиеся на балансе организации либо арендуемые ею здания, сооружения, помещения и другие объекты, а также объекты отдыха, спортивные и оздоровительные центры, необходимые для организации отдыха, ведения культурно-просветительной, физкультурно-оздоровительной работы с работниками и членами их семей (передача в безвозмездное пользование объектов недвижимого имущества для обеспечения питанием и социально-бытовыми услугами не предусмотрена).
В дальнейшем Территориальная профсоюзная организация МИДа России (Заказчик) по договорам о передаче во временное владение и безвозмездное пользование нежилых помещений передала помещения общей площадью 3 149,8 кв. метров коммерческим предприятиям (ООО "Конкорд М", ООО "Московская дирекция театрально-концертных и спортивно-зрелищных касс", ФГУП "Книжная экспедиция Управления делами Президента Российской Федерации" и ФГУП "Главное управление по обеспечению деятельности Министерства иностранных дел Российской Федерации") и Индивидуальному предпринимателю Веселый Павел Геннадьевич (Исполнители) для организации общественного питания и оказания социально-бытовых услуг (столовые, буфеты, магазины, киоски, парикмахерская, химчистка и т.д.).
При этом финансовые взаимоотношения, связанные с эксплуатацией переданного недвижимого имущества, были оформлены договорами о комплексном техническом и хозяйственном обслуживании недвижимого имущества, заключенными между указанными предприятиями, предпринимателем и ФГБУ УЭЗ МИД России.
Счетная палата Российской Федерации считает, что сложившиеся взаимоотношения безвозмездного использования коммерческими предприятиями федерального имущества общей площадью 3 149,8 кв. метров с целью оказания возмездных услуг сотрудникам МИДа России, а не по договору аренды, привели к недополучению ФГБУ УЭЗ МИД России дохода (упущенная выгода) в размере арендных платежей за предоставление указанных выше площадей по договору аренды (расчетно 80 млн. рублей).
23. В течение 2014 года общий объем дебиторской задолженности по бюджетной деятельности уменьшился на 650 510,7 тыс. рублей, или на 18,7%, и на 1 января 2015 года составил 2 829 326,2 тыс. рублей.
При этом в течение 2014 года увеличилась дебиторская задолженность по счетам: 1 206 31 000 "Расчеты по авансам по приобретению основных средств" на 166 413,2 тыс. рублей, или на 76,4% (с 216 851,3 тыс. рублей до 383 264,5 тыс. рублей), 1 206 24 000 "Расчеты по авансам по арендной плате за пользование имуществом" на 50 727,15 тыс. рублей, или на 29,6% (с 171 526,85 тыс. рублей до 222 254,0 тыс. рублей).
24. В нарушение пункта 2 Особенностей размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы (утверждены приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 20 сентября 2013 г. N 544/18н), предусматривающего обязанность размещения Планов-графиков на официальном сайте не позднее одного календарного месяца после принятия закона (решения) о бюджете, планы-графики отдельными территориальными органами МИД России - представительствами на территории Российской Федерации (в городах Калининграде, Смоленске, Казани, Чите) в 2014 году утверждались и размещались в сроки от 5 до 10 месяцев от даты принятия Федерального закона от 2 декабря 2013 г. N 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов".
25. Приказом МИДа России от 11 марта 2014 г. N 3208 утвержден Регламент проведения ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения нужд МИД России, в соответствии с которым функции органа ведомственного контроля в отношении подведомственных организаций, территориальных органов - представительств МИД России на территории Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, официальных представительств Российской Федерации при международных организациях возложены на Валютно-финансовый департамент.
Валютно-финансовый департамент МИД России, как орган ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения нужд МИД России, в 2014 году целевых проверок соблюдения установленного Федеральным законом N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" порядка осуществления закупок для государственных нужд не проводил.
26. В нарушение пункта 2 Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193) внутренний финансовый контроль в МИДе России осуществляется ревизионно-контрольным отделом, входящим в состав Валютно-финансового департамента МИД России, директор которого осуществляет непосредственное руководство отделом.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счётной палате Российской Федерации" Министерству иностранных дел Российской Федерации предлагается следующее:
1. Принять решение об отмене или актуализации Методических рекомендаций по бюджетному учету в загранучреждениях Министерства иностранных дел Российской Федерации, утвержденных 20 октября 2006 года.
2. Пересчитать баланс МИДа России по состоянию на 1 января 2015 года с учетом необходимости отражения в нем действительной стоимости основных средств, приобретенных в течение 2014 года за иностранную валюту на территории иностранных государств и поставленных в загранучреждения МИДа России в централизованном порядке.
3. Обеспечить учет основных средств, приобретенных за иностранную валюту на территории иностранных государств, а также основных средств, приобретенных на территории Российской Федерации и поставляемых в загранучреждения МИДа России в централизованном порядке, в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.
4. Внести соответствующие корректировки в уточненный годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы Российской Федерации "Внешнеполитическая деятельность" (далее - Госпрограмма) за 2014 год в целях достоверного отражения общего объема средств федерального бюджета, использованных в 2014 году всеми участниками на выполнение мероприятий Госпрограммы.
5. Рассмотреть вопрос по возврату со счетов загранучреждений МИДа России остатков средств в иностранной валюте, ранее перечисленных на выполнение мероприятий, не связанных с обеспечением функций зарубежного аппарата (на финансирование мероприятий по поддержке соотечественников, проживающих за рубежом), согласовав с Минфином России и Федеральным казначейством порядок и процедуры возврата указанных средств.
Внести предложение в Минфин России по уточнению порядка использования загранучреждениями остатков средств бюджетного финансирования прошлых лет, не связанных с обеспечением функций зарубежного аппарата.
6. Обеспечить планирование и учет использования средств федерального бюджета на мероприятия по оценке недвижимого имущества за рубежом и переоформлению прав собственности на объекты недвижимого имущества, находящиеся за рубежом, на Российскую Федерацию в рамках Основного мероприятия 1.6. "Обеспечение защиты прав Российской Федерации на дипломатическое недвижимое имущество за рубежом" Госпрограммы, внести в Минфин России соответствующие предложения по уточнению наименования целевой статьи расходов, по которой в Госпрограмме запланированы расходы федерального бюджета на указанные цели.
7. Внести предложения в Минфин России о сокращении бюджетных расходов на финансирование участия Российской Федерации в рабочих органах ОЭСР с учетом наличия нормативного определения участия Российской Федерации в их работе, а также целесообразности и фактического участия Российской Федерации в их работе в 2015 году и последующие годы в условиях принятого ОЭСР решения о приостановлении переговорного процесса по присоединению Российской Федерации к ОЭСР.
8. При формировании проекта федерального бюджета на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов МИДом России обеспечить планирование расходов на выплату заработной платы штатным работникам образовательных подразделений (заграншкол) при загранучреждениях МИДа России в соответствии с реальными потребностями на финансирование их деятельности.
9. Внести предложение в Минфин России по уточнению кодов бюджетной классификации, по которым планируются и учитываются в расходах федерального бюджета бюджетные ассигнования на выплату заработной платы штатным работникам образовательных подразделений (заграншкол) при загранучреждениях МИДа России (выплаты в иностранной валюте).
10. Внести изменения в Учетную политику МИДа России в части отражения в ней в соответствии с требованиями, установленными пунктом 6 раздела 1 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, вопросов применения курса рубля к доллару США при санкционировании расходов, совершении бухгалтерских операций и составлении бюджетной отчетности, порядок пересчета отчетности загранучреждений МИДа России, составленной в местной национальной валюте и долларах США, в рубли в целях формированной сводной бюджетной отчетности МИДа России, учета и отражения в сводной бюджетной отчетности МИДа России стоимости оборудования, закупаемого на территории Российской Федерации и поставляемого в централизованной порядке в загранучреждения МИДа России,
11. Принять решение о списании дебиторской задолженности по балансовому счету 1 209 82 000 "Расчеты по недостачам иных финансовых активов", сложившуюся в результате проведенной инвентаризации облигаций внутреннего государственного валютного займа на общую сумму 51 611,0 тыс. долларов США, полученных от Внешэкономбанка в 1997 году в соответствии с решением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 г. N ВП-П2-31406 и переданные во Внешторгбанк для зачисления на счет АКБ "СБС - Агро" в пользу МИД России,
12. Внести изменения в положения о департаментах МИДа России, являющихся ответственными за формирование государственного задания для подведомственных бюджетных учреждений, в части закрепления за ними функций по контролю за утверждением и выполнением государственного задания на предоставление государственных услуг.
13. Рассмотреть возможность расчета объема субсидий подведомственных государственных учреждений при планировании бюджетных расходов на 2016 год с учетом неиспользованного остатка средств субсидий прошлых лет и по итогам 2015 года на конец финансового года.
14. Обеспечить заключение дополнительного соглашения к трудовому договору с руководителем федерального государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Институт повышения квалификации "Высшие курсы иностранных языков Министерства иностранных дел Российской Федерации" об установлении обязанности по обеспечению достижения ежегодных значений показателей соотношения средней заработной платы педагогических (профессорско-преподавательского состава) учреждений со средней заработной платой в г. Москве и Московской области.
15. Рассмотреть вопрос об отмене с 1 января 2016 года действия распоряжения МИДа России от 23 мая 2012 г. N 21136/гс о передаче федеральным государственным бюджетным учреждением "Управление по эксплуатации зданий Министерства иностранных дел Российской Федерации" (ФГБУ УЭЗ МИД России) Территориальной профсоюзной организации МИДа России 7 объектов недвижимого имущества общей площадью 4 166,2 кв. метров в г. Москве "для размещения профсоюза с целью обеспечения сотрудников МИДа России питанием и социально-бытовыми услугами", а также поручить ФГБУ УЭЗ МИД России расторгнуть договор от 14 июня 2012 г. N Д-7/2012 о передаче в безвозмездное пользование на неопределенный срок Территориальной профсоюзной организации МИДа России указанного недвижимого имущества.
16. Поручить ФГБУ УЭЗ МИД России предъявить требования коммерческим предприятиям, которые безвозмездно использовали в 2014 году помещения общей площадью 3 149,8 кв. метров для организации общественного питания и оказания социально-бытовых услуг, по оплате причитающейся части налога на имущества, уплаченного ФГБУ УЭЗ МИД России, на общую сумму 4 656,1 тыс, рублей.
17. Принять меры по повышению качества управления дебиторской задолженностью по счетам 1 206 31 000 "Расчеты по авансам по приобретению основных средств" и 1 206 24 000 "Расчеты по авансам по арендной плате за пользование имуществом".
18. Обеспечить размещение территориальными органами МИД России - представительствами на территории Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" планов-графиков размещения заказов на 2016 год в соответствии с требованиями приказа Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 20 сентября 2013 г. N 544/18н.
19. Обеспечить проведение уполномоченным структурным подразделением целевых проверок соблюдения порядка и правил осуществления закупок для государственных нужд, установленных Федеральным законом N 44-ФЗ.
20. Определить порядок осуществления внутреннего финансового контроля (аудита) в соответствии с требованиями Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193).
21. Принять меры по привлечению к ответственности должностных лиц, допустивших нарушения бюджетного законодательства и бюджетного учета при исполнении федерального бюджета за 2014 год.
22. Принять меры по привлечению к ответственности должностных лиц, не обеспечивших надлежащий учет федерального имущества.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 28 мая 2015 г. N 25 К (1036).
О результатах рассмотрения настоящего представления и принятых мерах необходимо проинформировать Счетную палату Российской Федерации в течение 30 дней со дня поступления представления.
Аудитор |
А.И. Жданьков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 4 июня 2015 г. N ПР 04-111/04-01
Текст представления официально опубликован не был