Методический инструментарий
по установлению квалификационных требований к претендентам на замещение должностей государственной гражданской службы и государственным гражданским служащим
Версия 2.0
(утв. Министерством труда и социальной защиты РФ)
См. Методический инструментарий по установлению квалификационных требований для замещения должностей государственной гражданской службы (Версия 3.1)
Введение
Эффективное государственное управление возможно при условии исполнения задач и функций, возложенных на государственные органы, кадрами, обладающими необходимой квалификацией.
Обеспечение поступления на государственную гражданскую службу (далее - гражданская служба) компетентных граждан требует разработки, внедрения и поддержания в актуальном состоянии на гражданской службе системы квалификационных требований, включающей детализированные требования к профессиональному образованию, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, направлению подготовки, профессиональным и личностным качествам, знаниям, навыкам и умениям.
В целях создания и обеспечения функционирования на гражданской службе эффективной системы квалификационных требований Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации подготовлен настоящий Методический инструментарий по установлению квалификационных требований к претендентам на замещение должностей государственной гражданской службы и государственным гражданским служащим (далее - Методический инструментарий).
Методический инструментарий вводит систему квалификационных требований на гражданской службе, основанную на передовом российском и зарубежном опыте, и содержит порядок ее разработки и внедрения в государственном органе.
Система квалификационных требований, содержащаяся в Методическом инструментарии, разработана и апробирована в ходе пилотного проекта по внедрению в отдельных федеральных государственных органах детализированных квалификационных требований, проведенного Минтрудом России в 2013 году.
Реализация указанного пилотного проекта осуществлялась в соответствии с положениями Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" (далее - Указ) и во исполнение пункта 5 Плана выполнения мероприятий по внедрению в 2012 - 2016 гг. новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы в рамках реализации подпункта "р" пункта 2 Указа, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации В.Ю. Сурковым 1 октября 2012 года N 5378п-П17.
В 2014 г. в ходе дальнейшего совершенствования системы квалификационных требований в Методический инструментарий внесен ряд изменений.
В версии 2.0 Методического инструментария уточнены базовые квалификационные требования.
На основе предложений федеральных государственных органов Минтрудом России подготовлен и включен в Методический инструментарий Перечень направлений профессиональной служебной деятельности и специализаций по направлениям профессиональной служебной деятельности, в соответствии с которыми федеральные государственные гражданские служащие исполняют должностные обязанности, классифицированный по федеральным государственным органам (далее - Перечень направлений деятельности), являющийся Приложением N 1 к Методическому инструментарию.
В Справочнике квалификационных требований к претендентам на замещение должностей государственной гражданской службы и государственным гражданским служащим (далее - Справочник) усовершенствована Библиотека профессиональных и личностных качеств и соответствующих им навыков и умений (далее - Библиотека). Справочник также дополнен разработанными функциональными квалификационными требованиями по отдельным направлениям профессиональной служебной деятельности (далее - направления деятельности) и специализациям по направлениям профессиональной служебной деятельности (далее - специализации по направлениям деятельности), в соответствии с которыми федеральные государственные гражданские служащие исполняют должностные обязанности.
Применение Методического инструментария кадровыми службами государственных органов позволит организовать эффективную работу по установлению квалификационных требований.
Использование разработанных квалификационных требований повысит качество отбора кадров, оценки их квалификации, профессионального развития, формирования кадрового резерва и ротации.
При этом соблюдение государственными органами унифицированного подхода к установлению квалификационных требований создаст возможности для мобильности кадров на гражданской службе и расширит перспективы должностного роста государственных гражданских служащих (далее - гражданские служащие).
Расширение осведомленности граждан о квалификационных требованиях повысит открытость гражданской службы и создаст важные предпосылки для формирования у них реального понимания потенциальных возможностей для замещения определенных должностей гражданской службы.
Основные понятия и определения
Квалификационные требования к претендентам на замещение должностей государственной гражданской службы и гражданским служащим (квалификационные требования) - требования к уровню и специальности (направлению подготовки) и при необходимости специализации профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, направлению подготовки, профессиональным и личностным качествам, а также знаниям, навыкам и умениям, необходимым для замещения должностей гражданской службы. Определение соответствия образования, стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажа (опыта) работы по специальности, направлению подготовки, профессиональных и личностных качеств, знаний, навыков и умений граждан, поступающих на гражданскую службу, а также гражданских служащих квалификационным требованиям осуществляется при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, отбора без проведения конкурса, аттестации, квалификационного экзамена, а также иных мероприятий по оценке кадрового состава.
Система квалификационных требований включает базовые и функциональные квалификационные требования.
Базовые квалификационные требования - требования к претенденту на замещение должности гражданской службы (далее - претендент) (гражданскому служащему), соответствие которым необходимо для исполнения должностных обязанностей вне зависимости от направления деятельности и специализации по направлению деятельности. Базовые квалификационные требования включают требования к:
- уровню профессионального образования;
- продолжительности стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажа работы по специальности, направлению подготовки вне зависимости от направления деятельности;
- знаниям и навыкам:
- знанию государственного языка Российской Федерации (русского языка);
- правовым знаниям основ Конституции Российской Федерации, законодательства о государственной службе, законодательства о противодействии коррупции;
- знаниям основ делопроизводства и документооборота;
- знаниям и навыкам в области информационно-коммуникационных технологий;
- профессиональным и личностным качествам, а также соответствующим им навыкам и умениям.
Функциональные квалификационные требования - требования к претенденту (гражданскому служащему), соответствие которым необходимо для исполнения должностных обязанностей по направлению деятельности с учетом специализации. Функциональные квалификационные требования устанавливаются по направлениям деятельности, осуществляемым в государственном органе, специализациям по указанным направлениям, категориям и группам должностей гражданской службы. Функциональные квалификационные требования включают требования к специальности (направлению подготовки) профессионального образования и при необходимости специализации профессионального образования, стажу (опыту работы) по специальности, направлению подготовки, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
Направление профессиональной служебной деятельности (направление деятельности) - деятельность, осуществляемая гражданским служащим в соответствии с целями, задачами, полномочиями и функциями структурного подразделения, в котором он проходит гражданскую службу, и в целом государственного органа, устанавливаемыми в положениях о структурном подразделении государственного органа, о государственном органе в целом и иных нормативных правовых актах, в соответствии с которыми гражданские служащие исполняют должностные обязанности.
Специализация по направлению профессиональной служебной деятельности (специализация по направлению деятельности) - поднаправление профессиональной служебной деятельности внутри направления деятельности, осуществляемого в государственном органе, в соответствии с которым гражданские служащие исполняют должностные обязанности.
Профиль должности - документ, содержащий цели, задачи и ключевые обязанности по должности, базовые квалификационные требования, включая требования к профессиональным и личностным качествам и соответствующим им навыкам и умениям, функциональные квалификационные требования, а также иную информацию, характеризующую должность. На основе профиля должности составляется должностной регламент.
Профессиональное образование - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности*(1).
Уровень профессионального образования - завершенный цикл профессионального образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований*(1).
Уровнями профессионального образования являются*(2):
среднее профессиональное образование;
высшее образование - бакалавриат;
высшее образование - специалитет, магистратура;
высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.
Дополнительное профессиональное образование - профессиональное образование, направленное на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды и осуществляемое посредством реализации дополнительных профессиональных образовательных программ в форме повышения квалификации, профессиональной переподготовки, в том числе программ MPA (Master of Public Administration), EMPA (Executive Master of Public Administration) и DPA (Doctor of Public Administration)*(1).
Направленность (профиль) образования - ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы*(1).
Специальность - совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенных профессиональных задач*(3).
Специализация по образованию - профессиональная область, для применения совокупности знаний, навыков и умений в которой ориентировано получение лицом профессионального образования в соответствии с отдельной специальностью, направлением подготовки. Специализация по образованию определяется образовательной организацией.
Квалификация - уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности*(1).
Стаж (опыт) работы по специальности, направлению подготовки - периоды трудовой или профессиональной служебной деятельности на должностях служащих*(4), государственной службы или муниципальной службы, деятельности, связанной с интеллектуальным трудом или осуществлением подготовки и оформления документации, учета и контроля, хозяйственного обслуживания на условиях договора гражданско-правового характера, деятельности индивидуальным предпринимателем после получения документа об образовании и квалификации по определенной специальности (направлению подготовки), в течение которых применялись и совершенствовались знания и навыки, приобретенные в рамках указанного образования, которое в соответствии с должностным регламентом должен иметь претендующий на замещение должности гражданской службы гражданин Российской Федерации (гражданский служащий).
Профессиональные знания - совокупность правовых и иных знаний, необходимых для эффективного и результативного исполнения должностных обязанностей.
Профессиональные навыки - навыки, связанные со способностью применения профессиональных знаний при исполнении должностных обязанностей, сформированные путем повторения и доведенные до автоматизма, ставшие привычным, осуществляемые без контроля сознания.
Умения - освоенные человеком способы выполнения действия, обеспечиваемые совокупностью приобретённых знаний и навыков. В отличие от навыков, умения всегда опираются на активную интеллектуальную деятельность и включают в себя процессы мышления*(5).
Профессиональные качества - проявляемые в поведении гражданского служащего характеристики, отражающие единство его стремлений, способностей, знаний, навыков, умений и личностных качеств, необходимых для эффективного и результативного исполнения должностных обязанностей.
Личностные качества - индивидуальные особенности личности, отражающие жизненные ценности и установки индивидуума, тип темперамента, мотивацию и личные цели, динамические свойства нервной системы. Совокупность личностных качеств гражданского служащего проявляется в профессиональной служебной деятельности через профессиональные качества.
Общие профессиональные качества - профессиональные качества, необходимые для эффективного и результативного исполнения должностных обязанностей по должностям гражданской службы всех категорий и групп.
Прикладные профессиональные качества - профессиональные качества, необходимые для эффективного и результативного исполнения должностных обязанностей в зависимости от функциональной специфики исполняемых должностных обязанностей по должностям гражданской службы.
Управленческие профессиональные качества - профессиональные качества, необходимые для эффективного и результативного исполнения должностных обязанностей по должностям гражданской службы категории "руководители" высшей, главной и ведущей групп должностей гражданской службы, а также иным должностям, в должностные обязанности по которым входит организация и планирование собственной деятельности и деятельности гражданских служащих, находящихся в линейном или функциональном подчинении, и в целом государственного органа, структурных(ого) подразделений(я) или проектных(ой) групп(ы), а также контроль хода исполнения документов и проектов для достижения задач и целей государственного органа, структурных(ого) подразделений(я) или проектных(ой) групп(ы).
1. Система квалификационных требований к претендентам на замещение должностей государственной гражданской службы и государственным гражданским служащим и ее функционирование
В соответствии с частью 1 статьи 12 и пунктом 1 части 2 статьи 47 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ), а также исходя из пункта 19 Положения о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 112, и подпункта "г" пункта 13 Положения о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 110, в число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят требования к уровню и направлению подготовки (специальности) и при необходимости специализации профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, направлению подготовки, профессиональным и личностным качествам, знаниям, навыкам и умениям, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
Содержащиеся в Методическом инструментарии подходы к установлению квалификационных требований определены в развитие положений 12 и 47 статей, а также других положений Федерального закона N 79-ФЗ и иных нормативных правовых актов.
Соблюдение структурными подразделениями государственных органов по вопросам государственной службы и кадров (далее - кадровая служба государственного органа) указанных подходов позволяет разработать в государственном органе систему квалификационных требований, включающую следующие виды квалификационных требований:
базовые квалификационные требования, включая требования к профессиональным и личностным качествам, а также соответствующим им навыкам и умениям;
функциональные квалификационные требования.
Базовые квалификационные требования, соответствие которым необходимо для исполнения должностных обязанностей вне зависимости от направления деятельности, а также специализации по направлению деятельности, содержатся в первом разделе Справочника, являющегося Приложением N 2 к Методическому инструментарию.
Базовые квалификационные требования подразделяются на следующие виды квалификационных требований:
- требования к уровню профессионального образования;
- требования к продолжительности стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажа работы по специальности, направлению подготовки вне зависимости от направления деятельности;
- требования к знаниям и навыкам:
-- требования к знанию государственного языка Российской Федерации (русского языка);
-- требования к правовым знаниям основ Конституции Российской Федерации, законодательства о государственной службе, законодательства о противодействии коррупции;
-- требования к знаниям основ делопроизводства и документооборота;
-- требования к знаниям и навыкам в области информационно-коммуникационных технологий;
- требования к профессиональным и личностным качествам, а также соответствующим им навыкам и умениям.
Базовые квалификационные требования рекомендуется устанавливать в соответствии с подходами, изложенными во втором разделе Методического инструментария "Основные подходы к определению базовых квалификационных требований".
Функциональные квалификационные требования устанавливаются по направлениям деятельности и специализациям по направлениям деятельности, классифицированным по государственным органам, категориям и группам должностей гражданской службы.
Функциональные квалификационные требования включают следующие виды квалификационных требований:
требования к специальности (направлению подготовки) профессионального образования, включая дополнительное профессиональное образование;
требования к стажу (опыту) работы по специальности, направлению подготовки;
требования к профессиональным знаниям, содержащие требования к знанию законодательства Российской Федерации и иным профессиональным знаниям;
требования к профессиональным навыкам.
В соответствии с Перечнем направлений деятельности выделено 41 направление деятельности, реализуемое в федеральных государственных органах. При этом направления деятельности и специализации по направлениям деятельности при необходимости могут быть уточнены. В этом случае федеральным государственным органам необходимо направить в Минтруд России обоснованные предложения о внесении изменений в Перечень направлений деятельности.
Учитывая схожий характер кадрового, материального, организационного, документационного и иного обеспечения в государственных органах, данная профессиональная деятельность выделена в отдельное направление деятельности "Обеспечение деятельности государственного органа". Квалификационные требования по указанному направлению деятельности разрабатываются централизованно Минтрудом России. После согласования с государственными органами и внесения в Справочник квалификационные требования по направлению деятельности "Обеспечение деятельности государственного органа" будут рекомендованы для использования кадровым службам государственных органов.
Направление деятельности "Обеспечение деятельности государственного органа" включает следующие специализации:
формирование кадровой политики и кадровой стратегии государственного органа;
организация поступления, прохождения и прекращения государственной службы;
организация бюджетного процесса, ведение учета и отчетности;
управление федеральным имуществом, необходимым для обеспечения функций государственного органа и подведомственных организаций;
осуществление закупок товаров, работ, услуг и заключение гражданско-правовых договоров, предметом которых является их поставка, для обеспечения государственных нужд;
подготовка и проведение мероприятий, организация приема граждан;
информационное обеспечение, осуществление взаимодействия со СМИ, связи с общественностью;
обеспечение безопасности, мобилизационной подготовки и защита государственной тайны;
организация пропускного и внутриобъектового режима в государственном органе;
обеспечение деятельности территориальных органов федерального государственного органа и его представительств за рубежом;
взаимодействие с подведомственными организациями;
документационное обеспечение, организация внутриведомственного и межведомственного взаимодействия;
административно-хозяйственное и материально-техническое обеспечение.
Функциональные квалификационные требования рекомендуется разрабатывать профильным структурным подразделениям государственного органа с участием кадровой службы в соответствии с подходами, изложенными в третьем разделе Методического инструментария "Основные подходы к определению функциональных квалификационных требований", унифицированной формой "Функциональные квалификационные требования к претендентам на замещение должностей государственной гражданской службы и государственным гражданским служащим по категориям и группам" (далее - унифицированная форма) и Рекомендациями по определению функциональных квалификационных требований в соответствии с унифицированной формой "Функциональные квалификационные требования к претендентам на замещение должностей государственной гражданской службы и государственным гражданским служащим по категориям и группам" (далее - Рекомендации). Рекомендации являются Приложением N 3 к Методическому инструментарию.
В ходе указанной работы рекомендуется рассмотреть в качестве примера разработанные функциональные квалификационные требования, содержащиеся в третьем разделе Справочника.
По мере разработки функциональных квалификационных требований третий раздел Справочника будет дополняться.
Справочник станет единой базой направлений деятельности и специализаций по направлениям деятельности и квалификационных требований, рекомендуемой для использования кадровыми службами государственных органов при определении квалификационных требований к должностям гражданской службы.
Требования к знаниям и навыкам, определенные при разработке базовых и функциональных квалификационных требований, в соответствии с частью 6 статьи 12 Федерального закона N 79-ФЗ предлагается включать в нормативный акт государственного органа, рекомендуемая структура которого является Приложением N 4 к Методическому инструментарию.
Базовые и функциональные квалификационные требования рекомендуется включить в профили должностей. Примеры профилей должностей представлены соответственно в Приложении N 6 и Приложении N 7 к Методическому инструментарию.
В должностные регламенты в соответствии с положениями части 6 статьи 12 и пункта 1 части 2 статьи 47 Федерального закона N 79-ФЗ включаются квалификационные требования к образованию, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и навыкам. Рекомендуемая структура разделов об общих положениях и квалификационных требованиях должностного регламента государственного гражданского служащего и примеры структуры разделов об общих положениях и квалификационных требованиях должностных регламентов федеральных государственных гражданских служащих представлены соответственно в Приложении N 5, Приложении N 8 и Приложении N 9 к Методическому инструментарию.
2. Основные подходы к определению базовых квалификационных требований
2.1 Определение требований к уровню профессионального образования
Должностям разных категорий и групп на гражданской службе соответствуют отличающиеся по степени сложности и уровню ответственности задачи из различных профессиональных областей, требующих для качественного исполнения должностных обязанностей наличия у гражданских служащих системных знаний.
Указанные знания приобретаются только в ходе получения профессионального образования посредством освоения профессиональных образовательных программ по определенным специальностям или (и) направлениям подготовки соответствующего уровня профессионального образования или (и) в результате получения дополнительного профессионального образования, а также в ходе последующей трудовой или профессиональной служебной деятельности.
Согласно части 5 статьи 10 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:
среднее профессиональное образование;
высшее образование - бакалавриат;
высшее образование - специалитет, магистратура;
высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.
При этом Федеральным законом N 273-ФЗ дифференциация на уровни также определена в отношении высшего образования.
Требования к уровню профессионального образования в соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона N 79-ФЗ входят в число квалификационных требований к должностям гражданской службы. Согласно пункту 1 части 2 статьи 47 Федерального закона N 79-ФЗ квалификационные требования к образованию включаются в должностной регламент.
Часть 3 статьи 12 Федерального закона N 79-ФЗ в числе квалификационных требований к должностям гражданской службы категорий "руководители", "помощники (советники)", "специалисты" всех групп должностей гражданской службы, а также категории "обеспечивающие специалисты" главной и ведущей групп должностей гражданской службы предусматривается наличие высшего образования. Согласно пункту 4 статьи 12 Федерального закона N 79-ФЗ в число квалификационных требований к должностям гражданской службы категории "обеспечивающие специалисты" старшей и младшей групп должностей гражданской службы входит наличие среднего профессионального образования.
Согласно части 8 статьи 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) право заниматься определенной профессиональной деятельностью, в том числе занимать должности, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к уровню профессионального образования и (или) квалификации, предоставляется лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию и имеющим документы об образовании и о квалификации, подтверждающие уровень профессионального образования и квалификацию, если иное не установлено федеральными законами.
В соответствии с частью 4 статьи 59 Федерального закона N 273-ФЗ государственной итоговой аттестацией является итоговая аттестация, завершающая освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ.
В этой связи право замещать должности гражданской службы в случае соответствия иным квалификационным требованиям предоставляется претенденту (гражданскому служащему), обладающему образованием, соответствующим положениям статьи 12 Федерального закона N 79-ФЗ и должностного регламента, успешно прошедшему государственную итоговую аттестацию, завершающую освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ, и имеющему диплом о профессиональной переподготовке.
Для обеспечения функционирования на гражданской службе эффективной системы квалификационных требований, отвечающей потребностям в кадрах, а также востребованности выпускников с определенными компетенциями государственным органам рекомендуется руководствоваться изложенным гибким подходом, предусматривающим установление уровней профессионального образования в зависимости от категорий и групп должностей гражданской службы.
Указанный подход в полной мере соответствует положениям Федерального закона N 273-ФЗ и Федерального закона N 79-ФЗ.
Следует отметить, что указанный подход не противоречит положениям части 3 статьи 32 Конституции Российской Федерации и пункта 3 статьи 4 Федерального закона N 79-ФЗ, которыми предусматривается равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего. Профессиональные качества обуславливаются, в том числе уровнем профессионального образования.
Рекомендуемые требования к уровню профессионального образования в зависимости от группы и категории, к которой относится должность гражданской службы, приведены в Таблице 1. Следует отметить, что в Таблице 1 приводится минимальный уровень профессионального образования, которым целесообразно обладать претенденту или гражданскому служащему для поступления на гражданскую службу или замещения указанной должности.
Таблица 1
Категория и группа должностей гражданской службы |
Уровень профессионального образования |
- Категория "руководители" высшей и главной групп должностей гражданской службы; - категория "помощники (советники) "высшей и главной групп должностей гражданской службы; - категория "специалисты" высшей и главной групп должностей гражданской службы. |
высшее образование - специалитет, магистратура. |
- Категория "руководители" ведущей группы должностей гражданской службы; - Категория "помощники (советники) "ведущей группы должностей гражданской службы; - категория "специалисты" ведущей и старшей групп должностей гражданской службы; - категория "обеспечивающие специалисты" главной и ведущей групп должностей гражданской службы. |
высшее образование - бакалавриат. |
- категория "обеспечивающие специалисты" старшей и младшей групп должностей гражданской службы. |
среднее профессиональное образование. |
Для последующего составления профилей должностей и должностных регламентов в государственном органе рекомендуется включить Таблицу 1 или иную таблицу, содержащую иной подход по установлению требований к уровню профессионального образования в зависимости от группы и категории, в организационно-распорядительный документ государственного органа, утверждаемый посредством проставления грифа "УТВЕРЖДАЮ" и подписываемый руководителем государственного органа.
2.2. Определение требований к стажу государственной гражданской службы (стажу государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности, направлению подготовки вне зависимости от направления профессиональной служебной деятельности
Пунктом 1 Указа N 1131 установлены следующие квалификационные требования к стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для замещения:
а) высших должностей федеральной гражданской службы - не менее шести лет стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее семи лет стажа работы по специальности;
б) главных должностей федеральной гражданской службы - не менее четырех лет стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее пяти лет стажа работы по специальности;
в) ведущих должностей федеральной гражданской службы - не менее двух лет стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее четырех лет стажа работы по специальности;
г) старших и младших должностей федеральной гражданской службы - без предъявления требований к стажу.
Пунктом 1.1 Указа N 1131 предусматривается, что для лиц, имеющих дипломы специалиста или магистра с отличием, в течение трех лет со дня выдачи диплома устанавливаются квалификационные требования к стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для замещения ведущих должностей федеральной гражданской службы - не менее одного года стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажа работы по специальности.
В соответствии с пунктом 4 Указа N 1131 квалификационные требования к стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для гражданских служащих субъектов Российской Федерации устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации с учетом положений Указа N 1131.
В случае если в должностном регламенте гражданского служащего не определены квалификационные требования к образованию в части специальности, направления подготовки, то в стаж работы по специальности, направлению подготовки включаются периоды деятельности по любой специальности (направлению подготовки) после получения диплома бакалавра, специалиста или магистра, подтверждающего наличие комплекса знаний, умений, навыков и компетенций, приобретенных в ходе получения образования по данной специальности (направлению подготовки).
При этом следует отдавать предпочтение претендентам, имеющим:
- стаж гражданской службы (опыт работы) для претендентов на замещение должностей гражданской службы в зависимости от профессиональной специфики исполняемых должностных обязанностей (например, периоды замещения должности инспектора в федеральной службе или федеральном агентстве, на которое возложены функции государственного контроля или надзора, вне зависимости от направления деятельности для претендента на замещение данной должности в иной федеральной службе или федеральном агентстве, на которое возложены указанные функции);
- периоды замещения руководящих должностей в государственных органах для претендентов на замещение должностей категории "руководители" высшей, главной и ведущей групп должностей гражданской службы, а также иных должностей, в должностные обязанности по которым входит организация и планирование собственной деятельности и деятельности гражданских служащих, находящихся в линейном или функциональном подчинении, и в целом государственного органа, структурных(ого) подразделений(я) или проектных(ой) групп(ы), а также контроль хода исполнения документов и проектов для достижения задач и целей государственного органа, структурных(ого) подразделений(я) или проектных(ой) групп(ы).
Требования к стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, направлению подготовки включаются в профиль должности и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 47 Федерального закона N 79-ФЗ в должностной регламент.
Наименование замещаемых ранее гражданином (гражданским служащим) должностей и продолжительность их замещения определяются посредством изучения записей в трудовой книжке, анкете, заполняемой гражданином (гражданским служащим) при поступлении на гражданскую службу (замещении должности гражданской службы), а также его резюме.
2.3. Определение требований к знаниям и навыкам
Требования к знаниям и навыкам в рамках базовых квалификационных требований включают требования к:
- знанию государственного языка Российской Федерации (русского языка);
- правовым знаниям основ Конституции Российской Федерации, законодательства о государственной службе, законодательства о противодействии коррупции;
- знаниям основ делопроизводства и документооборота;
- знаниям и навыкам в области информационно-коммуникационных технологий;
Требования к знанию государственного языка Российской Федерации (русского языка), требования к знаниям и навыкам в области документооборота и делопроизводства, требования к знаниям и навыкам в области информационно-коммуникационных технологий рекомендуется устанавливать вне зависимости от категорий и групп должностей гражданской службы.
Требования к правовым знаниям основ Конституции Российской Федерации, законодательства о государственной службе, законодательства о противодействии коррупции предлагается устанавливать в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы.
Базовые квалификационные требования к знаниям и навыкам, за исключением навыков, соответствующих профессиональным и личностным качествам, содержатся в первом разделе Справочника.
2.4. Определение требований к профессиональным и личностным качествам, а также соответствующим им навыкам и умениям
Определение профессиональных и личностных качеств позволяет реализовать положения пункта 19 Положения о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 112, согласно которым конкурсной комиссией при проведении конкурса используются методы оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов, не противоречащие федеральным законам и другим нормативным правовым актам Российской Федерации.
Кроме того, положениями подпункта "г" пункта 13 Положения о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 110, предусматривается мотивированная оценка профессиональных, личностных качеств и результатов профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, включаемая в отзыв об исполнении подлежащим аттестации гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период.
Исходя из определения профессиональных качеств, приведенного в разделе "Основные понятия и определения" Методического инструментария, профессиональными качествами являются проявляемые в поведении гражданского служащего характеристики, отражающие единство его стремлений, способностей, знаний, навыков, умений и личностных качеств, необходимых для эффективного и результативного исполнения должностных обязанностей. В этой связи в Методическом инструментарии признано целесообразным наряду с профессиональными качествами определять также соответствующие им навыки, умения и личностные качества.
При определении профессиональных качеств рекомендуем руководствоваться подходами, содержащимися в Методическом инструментарии по внедрению комплексной оценки профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих (далее - Методический инструментарий по внедрению комплексной оценки), опубликованном на официальном сайте Минтруда России (http://www.rosmintrud.ru/ministry/programms/gossluzhba/4).
В соответствии с Методическим инструментарием по внедрению комплексной оценки профессиональные и личностные качества, а также соответствующие им навыки и умения предлагается определять исходя из специфики исполняемых должностных обязанностей по определенной должности вне зависимости от направлений деятельности и специализаций по направлениям деятельности. Для каждой должности гражданской службы необходимо сформировать индивидуальный набор указанных качеств, а также соответствующих им навыков и умений.
Указанные профессиональные и личностные качества, а также соответствующие им навыки и умения содержатся в Библиотеке и включают:
общие профессиональные и личностные качества, а также соответствующие им навыки и умения;
прикладные профессиональные и личностные качества, а также соответствующие им навыки и умения;
управленческие профессиональные и личностные качества, а также соответствующие им навыки и умения.
Определения данных понятий приводятся в разделе "Основные понятия и определения" Методического инструментария.
Общие профессиональные качества рекомендуется устанавливать для должностей всех категорий и групп должностей гражданской службы.
Управленческие профессиональные качества рекомендуется устанавливать для должностей гражданской службы категории "руководители" высшей, главной и ведущей групп должностей гражданской службы, а также иных должностей, в должностные обязанности по которым входит организация и планирование собственной деятельности и деятельности гражданских служащих, находящихся в линейном или функциональном подчинении, и в целом государственного органа, структурных(ого) подразделений(я) или проектных(ой) групп(ы), а также контроль хода исполнения документов и проектов для достижения задач и целей государственного органа, структурных(ого) подразделений(я) или проектных(ой) групп(ы).
Подтверждением наличия у претендентов на замещение указанных должностей и гражданских служащих управленческих профессиональных качеств является прохождение обучения по образовательным программам, направленным на приобретение управленческих профессиональных качеств, в том числе краткосрочным программам повышения квалификации продолжительностью от 72 до 144 часов, а также программам профессиональной подготовки, предусматривающим присвоение дополнительной квалификации, включая программы МРА (Master of Public Administration), EMPA (Executive Master of Public Administration) или DPA (Doctor of Public Administration) продолжительностью более 1000 часов.
Кроме того, в целях приобретения и совершенствования управленческих профессиональных качеств у гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы категории "руководители" высшей, главной и ведущей групп должностей гражданской службы, а также иные должности, в должностные обязанности по которым входит организация и планирование собственной деятельности и деятельности гражданских служащих, находящихся в линейном или функциональном подчинении, и в целом государственного органа, структурных(ого) подразделений(я) или проектных(ой) групп(ы), а также контроль хода исполнения документов и проектов для достижения задач и целей государственного органа, структурных(ого) подразделений(я) или проектных(ой) групп(ы) рекомендуется организовывать на систематической основе один раз в пять лет дополнительное профессиональное образование указанных гражданских служащих по программам, направленным на приобретение управленческих профессиональных качеств.
Прикладные профессиональные качества могут быть установлены для должности любой категории и группы должностей гражданской службы. Необходимость установления определенного профессионального качества для определенной должности обусловлена функциональной спецификой исполняемых должностных обязанностей. Например, требование к профессиональному качеству "Межличностное, межведомственное взаимодействие, убедительность коммуникаций" целесообразно устанавливать для должностей, исполнение должностных обязанностей по которым требует систематического межличностного, межведомственного взаимодействия.
Не рекомендуется включать в набор профессиональных качеств по должности гражданской службы более десяти профессиональных качеств, в том числе трех общих профессиональных качества и семи профессиональных качеств, относящихся к прикладным и (или) управленческим профессиональным качествам.
Определенные требования к профессиональным и личностным качествам, а также соответствующим им навыкам и умениям включаются в профиль должности. Навыки при этом в соответствии с частью 6 статьи 12 Федерального закона N 79-ФЗ включаются также в нормативный акт государственного органа и должностные регламенты гражданских служащих.
Примеры профилей должностей представлены в Приложении N 6 и Приложении N 7 к Методическому инструментарию.
Рекомендуемая структура указанного нормативного акта государственного органа является Приложением N 4 к Методическому инструментарию.
Рекомендуемая структура разделов об общих положениях и квалификационных требованиях должностного регламента государственного гражданского служащего и примеры структуры разделов об общих положениях и квалификационных требованиях должностных регламентов федеральных государственных гражданских служащих представлены соответственно в Приложении N 5, Приложении N 8 и Приложении N 9 к Методическому инструментарию.
3. Основные подходы к определению функциональных квалификационных требований
Определять функциональные квалификационные требования рекомендуется в соответствии с настоящим разделом Методического инструментария, унифицированной формой "Функциональные квалификационные требования к претендентам на замещение должностей государственной гражданской службы и государственным гражданским служащим по категориям и группам", а также Рекомендациями по определению функциональных квалификационных требований в соответствии с унифицированной формой "Функциональные квалификационные требования к претендентам на замещение должностей государственной гражданской службы и государственным гражданским служащим по категориям и группам" (далее - Рекомендации), являющимися Приложением N 3 к Методическому инструментарию.
3.1 Определение требований к профессиональному образованию в части специальности (направления подготовки)
В государственных органах с учетом специфики исполняемых функций реализуются разные направления деятельности и специализации по направлениям деятельности.
Для качественного исполнения должностных обязанностей гражданские служащие должны обладать профессиональным образованием по соответствующей специальности (направлению подготовки), стажем (опытом) работы по специальности, направлению подготовки, профессиональными знаниями и навыками, соответствующими направлениям деятельности и специализациям по направлениям деятельности.
В этой связи важность установления конкретной специальности (направления подготовки) также обусловлена необходимостью определения стажа (опыта) работы по специальности, направлению подготовки.
Профессиональные знания и навыки, соответствующие направлениям деятельности и специализациям по направлениям деятельности, приобретаются в ходе получения профессионального образования по определенной специальности (направлению подготовки), а также в ходе трудовой или служебной деятельности.
Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования и высшего образования по определенным специальностям (направлениям подготовки) нацелены на определенные области и виды профессиональной деятельности, для которых осуществляется подготовка, а также компетенции, которыми должны обладать выпускники. Исходя из содержания указанных федеральных государственных образовательных стандартов, компетенции, под которыми понимаются профессиональные навыки и умения, предполагающие профессиональные знания, различаются в зависимости от специальности (направления подготовки).
Таким образом, для осуществления более эффективного отбора на гражданскую службу граждан, обладающих профессиональными знаниями и навыками, соответствующими направлениям деятельности и специализациям по направлениям деятельности, реализуемым в государственных органах, а также в целях обеспечения востребованности выпускников с определенным образованием государственным органам необходимо устанавливать требования к образованию в части специальности (направления подготовки) в зависимости от указанных направлений деятельности и специализаций по направлениям деятельности.
При определении квалификационных требований к образованию в части специальностей (направлений подготовки) может предусматриваться одна специальность (направление подготовки) профессионального образования или несколько специальностей (направлений подготовки) профессионального образования в качестве альтернативы.
Установление государственным органом квалификационных требований к образованию в части специальностей (направлений подготовки) в полной мере соответствует положениям Федерального закона N 79-ФЗ.
Согласно части 3 статьи 12 Федерального закона N 79-ФЗ в число квалификационных требований к должностям гражданской службы категорий "руководители", "помощники (советники)", "специалисты" всех групп должностей гражданской службы, а также категории "обеспечивающие специалисты" главной и ведущей групп должностей гражданской службы входит высшее образование.
В соответствии с частью 4 указанной статьи Федерального закона N 79-ФЗ в число квалификационных требований к должностям гражданской службы категории "обеспечивающие специалисты" старшей и младшей групп должностей гражданской службы входит среднее профессиональное образование, соответствующее направлению деятельности.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 47 Федерального закона N 79-ФЗ в должностной регламент включаются квалификационные требования к образованию.
Взаимосвязанное прочтение указанных положений Федерального закона N 79-ФЗ предоставляет возможность установления государственным органом требований к образованию в части специальностей (направлений подготовки).
Следует учитывать, что, несмотря на указанную возможность устанавливать требования к образованию в части специальностей (направлений подготовки), выделять данные требования не всегда целесообразно.
При решении указанного вопроса необходимо учитывать специфику исполняемых должностных обязанностей, обусловленную направлениями деятельности и специализациями по направлениям деятельности, а также категориями и группами должностей.
В случае если исполнение должностных обязанностей по должностям определенного направления деятельности или специализации по направлению деятельности не требует наличия комплексных профессиональных знаний и навыков, приобретаемых в ходе получения профессионального образования по определенной специальности (направлению подготовки), и возможно при наличии профессионального образования по любой специальности (направлению подготовки), то при определении требований к образованию достаточным будет являться определение требований к уровню профессионального образования в соответствии с пунктом 2.1 Методического инструментария. К таким должностным обязанностям относятся, например, должностные обязанности по должностям в рамках специализаций "Документационное обеспечение, организация внутриведомственного и межведомственного взаимодействия" и "Административно-хозяйственное и материально-техническое обеспечение", "Подготовка и проведение мероприятий, организация приема граждан", входящие в направление деятельности "Обеспечение деятельности государственного органа".
Определение специальности (направления подготовки) профессионального образования приобретает особую важность для должностей категории "специалисты", исполнение должностных обязанностей по которым требует углубленных профессиональных знаний положений определенных нормативных правовых актов, документов и профессиональных навыков.
Наименее важным является установление специальности (направления подготовки) профессионального образования для должностей гражданской службы категории "руководители" высшей, главной и ведущей групп должностей гражданской службы, а также иных должностей, в должностные обязанности по которым входит организация и планирование собственной деятельности и деятельности гражданских служащих, находящихся в линейном или функциональном подчинении, и в целом государственного органа, структурных(ого) подразделений(я) или проектных(ой) групп(ы), а также контроль хода исполнения документов и проектов для достижения задач и целей государственного органа, структурных(ого) подразделений(я) или проектных(ой) групп(ы).
В случае если в перечнях профессий, специальностей и направлений подготовки профессионального образования, указанных в разделе 4 Рекомендаций, отсутствуют специальности и направления подготовки профессионального образования, соответствующие направлению деятельности и специализации по направлению деятельности, и на рынке образовательных услуг отсутствует предложение со стороны образовательных организаций в соответствующем образовании, то определяются наиболее близкие по содержанию к специфике исполняемых должностных обязанностей специальности (направления подготовки) профессионального образования. При отсутствии близких по содержанию к специфике исполняемых должностных обязанностей специальностей (направлений подготовки) профессионального образования определяются только требования к уровню профессионального образования.
Право претендовать на должности гражданской службы, для которых установлено требование к образованию в части конкретной специальности (направлению подготовки), кроме граждан (гражданских служащих), имеющих высшее или среднее профессиональное образование по данной специальности (направлению подготовки), имеют также граждане (гражданские служащие), получившие дополнительное профессиональное образование по программе дополнительного профессионального образования в соответствующей области.
Согласно части 1 статьи 62 Федерального закона N 79-ФЗ дополнительное профессиональное образование гражданского служащего включает в себя профессиональную переподготовку и повышение квалификации.
На получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации согласно части 5 статьи 76 Федерального закона N 273-ФЗ направлена программа профессиональной переподготовки.
Положениями пункта 16 постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 362 "Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 362) установлено право гражданского служащего, имеющего диплом о дополнительном (к высшему) образовании, претендовать на замещение должностей гражданской службы, квалификационными требованиями по которым предусмотрено наличие высшего образования по соответствующей специальности (направлению подготовки).
Подпунктом "б" пункта 15 постановления Правительства Российской Федерации N 362 предусмотрено, что для получения дополнительной квалификации по результатам проведения обязательной государственной итоговой аттестации диплом о дополнительном (к высшему) образовании выдается только лицам, прошедшим обучение по дополнительной профессиональной образовательной программе объемом более 1000 часов.
Пунктом 2 части 10 статьи 60 Федерального закона N 273-ФЗ установлено, что повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования подтверждает документ о квалификации (удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке).
Представителем нанимателя может устанавливаться требование о наличии дополнительного профессионального образования в определенной области в случае, когда к претендентам на замещение должностей определенной категории и группы должностей, гражданским служащим в рамках определенного направления деятельности и (или) специализации по направлению деятельности, недостаточно предъявления требования только к специальности (направлению подготовки) высшего образования или к специальности среднего профессионального образования. Например, к претенденту на замещение должности определенной группы и категории должностей гражданской службы или специализации, гражданскому служащему в рамках направления деятельности и (или) специализации по направлению деятельности может устанавливаться требование к специальности (направлению подготовки) высшего образования или среднего профессионального образования и одновременно требование о наличии дополнительного профессионального образования по программе, ориентированной на конкретную область знаний. В соответствии с положениями части 6 статьи 38 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. В этой связи к кандидатам и гражданским служащим в рамках специализации деятельности "Осуществление закупок товаров и заключение государственных контрактов на поставки товаров, оказание услуг, выполнение работ для нужд государственного органа" по направлению деятельности "Обеспечение деятельности государственного органа" должно предъявляться требование о наличии высшего образования по специальностям "Государственное и муниципальное управление", "Бухгалтерский учет, анализ и аудит", "Финансы и кредит", "Налоги и налогообложение"*(6) или "Экономическая безопасность"*(7) или направлениям подготовки "Государственное и муниципальное управление", "Экономика", "Менеджмент", "Финансы и кредит", "Государственный аудит"*(7). Кроме того, в качестве альтернативы к указанным лицам должно быть установлено требование о наличии высшего образования любой специальности (направления подготовки) при условии наличия диплома о профессиональной переподготовке по программе в сфере закупок товаров, работ, услуг и заключение гражданско-правовых договоров, предметом которых является их поставка, для обеспечения государственных нужд объемом более 1000 часов.
Указанные требования отражаются в графе "Требования к направлению подготовки (специальности) профессионального образования" таблиц, разрабатываемых по унифицированной форме в соответствии с пунктом 4 Рекомендаций.
Примеры требований к профессиональному образованию в части специальностей (направлений подготовки) содержатся в третьем разделе Справочника.
3.2 Определение требований к стажу (опыту) работы по специальности, направлению подготовки
Определение понятия стажа (опыта) работы по специальности, направлению подготовки, а также порядок его исчисления Федеральным законом N 79-ФЗ и Указом N 1131 не установлены.
Согласно статье 57 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) под трудовой функцией понимается работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы.
В квалификационных характеристиках и квалификационных справочниках, содержащихся в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденном постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. N 37, стаж работы по специальности определен с учетом образования по данной специальности и включен в требования к квалификации.
Понятия квалификации, специальности и направления подготовки содержатся в законодательстве Российской Федерации об образовании.
Согласно подпункту 5 статьи 2 Федерального закона N 273-ФЗ под квалификацией понимается уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности. Конкретный уровень знаний, умений, навыков и компетенций приобретается в ходе получения образования конкретного уровня и специальности, направления подготовки.
В соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 мая 2010 г. N 03-956 "О разработке вузами основных образовательных программ" под специальностью понимается комплекс приобретаемых путем специальной теоретической и практической подготовки знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для определенной деятельности в рамках соответствующей области профессиональной деятельности.
Исходя из понятия профессионального образования, определенного подпунктом 12 статьи 2 Федерального закона N 273-ФЗ, возможность осуществления профессиональной деятельности в определенной сфере и (или) выполнения работы по конкретным профессии или специальности возникает после приобретения обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирования компетенции определенных уровня и объема.
Таким образом, в стаж работы по специальности, направлению подготовки включаются периоды деятельности в соответствии со специальностью (направлением подготовки), которая определена в качестве квалификационного требования в должностном регламенте гражданского служащего после получения диплома бакалавра, специалиста или магистра, подтверждающего наличие комплекса знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для замещения должности гражданской службы в рамках соответствующего направления деятельности (специализации по направлению деятельности).
Указанная позиция соответствует судебной практике. Решением Верховного Суда Российской Федерации от 22 августа 2012 года N АКПИ12-1080 признано правомерным решение Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации о включении в стаж работы по юридической специальности, необходимый для назначения на должность судьи, времени работы на тех должностях, на которых заявитель работал после получения диплома о высшем юридическом образовании и для замещения которых обязательным квалификационным требованием является наличие высшего юридического образования, что явилось основанием для вывода об отсутствии у заявителя необходимого стажа для назначения на указанную должность. Аналогичное решение содержится в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 11 ноября 2009 года N 41-Г09-21.
Подход, при котором в стаж работы по специальности, направлению подготовки, могут включаться периоды работы гражданина вне зависимости от наличия диплома бакалавра, специалиста, магистра, подтверждающего получение профессионального образования по соответствующей специальности, направлению подготовки, влечет за собой негативные последствия. В данном случае возникают высокие риски формирования на гражданской службе неквалифицированного кадрового состава, не способного на должном профессиональном уровне исполнять должностные обязанности, обусловленные высокой степенью ответственности в силу сложности и общественной значимости выполняемых государственными органами функций. На должности гражданской службы при данном подходе будут назначаться граждане, не обладающие образованием по направлению подготовки, специальности, соответствующим направлениям деятельности и специализациям по направлениям деятельности, и одновременно имеющие стаж работы по специальности, направлению подготовки, приобретенный, в том числе в период получения среднего общего образования и высшего образования. Учитывая, что указанные граждане не имеют комплексных глубоких знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для определенной профессиональной служебной деятельности, указанная практика в целом создает риски снижения качества государственного управления.
Для определения стажа работы по специальности (направлению подготовки) требуется сопоставить специальность (направление подготовки), указанную в должностном регламенте, с наименованиями должностей, замещаемых гражданином (гражданским служащим), а также характером выполняемых им ранее должностных обязанностей.
Наименование и продолжительность замещения гражданином (гражданским служащим) должностей, характер выполняемых должностных обязанностей, определяются посредством изучения записей в трудовой книжке, анкете, заполняемой гражданином (гражданским служащим) при поступлении на гражданскую службу (замещении должности гражданской службы), а также его резюме.
Кроме того, следует проверить наличие у гражданина (гражданского служащего) диплома бакалавра, специалиста или магистра, подтверждающего наличие у него образования по специальности (направлению подготовки), указанной в должностном регламенте.
Требования к продолжительности стажа гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки установлены Указом N 1131.
Требования к стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, направлению подготовки не включаются в Справочник. Они включаются в профиль должности и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 47 Федерального закона N 79-ФЗ в должностной регламент.
3.3. Определение требований к профессиональным знаниям и навыкам*(8)
Требования к профессиональным знаниям и навыкам определяются с учетом специализаций по направлениям деятельности, а также включаемых в профиль должности и должностной регламент соответствующих целей и задач, на реализацию которых ориентировано исполнение должностных обязанностей гражданского служащего.
Указанные профессиональные знания могут включать:
знание законодательства, включая определенные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы, связанные с направлением деятельности и специализацией по направлению деятельности;
знание правоприменительной практики, включая определенные определения и постановления судов Российской Федерации;
знание писем государственных органов, содержащих разъяснения по определенным вопросам;
иные знания, связанные с направлением деятельности и специализацией по направлению деятельности, которые отсутствуют в нормативных правовых актах, регулирующих вопросы, связанные с направлением деятельности и специализацией по направлению деятельности. Например, для должностей категории "руководители" ведущей группы должностей гражданской службы в рамках направления деятельности "Кадровая политика на государственной гражданской службе" и специализации по данному направлению деятельности "Развитие кадровых технологий на государственной гражданской службе", реализуемых в Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, необходимо знание основных моделей и концепций государственной службы.
Требования к профессиональным навыкам должны быть конкретны и не должны выходить за рамки направления деятельности и специализации по направлению деятельности. Например, навык определения оптимальных методов и инструментов современных кадровых технологий в зависимости от целей и задач организации, функций и полномочий. Указанный навык необходим для исполнения должностных обязанностей по должностям категории "специалисты" главной группы должностей гражданской службы в рамках направления деятельности "Кадровая политика на государственной гражданской службе" и специализации по данному направлению деятельности "Развитие кадровых технологий на государственной гражданской службе", реализуемых в Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации.
Следует отметить, что знание государственного языка Российской Федерации (русского языка), правовые знания основ Конституции Российской Федерации, законодательства о гражданской службе, законодательства о противодействии коррупции, знания основ делопроизводства и документооборота, знания и навыки в области информационно-коммуникационных технологий, включенные в базовые квалификационные требования и содержащиеся в первом разделе Справочника, необходимы для замещения должностей гражданской службы вне зависимости от направлений деятельности и специализаций по направлениям деятельности. В этой связи указанные знания и навыки, как правило, не включаются в функциональные квалификационные требования. В случае если для должностей определенной категории и группы специфика исполняемых должностных обязанностей требует более углубленных указанных знаний и навыков, содержащихся в базовых квалификационных требованиях, то после их определения они включаются в функциональные квалификационные требования.
Требования к профессиональным знаниям и навыкам отражаются в графе "Требования к профессиональным знаниям и навыкам" таблиц, разрабатываемых в соответствии с унифицированной формой, руководствуясь пунктами 5, 7 и 8 Рекомендаций.
Примеры указанных требований содержатся в третьем разделе Справочника.
4. Организация работы по определению квалификационных требований
Базовые квалификационные требования определены в первом разделе Справочника.
Организация работы по разработке функциональных квалификационных требований в зависимости от численности и трудовой нагрузки на структурные подразделения государственного органа и сложившейся модели распределения полномочий возможна по двум сценариям.
Согласно первому сценарию сотрудниками кадровой службы государственного органа формируются таблицы и направляются для заполнения представителям профильных структурных подразделений государственного органа. При этом до представителей профильных структурных подразделений доводятся унифицированная форма, Рекомендации и Методический инструментарий, иные подготовленные инструкции, разработанные на основе подходов, содержащихся в Методическом инструментарии;
При втором сценарии указанные таблицы формируются и заполняются кадровой службой государственного органа в соответствии с унифицированной формой, разделом 3 Методического инструментария, Рекомендациями. После этого разработанные таблицы с функциональными квалификационными требованиями направляются на согласование в профильные структурные подразделения государственного органа. В случае если отдельные графы не могут быть заполнены кадровой службой государственного органа в связи с отсутствием необходимой информации, они заполняются представителями профильного структурного подразделения государственного органа на этапе согласования.
При разработке требований к профессиональным и личностным качествам и соответствующим им навыкам и умениям, профилей должностей и обновлении должностных регламентов возможны аналогичные сценарии.
Вне зависимости от выбранного сценария кадровая служба осуществляет координирующую и контролирующую функцию, проводит рабочие совещания с ответственными сотрудниками профильных структурных подразделений государственного органа, при возникновении вопросов представляет соответствующие разъяснения.
Примеры профилей должностей и структуры разделов об общих положениях и квалификационных требованиях должностных регламентов представлены соответственно в Приложении N 6, Приложении N 7, Приложении N 8, Приложении N 9 к Методическому инструментарию.
В квалификационные требования и соответствующие документы рекомендуется по мере необходимости вносить изменения, например, в случае изменения организационной структуры государственного органа и изменении распределения полномочий между гражданскими служащими.
Один раз в год в целях совершенствования и поддержания в актуальном состоянии квалификационные требования рекомендуется пересматривать на предмет их соответствия законодательству Российской Федерации. В частности, могут быть внесены изменения в законодательство Российской Федерации, включая принятие или признание утратившими силу отдельных нормативных актов Российской Федерации, указанных в требованиях к направлению подготовки (специальности) профессионального образования и профессиональным знаниям в области законодательства Российской Федерации.
В случае возникновения необходимости внесения изменений в функциональные квалификационные требования государственным органам необходимо проинформировать Минтруд России, направив в целях обновления Справочника письмо, содержащее обновленные функциональные квалификационные требования и обоснование внесения изменений.
5. Организация работы по уточнению и утверждению должностного регламента в части детализации квалификационных требований
Обновление должностного регламента в части совершенствования квалификационных требований предполагает внесение изменений в его общие положения и раздел, устанавливающий квалификационные требования.
В общие положения должностного регламента рекомендуется включить направление(-я) деятельности и специализацию(-и) по направлению(-ям) деятельности, в соответствии с которыми гражданский служащий исполняет должностные обязанности. Например, в должностной регламент директора Департамента развития государственной службы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации включаются специализации "Развитие кадровых технологий на государственной гражданской службе", "Совершенствование мер по противодействию коррупции", "Совершенствование государственного управления и мониторинга", "Прохождение государственной гражданской службы", "Регулирование дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих" по направлению деятельности "Кадровая политика на государственной гражданской службе.
Кроме того, общие положения должностного регламента необходимо дополнить целями и задачами, на которые ориентировано исполнение должностных обязанностей. В случае нескольких направлений деятельности и (или) специализаций по направлениям деятельности необходимо указать цели и задачи, на которые ориентировано исполнение должностных обязанностей, по всем направлениям деятельности и (или) специализациям.
Требуется обновить также раздел, устанавливающий квалификационные требования.
При проведении указанной работы предлагается руководствоваться рекомендуемой структурой разделов должностного регламента об общих положениях и квалификационных требованиях, а также использовать примеры структуры разделов об общих положениях и квалификационных требованиях должностных регламентов, являющиеся соответственно Приложением N 5, Приложением N 8 и Приложением N 9 к Методическому инструментарию.
Обновление должностных регламентов может осуществляться профильными структурными подразделениями государственного органа или кадровой службой по сценариям, аналогичным сценариям, содержащимся в разделе "Организация в государственном органе работы по определению квалификационных требований".
Рекомендуется, в первую очередь, обновлять и утверждать должностные регламенты для должностей, которые являются вакантными или станут вакантными в течение ближайшего года. Это позволит применять квалификационные требования, содержащиеся в обновленных должностных регламентах, к претендентам на замещение вакантных должностей из числа граждан, поступающих на гражданскую службу, а также из числа гражданских служащих, претендующих на замещение указанных должностей гражданской службы.
В отношении иных гражданских служащих представляется целесообразным вносить изменения в их должностные регламенты в случае, если квалификационные требования, содержащиеся в должностных регламентах, являются общими, недетализированными.
При утверждении должностного регламента после внесения в него указанных изменений следует принимать во внимание следующие положения Федерального закона N 79-ФЗ.
Согласно подпункту 3 части 3 статьи 24 Федерального закона N 79-ФЗ должностной регламент является существенным условием служебного контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 29 Федерального закона N 79-ФЗ в случае изменения существенных условий профессиональной служебной деятельности по инициативе представителя нанимателя при продолжении гражданским служащим профессиональной служебной деятельности без изменения должностных обязанностей допускается изменение определенных сторонами существенных условий служебного контракта.
Согласно части 2 статьи 29 Федерального закона N 79-ФЗ об изменении существенных условий служебного контракта гражданский служащий должен быть уведомлен представителем нанимателя в письменной форме не позднее, чем за два месяца до их введения.
При возникновении необходимости установления требования к образованию более высокого уровня, чем предусматривалось до этого, рекомендуется вносить данное изменение в должностной регламент по истечении срока, определенного с учетом создания возможности для получения гражданским служащим указанного образования.
Продолжение профессиональной служебной деятельности гражданским служащим возможно только в том случае, если он соответствует изменившимся квалификационным требованиям и согласен на замещение должности гражданской службы и прохождение гражданской службы в том же государственном органе или другом государственном органе в связи с изменением существенных условий служебного контракта.
Для определения соответствия гражданского служащего новым квалификационным требованиям в течение срока с момента получения уведомления об изменении существенных условий и до даты их введения рекомендуется провести внеочередную аттестацию. При этом в данном случае, учитывая положения части 4 статьи 48 Федерального закона, аттестация проводится по соглашению сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.
В случае, если гражданский служащий не согласен на проведение внеочередной аттестации соответствие гражданского служащего новым квалификационным требованиям определяется в ходе аттестации.
При проведении внеочередной аттестации оценивается соответствие гражданского служащего требованиям к образованию, стажу гражданской службы и стажу (опыту) работы по специальности, направлению подготовки, знаниям, навыкам и умениям, профессиональным и личностным качествам, определенным в обновленном должностном регламенте.
В случае успешного прохождения внеочередной аттестации и принятия одного из решений, предусмотренных пунктами 1, 2 и 3 части 15 статьи 48 Федерального закона N 79-ФЗ, гражданский служащий продолжает профессиональную служебную деятельность. При этом согласие на замещение должности с изменившимися в должностном регламенте квалификационными требованиями гражданский служащий подтверждает, ознакомившись с обновленным должностным регламентом.
Частью 3 статьи 29 Федерального закона N 79-ФЗ установлено, что в случае несогласия гражданского служащего на замещение должности гражданской службы в том же государственном органе или другом государственном органе в связи с изменением существенных условий служебного контракта представитель нанимателя вправе освободить его от замещаемой должности гражданской службы и уволить с гражданской службы.
Согласно части 4 статьи 29 Федерального закона N 79-ФЗ в случае письменного отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта данный контракт прекращается в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 33 Федерального закона N 79-ФЗ.
6. Применение квалификационных требований в процессе проведения мероприятий по отбору претендентов на замещение должностей государственной гражданской службы
При проведении оценки документов, представленных претендентами, поступающими на гражданскую службу, и осуществлении иных мероприятий по отбору представителям кадровых служб государственных органов предлагается придерживаться следующих рекомендаций.
При отборе претендентов на замещение должностей категории "руководители" приоритетное значение следует придавать наличию у них управленческих профессиональных и личностных качеств и соответствующих им навыков и умений, приведенных в Библиотеке, содержащейся во втором разделе Справочника, а также уровню профессионального образования.
Во вторую очередь, следует учитывать наличие профессиональных знаний и навыков, связанных с направлением(-ями) деятельности и специализациями по направлению(-ям) деятельности, а также образования в части направления подготовки (специальности).
При наличии нескольких претендентов на замещение должности категории "руководители", обладающих одинаковым уровнем профессионального образования, а также одним или схожим направлением подготовки (специальностью) профессионального образования, необходимыми профессиональными знаниями и навыками, связанными с направлением(-ями) деятельности и специализациями по направлению(-ям) деятельности, предпочтение следует отдавать кандидату, имеющему больший стаж гражданской службы (государственной службы иных видов), а при его отсутствии - стаж (опыт) работы по специальности, направлению подготовки.
Относительно претендентов на замещение должностей категорий "помощники (советники) "и "специалисты", значимость видов квалификационных требований следующая (по убыванию) :
профессиональные знания и навыки, связанные с направлением профессиональной деятельности и специализациями;
образование;
стаж (опыт) работы по специальности, направлению подготовки;
профессиональные и личностные качества, а также соответствующие им навыки и умения, указанные в Библиотеке;
стаж гражданской службы (стаж государственной службы иных видов).
При отборе претендентов на замещение должностей "обеспечивающие специалисты" наибольшее значение имеет наличие профессиональных знаний и навыков, связанных с направлением(-ями) деятельности и специализациями по направлению(-ям) деятельности, а также профессиональных и личностных качеств, соответствующих им навыков и умений.
Уровень и направление подготовки (специальность) профессионального образования, а также стаж гражданской службы (государственной службы иных видов) и стаж (опыт) работы по специальности, направлению подготовки в указанном случае имеют меньшее значение.
_____________________________
*(1) Статья 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
*(2) Статья 10 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
*(3) Общероссийский классификатор специальностей по образованию, утвержденный Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 30 сентября 2003 г. N 276-ст.
*(4) Должности служащих содержатся в едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, предусмотренном статьей 143 Трудового кодекса Российской Федерации.
*(5) Педагогический энциклопедический словарь Бим-Бад Б.М., Москва, 2002. С. 295
*(6) Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОК 009-2003), утвержденный Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 30 сентября 2003 года N 276-ст.
*(7) Перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 12 сентября 2013 г. N 1061.
*(8) Приводятся в графах "Требования к профессиональным знаниям", "Требования к профессиональным навыкам" таблиц, представленных в соответствии с унифицированной формой "Функциональные квалификационные требования к должностям государственной гражданской службы по категориям и группам", содержащихся во втором разделе Справочника квалификационных требований к должностям гражданской службы "Функциональные квалификационные требования".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методический инструментарий по установлению квалификационных требований к претендентам на замещение должностей государственной гражданской службы и государственным гражданским служащим. Версия 2.0 (утв. Министерством труда и социальной защиты РФ)
Текст методики официально опубликован не был