Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 14 октября 2015 г. N 81-АПГ15-61
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Никифорова С.Б.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Водоканал" о признании недействующим пункта 1.3 приказа Департамента жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области от 18 марта 2015 г. N 18 "О внесении изменений и дополнений в приказ от 23 декабря 2014 г. N 105 "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг при отсутствии приборов учета на территории Новокузнецкого городского округа" и о взыскании с Департамента жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области государственной пошлины в размере 4 500 руб. по апелляционной жалобе Департамента жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области на решение Кемеровского областного суда от 26 июня 2015 г. и дополнительного решения от 1 июля 2015 г., которым заявленные требования общества с ограниченной ответственностью "Водоканал" удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя Департамента жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области Колчановой А.О., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
общество с ограниченной ответственностью "Водоканал" (далее - ООО "Водоканал") обратилось в Кемеровский областной суд с заявлением о признании недействующим пункта 1.3 приказа Департамента жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области (далее - Департамент) от 18 марта 2015 г. N 18 "О внесении изменений и дополнений в приказ от 23 декабря 2014 г. N 105 "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг при отсутствии приборов учета на территории Новокузнецкого городского округа" (далее - приказ о 18 марта 2015 г. N 18), а также о взыскании с Департамента государственной пошлины в размере 4 500 руб.
По мнению заявителя положения пункта 1.3 приказа от 18 марта 2015 г., противоречат Федеральному закону от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ), постановлению коллегии Администрации Кемеровской области от 10 июня 2008 г. N 218 "Об официальном опубликовании и вступлении в силу актов губернатора Кемеровской области, коллегии Администрации Кемеровской области, иных исполнительных органов государственной власти Кемеровской области" (далее - постановление коллегии Администрации Кемеровской области от 10 июня 2008 г. N 218), а также нарушают права и законные интересы ООО "Водоканал".
Решением Кемеровского областного суда от 26 июня 2015 г. приказ Департамента от 18 марта 2015 г. N 18 в части пункта 1.3 признан недействующим. Дополнительным решением от 1 июля 2015 г. с Департамента в пользу ООО "Водоканал" взысканы судебные расходы в размере 4 500 руб.
Не согласившись с решением суда и дополнительным решением, Департамент обратился в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
Относительно апелляционной жалобы Прокуратурой Кемеровской области и ООО "Водоканал" представлены возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав объяснения представителя участвующего в деле лица и заключение прокурора, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Департаментом 23 декабря 2014 г. издан приказ N 105 "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг при отсутствии приборов учета на территории Новокузнецкого городского округа" (далее - приказ от 23 декабря 2014 г. N 105). Указанный нормативно-правовой акт был опубликован 26 декабря 2014 г. в официальном печатном издании "Кузбасс" и 30 декабря 2014 г. размещен на сайте "Электронный бюллетень коллегии Администрации Кемеровской области".
Данным приказом установлены нормативы потребления коммунальных услуг по холодному, горячему водоснабжению и водоотведению для потребителей при отсутствии приборов учета на территории Новокузнецкого городского округа.
Согласно пункту 3 названного приказа он вступил в силу с 1 января 2015 г.
В дальнейшем, Департаментом 18 марта 2015 г. издан приказ N 18 "О внесении изменений и дополнений в приказ от 23 декабря 2014 г. N 105 "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг при отсутствии приборов учета на территории Новокузнецкого городского округа". Приказ N 18 опубликован 24 марта 2015 г. на сайте "Электронной бюллетень коллегии Администрации Кемеровской области" и 31 марта 2015 г. в официальном печатном издании "Кузбасс".
Согласно названного приказа изменилась нумерация пунктов и порядок вступления в силу приказа N 105. Так, согласно пункту 1.2 приказа от 18 марта 2015 г. N 18 пункты 2, 3 и 4 приказа от 23 декабря 2014 г. N 105 стали пунктами 3, 4 и 5 соответственно.
Кроме того, согласно пункту 1.3 приказа N 18 пункт 4 приказа N 105 (пункт 3 в предыдущей редакции приказа N 105) изложен в следующей редакции: "Приказ вступает в силу с момента опубликования и распространяет свое действие на правоотношения с 1 октября 2014 года".
Изучив и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции удовлетворил заявленные обществом требования, посчитав, что оспариваемый приказ издан с нарушением норм действующего законодательства, а также противоречит статье 55 Конституции Российской Федерации.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации соглашается с выводом суда первой инстанции.
Согласно статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Частью 5 статьи 8 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ предусмотрено, что закон субъекта Российской Федерации вступает в силу после его официального опубликования. Законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.
Названный закон является общим законом, устанавливающим порядок вступления в силу законов и других нормативных актов субъектов Российской Федерации. Содержащееся в нем правовое регулирование порядка и срока вступления в силу нормативных актов по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина, не препятствует субъекту Российской Федерации самому определять порядок вступления в силу своих законов, (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10 марта 2005 года N 71-О).
Пунктом 7 Постановления коллегии Администрации Кемеровской области от 10 июня 2008 г. N 218 также предусмотрено, что нормативные правовые акты иных органов исполнительной власти Кемеровской области по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования. Иные нормативные правовые акты иных органов исполнительной власти Кемеровской области вступают в силу со дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления в силу.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что пунктом 1.3 оспариваемого приказа Департамент распространил действие ранее действовавшего нормативного правового акта, приказа от 23 декабря 2014 г. N 105 на правоотношения, возникшие с 1 октября 2014 г., ухудшив положение ООО "Водоканал", обязав его произвести перерасчет уже завершенных и перечисленных коммунальных платежей с 1 октября 2014 г.
Кроме того, судом установлено и подтверждается материалами дела, что с 1 октября 2014 г. по 31 декабря 2014 г. при расчетах с жителями г. Новокузнецка, не имеющими приборов учета потребления холодной и горячей воды, за приобретенные коммунальные услуги применялись нормативы потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 29 октября 2008 г. N 9\112, прекратившим свое действие только с 1 января 2015 г. по решению Новокузнецкого городского совета народных депутатов от 27 января 2015 г. N 1\2 "О признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов".
Таким образом, удовлетворяя заявленные требования, суд сделал обоснованный вывод о неправомерном распространении действия оспариваемого приказа на правоотношения, которые подлежали регулированию другим, действовавшим на тот момент нормативным актом.
Довод апелляционной жалобы о нарушении сроков составления протокола судебного заседания не является безусловным основанием для отмены решения суда и не может повлиять на правильность принятого решения.
Иные доводы жалобы направлены на переоценку доказательств по делу и основаны на неправильном толковании норм материального права.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Кемеровского областного суда от 26 июня 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 14 октября 2015 г. N 81-АПГ15-61
Текст определения официально опубликован не был