Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 сентября 2015 г. N 44-АПГ15-10
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Меркулова В.П.,
судей Абакумовой И.Д. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Колесникова И.А. о признании недействующим приказа Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края от 18 августа 2014 г. N СЭД-27-01-09-314 "О выявлении объекта культурного наследия - памятника "Речное училище", установлении границ его территории, утверждении режима использования территории и предмета охраны"
по апелляционной жалобе Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края на решение Пермского краевого суда от 20 мая 2015 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителей Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края по доверенности Федуловой Н.А. и Барабиной Е.Ю., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Колесникова И.А. по доверенности Щербакова С.Е., представителя Царёва Д.М. по доверенности Кузикова В.Е., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Колесников Игорь Анатольевич обратился в Пермский краевой суд с заявлением о признании недействующим приказа Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края от 18 августа 2014 г. N СЭД-27-01-09-314 "О выявлении объекта культурного наследия - памятника "Речное училище", установлении границ его территории, утверждении режима использования территории и предмета охраны".
В обоснование заявленных требований Колесников И.А. сослался на то, что объект отнесён к категории объектов культурного наследия с нарушением действующего законодательства, а также нарушено его право собственника 1/2 доли указанного объекта, поскольку на него необоснованно возложены обязанности по обеспечению сохранности и проведения работ по его восстановлению.
Решением Пермского краевого суда от 20 мая 2015 г. заявление удовлетворено.
Признавая оспариваемый нормативный правовой акт недействующим, суд исходил из того, что при его издании были допущены существенные нарушения требований Положения о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2009 года N 569 (далее - Положение N 569).
В апелляционной жалобе Министерство культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края просит отменить судебный акт, как принятый с нарушением норм материального и процессуального права, и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, заявителем и прокуратурой Пермского края, представлены возражения.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, рассмотрела апелляционную жалобу в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Регулирование вопросов охраны памятников истории и культуры отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
В силу подпункта 15 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, а также вопросы государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального и местного значения.
Специальным законом, регулирующим вопросы охраны памятников истории и культуры, является Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ).
Отношения в области охраны памятников истории и культуры в Пермском крае регламентированы Законом Пермского края от 7 июля 2009 г. N 451-ПК "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Пермского края" (далее - Закон Пермского края N 451-ПК).
Согласно статье 10 Закона Пермского края N 451-ПК государственный учёт объектов культурного наследия и выявленных объектов культурного наследия включает в себя работы по подготовке документов на объекты, представляющие собой историко-культурную ценность, рекомендуемые для включения в реестр и представления их на рассмотрение государственной историко-культурной экспертизе, формированию по результатам государственной историко-культурной экспертизы перечня выявленных объектов культурного наследия.
Как видно из материалов дела, Министерством культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края издан приказ от 18 августа 2014 г. N СЭД-27-01-09-314 "О выявлении объекта культурного наследия - памятника "Речное училище", установлении границ его территории, утверждении режима использования территории и предмета охраны", установлении границ его территории, утверждении режима использования территории и предмета охраны".
Указанный приказ опубликован 25 августа 2014 г. в "Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края", N 33.
На основании приказа Правительством Пермского края принято постановление от 8 сентября 2014 г. N 964-п "О включении выявленного объекта культурного наследия - памятника "Речное училище", расположенного по адресу: г. ..., ул. ..., д. ..., в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения.
Основанием для выявления объекта культурного наследия послужил, в том числе акт государственной историко-культурной экспертизы от 5 июля 2014 г. (далее - акт экспертизы).
Суд первой инстанции, признавая приказ недействующим, сделал вывод, что акт экспертизы по признакам относимости, достоверности и независимости эксперта, не соответствует требованиям Положения N 569.
Данный вывод суда является обоснованным.
Согласно пункту 8 Положения N 569 к проведению экспертизы не привлекаются лица, состоящие в трудовых отношениях с заказчиком.
Как установлено судом, в данном случае проведение государственной историко-культурной экспертизы указанного выше объекта недвижимости было поручено заказчиком (Пермским областным отделением Всероссийской общественной организации "ВООПИиК") лицу, состоящему с отделением в трудовых отношениях, что подтверждается трудовым договором от 24 октября 2011 г. и приказом от 28 октября 2011 г. о проведении исследований в отношении указанного объекта.
Данное обстоятельство препятствует его привлечению к проведению экспертизы.
В нарушение требований пункта 10 Положения N 569 эксперт, которому были известны эти обстоятельства, не отказался от участия в проведении экспертизы.
Суд первой инстанции, сделал правомерный вывод, что выявленный факт нарушения при проведении экспертизы является нарушением принципов проведения историко-культурной экспертизы, в частности принципа независимости экспертов, закрепленного в статье 29 Федерального закона N 73-ФЗ.
Кроме того, суд первой инстанции установил, что в распоряжение эксперта были представлены фотографические изображения данного объекта, сделанные не позднее октября 2011 года, которые не соответствуют фактическому состоянию здания на момент проведения экспертизы в июне - июле 2014 года.
Таким образом, при подготовке и проведении экспертизы было допущено нарушение требований пункта 16 Положения N 569, согласно которому экспертиза проводится в зависимости от ее целей на основании фотографических изображений объекта на момент заключения договора на проведение экспертизы.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, а также обстоятельств, которые могли бы являться основанием для отмены решения суда.
С учётом изложенного, руководствуясь статьями 307, 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Пермского краевого суда от 20 мая 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края - без удовлетворения.
Председательствующий |
Меркулов В.П. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 сентября 2015 г. N 44-АПГ15-10
Текст определения официально опубликован не был