Постановление Верховного Суда РФ от 12 ноября 2015 г. N 305-АД15-14003
Судья Верховного Суда Российской Федерации Зарубина Е.Н.,
рассмотрев жалобу Федеральной антимонопольной службы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 19.05.2015 по делу N А40-55040/2015 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2015 по тому же делу, установил:
федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России) от 26.02.2015 по делу об административном правонарушении N А05-907/2014 о привлечении к административной ответственности по части 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 19.05.2015 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральная антимонопольная служба обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой на судебные акты, ссылаясь на неправильное применение норм права.
По результатам рассмотрения жалобы и приложенных к ней материалов оснований для отмены обжалуемых судебных актов не установлено.
Как следует из судебных актов, 30.09.2014 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - Татарстанским УФАС) в отношении предприятия возбуждено дело N 05-225/2014 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
С целью объективного и всестороннего рассмотрения дела N 05-225/2014, в том числе с целью проверки выявленных фактов на предмет наличия и (или) отсутствия признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях филиала ФГУП "Почта России" - УФПС "Татарстан почтасы", Татарстанским УФАС в адрес предприятия было направлено мотивированное требование от 08.10.2014 N РБ-05/15305, в котором сообщалось о необходимости представить в ФАС России в срок до 20.10.2014 информацию и материалы (в том числе по всем филиалам предприятия), перечисленные в девяти пунктах запроса. В письме от 20.10.2014 предприятие представило запрашиваемую информацию не в полном объеме: по пунктам 4-6 запроса была представлена информация лишь по филиалу ФГУП "Почта России" - УФПС "Татарстан почтасы".
На основании полученных документов антимонопольным органом сделан вывод о непредставлении предприятием в полном объеме запрашиваемой информации, необходимой административному органу для рассмотрения дела.
В отношении предприятия составлен протокол по делу об административном правонарушении от 10.11.2014 N А05-907/2014, в котором зафиксировано выявленное правонарушение. Постановлением ФАС России от 26.02.2015 по делу об административном правонарушении N А05-907/2014 предприятие признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ предусмотрена ответственность за непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе, непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации).
Объективную сторону указанного административного правонарушения образует в том числе неправомерное бездействие лица, к которому обращено законное требование антимонопольного органа по представлению сведений (информации).
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, установив, что запрос УФАС по Республике Татарстан от 08.10.2014 со сроком исполнения до 20.10.2014 получен предприятием лишь 20.10.2014, антимонопольный орган истребовал информацию по всем филиалам предприятия на территории Российской Федерации, организация не имела возможности представить сведения в полном объеме, но предприятием были предприняты все меры по предоставлению максимально возможного объема информации по запросу путем направления ответа 20.10.2014, суды пришли к выводу о недоказанности ФАС России вины предприятия в совершении вмененного ему правонарушения.
Отсутствие состава административного правонарушения, в том числе вины лица в совершении административного правонарушения, в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Доводы, изложенные в жалобе, с учетом установленных фактических обстоятельств, выводы судов не опровергают. Несогласие заявителя с оценкой доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку нарушений судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела не установлено, оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 19.05.2015 по делу N А40-55040/2015 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2015 по тому же делу оставить без изменения, а жалобу Федеральной антимонопольной службы - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Е.Н. Зарубина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предприятие было оштрафовано за непредставление сведений по требованию антимонопольного органа.
ВС РФ счел, что оснований для штрафа не было, и указал следующее.
КоАП РФ предусмотрена ответственность за непредставление в антимонопольный орган, в т. ч. по его запросу, сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством.
В числе прочего, объективную сторону подобного правонарушения образует неправомерное бездействие лица, к которому обращено законное требование антимонопольного органа по представлению сведений (информации).
В рассматриваемом случае запрос антимонопольного органа был получен предприятием в день, когда истекал срок, до которого требовалось представить сведения.
При этом антимонопольный орган затребовал информацию по всем филиалам предприятия на территории России.
При таких обстоятельствах предприятие не имело возможности представить сведения в полном объеме.
Тем не менее данной организацией были предприняты все меры по предоставлению максимально возможного объема информации по запросу.
Так, в этот же день, когда был получен запрос, организация направила ответ, в котором сообщила часть данных.
С учетом этого вина предприятия в совершении вмененного ему правонарушения не доказана.
Отсутствие состава административного правонарушения, в т. ч. вины лица в его совершении, в силу КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу.
Постановление Верховного Суда РФ от 12 ноября 2015 г. N 305-АД15-14003 по делу N А40-55040/2015
Текст постановления официально опубликован не был