Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина Г.Я. Ластовляка к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин Г.Я. Ластовляк просит признать не соответствующими Конституции Российской Федерации следующие нормы Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации":
статью 3 (в редакции, действовавшей до 1 января 2010 года), в абзаце седьмом которой дано понятие страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - это индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете;
пункт 2 статьи 7 (утратил силу с 1 января 2010 года), в соответствии с которым право на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации реализуется в случае уплаты страховых взносов в соответствии с данным Федеральным законом.
Как следует из представленных материалов, заявителю, переселившемуся в 2011 году из Республики Молдова на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, с 1 января 2012 года назначена трудовая пенсия по старости с учетом положений Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10 февраля 1995 года. При этом при исчислении размера пенсии заявителя правоприменители отказали в учете периода его работы после 1 января 2002 года, поскольку в этот период он не работал на территории Российской Федерации.
По мнению заявителя, оспариваемые нормы противоречат статьям 2, 6 (части 1 и 2), 15 (часть 4), 17-19, 39 (части 1 и 2), 55 и 120 Конституции Российской Федерации, поскольку их применение в его деле не позволило реализовать право на пенсионное обеспечение с учетом всех периодов его трудовой деятельности и поставило в неравное положение по сравнению с гражданами Российской Федерации, осуществлявшими трудовую деятельность в России. Кроме того, заявитель ставит вопрос о пересмотре решений судов общей юрисдикции по этому вопросу, поскольку судебные решения вынесены без учета Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 года N 9-П и Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 20 ноября 2007 года N 798-О-О.
Оспариваемые нормы были применены в деле заявителя судами общей юрисдикции.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, реализация которого осуществляется посредством обязательного пенсионного страхования, а также государственного пенсионного обеспечения.
Согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом (часть 1 статьи 4); при определении права на страховую пенсию и ее размера учитывается страховой стаж граждан, под которым понимается суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3).
Такое правовое регулирование учитывает порядок финансирования страховых пенсий, направлено на реализацию принципа всеобщности пенсионного обеспечения, формирование пенсионных прав граждан, приобретение ими права на получение трудовой пенсии и не может рассматриваться как нарушающее права заявителя.
Как следует из представленных материалов, в период с 1 января 2002 года по 25 ноября 2011 года заявитель осуществлял трудовую деятельность на территории Республики Молдова. Оспаривая статью 3 и пункт 2 статьи 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в утратившей силу редакции, он ставит вопрос об исчислении размера его пенсии с учетом периодов работы, за которые производились отчисления в соответствующие органы другого государства. Между тем этот вопрос может быть урегулирован путем принятия двухстороннего соглашения между Российской Федерацией и Республикой Молдова или специального закона. К компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", его разрешение не относится.
Что касается решений Конституционного Суда Российской Федерации, на которые ссылается заявитель в обоснование своей позиции, то вопрос о включении периодов трудовой деятельности, осуществляемой в других государствах гражданами, не застрахованными в российской системе обязательного пенсионного страхования, в них не рассматривался.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ластовляка Григория Яковлевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 27 октября 2015 г. N 2456-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ластовляка Григория Яковлевича на нарушение его конституционных прав статьей 3 и пунктом 2 статьи 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
Текст Определения официально опубликован не был