В соответствии с частями 1, 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно части 5 статьи 13 Закона об энергосбережении, до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 статьи 13 Закона об энергосбережении, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу Закона об энергосбережении, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении установлено, что лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом граждане - собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов, граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 статьи 13 Закона об энергосбережении, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.
Таким образом, за ресурсоснабжающими организациями закреплена обязанность по установке общедомовых приборов учета используемых энергетических ресурсов, а за собственниками помещений в многоквартирном доме закреплена обязанность по оплате установки коллективного (общедомового) прибора учета используемых коммунальных ресурсов.
При этом, действующим законодательством не установлено запрета или ограничений для ресурсоснабжающих организаций в выборе источника финансирования установки общедомовых приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно части 8 статьи 13 Закона об энергосбережении, действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.
Таким образом, рынок оказания услуг по установке общедомовых приборов учета используемых энергетических ресурсов является конкурентным, и для квалификации действий ресурсоснабжающих организаций необходимо исходить из следующих обстоятельств:
- совершены ли хозяйствующим субъектом действия, влекущие негативные последствия для конкуренции либо ущемление прав иных лиц;
- занимает ли хозяйствующий субъект доминирующее положение на соответствующем товарном рынке.
Учитывая, изложенное, в случае, если хозяйствующий субъект не занимает доминирующего положения на рынке по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, то в действиях такого хозяйствующего субъекта отсутствуют признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Исходя из положений пункта 38 (1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, при несогласии с указанным в счете размером расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета и (или) отнесенной на него долей расходов собственник помещения вправе обратиться в организацию, осуществившую установку такого прибора учета и выставившую счет, с разногласиями, а при неурегулировании разногласий вправе обжаловать выставленный счет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Таким образом, разногласия, возникающие в связи с возмещением расходов на установку коллективного (общедомового) прибора используемых коммунальных ресурсов, относятся к сфере гражданско-правового регулирования и могут быть разрешены в судебном порядке.
При этом, пунктом 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" установлено, что антимонопольный орган не вправе в рамках своей компетенции разрешать гражданско-правовые споры хозяйствующих субъектов. В частности, он не уполномочен защищать субъективные гражданские права потерпевшего от такого нарушения путем вынесения предписания нарушителю об уплате контрагенту задолженности или о возмещении понесенных убытков.
Вместе с тем следует обратить внимание на то, что действующим законодательством не предусмотрен алгоритм ценообразования для установки общедомовых приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Указанный вопрос являлся предметом рассмотрения дела N 1-10-137/00-21-14 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО "Теплоэнерго" по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в завышении стоимости общедомовых приборов учета тепловой энергии и горячей воды.
По итогам рассмотрения дела N 1-10-137/00-21-14 нарушений антимонопольного законодательства не выявлено и в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции ФАС России направлены рекомендации в Минстрой России о разработке Методики определения стоимости установки общедомовых приборов учета тепловой энергии и горячей воды, в целях исключения неопределенности при рассмотрении подобных вопросов.
|
А.Г. Цыганов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федеральной антимонопольной службы от 10 июня 2015 г. N ЦА/28824/15 "О направлении позиции ФАС России в части квалификации действий ресурсоснабжающих организаций по завышению стоимости установки общедомовых приборов учета используемых энергетических ресурсов"
Текст письма официально опубликован не был