Представление Счетной палаты РФ от 18 февраля 2015 г. N ПР 08-18/08-01
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2014 год проведено контрольное мероприятие "Проверка деятельности федерального государственного бюджетного учреждения "Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере", по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. Низкое качество управления отдельными программами Фонда привело к неэффективной реализации ряда мероприятий по поддержке инноваций. Выявленные нарушения и недостатки охватывают практически весь процесс финансирования инновационных проектов. Отсутствуют обоснованные показатели эффективности деятельности Фонда.
2. Показатель "Количество вновь созданных малых инновационных предприятий при поддержке Фонда" (подпрограмма "Стимулирование инноваций") не отражает результативность и эффективность деятельности Фонда и не взаимоувязан с целевыми показателями государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 316, (далее - Госпрограмма) и Стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р.
Фонд представляет в качестве показателей результативности своей деятельности индикаторы, характеризующие общехозяйственное развитие деятельности профинансированных Фондом компаний (их выручка, рентабельность, экспортные показатели). Значения данных показателей приводятся без определения и указания конкретного вклада профинансированных Фондом НИОКР в коммерческий успех предприятий.
3. Невозможно оценить качество выполнения уставной цели Фонда в части практического применения (внедрения) конкретных результатов интеллектуальной деятельности, полученных по результатам финансирования Фондом НИОКР.
4. Установлен низкий уровень финансово-хозяйственной дисциплины. В нарушение требований к порядку составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, установленных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. N 81н, руководство Фонда неправомерно указывало в Сведениях об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению, Фонд в качестве органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, и самостоятельно утверждало указанные сведения.
Кроме того, в нарушение пункта 15 Положения о формировании государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2010 г. N 671, и пункта 19 постановления Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2013 г. N 1213 Фонд в проверяемый период в качестве главного распорядителя бюджетных средств перечислял себе как получателю бюджетных средств субсидии на финансовое обеспечение государственного задания на выполнение работ без соответствующих соглашений о предоставлении субсидий.
Выявлены нарушения руководством Фонда положений Устава: порядок проведения конкурса по отбору проектов не утверждался, отчеты о результатах деятельности Фонда Президенту Российской Федерации не направлялись, трудовой договор с генеральным директором Фонда не заключен.
5. С учетом фиксирования стоимости аренды помещения в договоре с ЗАО "Мосмонтажспецстрой" в долларах США существует высокий риск повышения арендной ставки с учетом волатильности валютных курсов.
6. Требуемое количество и качество независимых экспертиз снижается по мере увеличения стоимости НИОКР. Отсутствие автоматизированных аналитических систем затрудняет контроль за отбором и реализацией проектов. В ходе проверки были установлены факты проведения независимой экспертизы лицами, заинтересованными в результатах НИОКР.
В отчете о выполнении государственного задания в 2013 году указаны сведения о рассмотрении экспертами заявок в стопроцентном количестве от общего количества допущенных на конкурс заявок. Вместе с тем установлено, что по ряду контрактов экспертиза заявок не проводилась. Так, в 2013 году экспертиза не была проведена по 14 контрактам на выполнение НИОКР, профинансированным Фондом, на общую сумму 122 921,3 тыс. рублей, в 2012 году - на общую сумму 183 265,0 тыс. рублей. Факты финансирования проектов без проведения независимой экспертизы руководством Фонда не были указаны в отчете.
7. В течение проверяемого периода Фондом не установлено ни одного нарушения в ходе реализации НИОКР и ни одна НИОКР не прекращена после проведения промежуточных и итоговых экспертиз.
8. Фондом не организована работа по контролю за выполнением исполнителями НИОКР установленных в контрактах требований. Нарушения договорных условий Фонд не рассматривает как основания для прекращения финансирования НИОКР. Анализ данных ФНС России выявил факты предоставления исполнителями НИОКР в Фонд недостоверной информации.
9. По данным ФНС России при реализации заключенных контрактов на выполнение НИОКР значительные объемы финансирования направлялись Фондом через основных исполнителей на счета обществ с ограниченной ответственностью "Система", "Технология", "Ирбис", "Грэдис", "Апсида", "Компоненты и технологии" и "Инжэлтех", имеющих характерные для "фирм-однодневок" признаки.
10. Произвольная трактовка руководством Фонда задач по популяризации инноваций значительно повышает риски недостаточно эффективного расходования бюджетных средств. Обоснованность тематики отдельных научно-исследовательских работ для собственных нужд слабая.
11. Установленные нарушения законодательства и ключевые риски связаны преимущественно с финансированием программы "Развитие". В частности, в ходе проверки совокупности проектов, в которую были включены 22 контракта на выполнение НИОКР по программе "Развитие" на общую сумму 282 790,0 тыс. рублей, выявлено:
в 100 процентах контрактов установлены факты невыполнения существенных положений контрактов;
в 77 процентах контрактов установлены нарушения утвержденных внутренних положений Фонда в части реализации соответствующей программы поддержки инновационных проектов;
в 32 процентах контрактов установлены факты нарушений федерального законодательства о закупках в части заключения контракта на условиях, отличных от поданной заявки и конкурсной документации, или допуска к торгам участника с не соответствующей требованиям заявкой (с последующим заключением с ним контракта).
Несмотря на важность контроля за соблюдением принципа паритетного внебюджетного финансирования со стороны исполнителя НИОКР, документы, подтверждающие привлечение финансирования, Фондом не запрашиваются. Установлены факты необоснованного занижения Фондом целевых показателей для исполнителей НИОКР. Фонд не требует от исполнителей НИОКР создания интернет-ресурсов по итогам выполнения работ по заключенным контрактам в рамках программы "Развитие".
12. Фонд не располагает информацией о проектах, которые участвующие в "инновационном лифте" компании реализуют через другие институты развития, а также конкретными сведениями о фактах их финансирования.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" Фонду предлагается принять меры по устранению выявленных нарушений законодательства Российской Федерации:
1) рассмотреть вопрос о принятии наблюдательным советом Фонда решения о приведении ключевых показателей эффективности Фонда в соответствие с его уставными целями содействия реализации государственной научно-технической политики и инициативных научных, научно-технических и инновационных проектов в сфере технологий гражданского назначения, эффективного использования научно-технического потенциала и вовлечения достижений науки и техники в производство для развития малых форм предприятий в научно-технической сфере, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, - субъектов малого инновационного предпринимательства, развития инновационной инфраструктуры, создания новых рабочих мест для эффективного использования имеющегося в Российской Федерации научно-технического потенциала;
2) внести в Минэкономразвития России предложение о включении в Госпрограмму дополнительных целевых показателей, отражающих результативность и эффективность деятельности Фонда;
3) обеспечить внесение в заключаемые Фондом контракты целевых показателей по количеству созданных высокопроизводительных рабочих мест в процессе разработки и внедрения НИОКР и коммерциализации финансируемых Фондом НИОКР;
4) обеспечить внесение в базу данных Фонда, содержащую сведения о коммерциализации малых инновационных предприятий всех исполнителей НИОКР начиная с 2012 года, а также внедрить централизованную электронную систему учета практического использования результатов финансирования НИОКР;
5) принять меры по заключению Фондом с Правительством Российской Федерации соглашения о предоставлении субсидий на финансовое обеспечение государственного задания на выполнение работ и утверждению Сведений об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению, органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя Фонда;
6) рассмотреть вопрос об утверждении наблюдательным советом Фонда порядка проведения конкурса по отбору проектов;
7) обеспечить направление Президенту Российской Федерации отчетов о результатах деятельности Фонда согласно требованию устава;
8) рассмотреть вопрос о проведении экспертизы промежуточных этапов НИОКР в случае невыполнения плановых показателей развития;
9) рассмотреть вопрос об установлении дополнительных этапов независимых экспертиз заявок, поступивших от юридических и физических лиц, которые не достигли целевых показателей по предыдущим НИОКР, профинансированных Фондом, а также обеспечить согласование их финансирования наблюдательным советом Фонда;
10) обеспечить проведение очных или заочных (телеконференция) презентаций заявок и итогов проектов, а также их коллегиальное обсуждение по всем направлениям финансирования инновационных проектов;
11) предусмотреть персональную ответственность сотрудников, обеспечивающих контроль за реализацией НИОКР;
12) в целях недопущения финансирования из средств Фонда компаний, имеющих признаки "фирм-однодневок", установить требования к сторонним организациям и соисполнителям, которые привлекаются для выполнения НИОКР;
13) обеспечить согласование с Минэкономразвития России реализуемых Фондом мероприятий по популяризации инноваций с последующим их утверждением наблюдательным советом Фонда;
14) обеспечить проверку Фондом первичной документации, подтверждающей факт привлечения внебюджетных инвестиций исполнителями проектов;
15) предусмотреть требование по разработке и запуску интернет-сайта в рамках реализации программы "Развитие" за счет внебюджетных средств.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 24 декабря 2014 г. N 64К(1010).
О результатах рассмотрения настоящего представления и принятых мерах необходимо проинформировать Счетную палату Российской Федерации в течение 75 дней со дня его получения.
Аудитор |
С.А. Агапцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 18 февраля 2015 г. N ПР 08-18/08-01
Текст представления официально опубликован не был