Представление Счетной палаты РФ от 2 июля 2015 г. N ПР 09-95/09-03
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2015 год проведено контрольное мероприятие "Проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2014 год" в Федеральном агентстве лесного хозяйства (далее - Рослесхоз), по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Минприроды России) недостаточно эффективно осуществляло функции по нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности, установленной пунктом 1 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 404.
В нарушение требований пункта 3 Методики распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из федерального бюджета для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2006 г. N 838, не установлен порядок определения расходов на осуществление органом государственной власти субъекта Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений в расчете на 1 гектар эксплуатационных и защитных лесов.
В связи с отсутствием указанного порядка расчеты на планируемые мероприятия, предусматриваемые частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, производятся Рослесхозом исходя из затрат на 1 гектар эксплуатационных и защитных лесов, фактически сложившихся в субъектах Российской Федерации в предыдущий период.
В результате объемы финансирования, доводимые Рослесхозом до субъектов Российской Федерации, не соответствуют объемам финансирования указанных мероприятий, рассчитанным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с объемом мероприятий, установленным лесным планом субъекта Российской Федерации, и действующими нормативами затрат, утвержденными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
2. В 2014 году Рослесхозу были предусмотрены бюджетные ассигнования на выполнение подведомственными бюджетными учреждениями Рослесхоза государственных заданий в объеме 2 129,1 млн. рублей, в том числе федеральным бюджетным учреждением "Центральная база авиационной охраны лесов "Авиалесоохрана" (далее - ФБУ "Авиалесоохрана") в объеме 790,2 млн. рублей.
Ведомственным перечнем государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) федеральными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении Рослесхоза, утвержденным приказом Рослесхоза от 26 июня 2012 г. N 268 (далее - Ведомственный перечень), за ФБУ "Авиалесоохрана" закреплены работы (услуги) по обеспечению готовности к действиям сил и средств, предназначенных для предупреждения чрезвычайных ситуаций, возникших вследствие лесных пожаров, не предусмотренные статьей 81 Лесного кодекса Российской Федерации.
Рослесхозом в течение 2014 года на выполнение работ по обеспечению готовности к действиям сил и средств, предназначенных для предупреждения чрезвычайных ситуаций, возникших вследствие лесных пожаров (обеспечение деятельности федерального резерва), не отнесенных к полномочиям Рослесхоза, были направлены ФБУ "Авиалесоохрана" субсидии в размере 585,1 млн. рублей, что в соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации свидетельствует о наличии признаков нецелевого использования средств федерального бюджета.
Выполнение мероприятий по организации охраны лесов (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров) в соответствии с положениями пункта 4 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, исполняющими отдельные полномочия в области лесных отношений, в рамках и в пределах объемов финансирования в виде межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в форме субвенций.
ФБУ "Авиалесоохрана" выполняет работы по тушению лесных пожаров по заявкам субъектов Российской Федерации, исполняющих отдельные полномочия в области лесных отношений в рамках государственных контрактов (договоров). Таким образом, ФБУ "Авиалесоохрана" привлекается к исполнению переданных в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочий субъектов Российской Федерации в части охраны лесов от пожаров (тушения).
Оценка эффективности осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации переданных полномочий производится без учета привлечения средств федерального бюджета, направленных на обеспечение деятельности парашютной и десантно-пожарной службы ФБУ "Авиалесоохрана" (далее - ПДПС) в рамках государственного задания по выполнению работ по обеспечению готовности к действиям сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров.
В настоящее время ответственность за ликвидацию чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, не распространяется на результаты деятельности ПДПС (участие в тушении пожаров).
Уставом ФБУ "Авиалесоохрана" не предусмотрена деятельность по ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникших вследствие лесных пожаров. В то же время согласно служебным заданиям для направления в командировку сотрудников ПДПС целью командировки является ликвидация чрезвычайных ситуаций, возникших вследствие лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации. В отчете о выполнении задания независимо от наличия факта прекращения чрезвычайной ситуации в субъекте Российской Федерации указывается, что задание выполнено.
3. Проверка качества формирования и исполнения государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" на 2013 - 2020 годы (далее - государственная программа) показала следующее.
3.1. По ряду контрольных событий в детальном плане-графике реализации государственной программы на 2014 год и на плановый период 2015-2016 годов, установленных приказом Минприроды России от 26 августа 2014 г. N 376, в нарушение требований пункта 66 приказа Минэкономразвития от 20 ноября 2013 г. N 690 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации" не установлены плановые значения результата по ним, в частности по контрольному событию "Получены результаты проверок готовности регионов к пожароопасному периоду 2014 года", определенному в детальном плане-графике для подпрограммы 1 "Охрана и защита лесов".
3.2. По некоторым контрольным событиям, отраженным в направленном в Правительство Российской Федерации Годовом отчете о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" на 2013 - 2020 годы, плановые значения результата по ним не соответствуют значениям, которые запланированы в детальном плане-графике реализации государственной программы, утвержденном приказом Минприроды России от 26 августа 2014 г. N 376, в том числе по контрольному событию "Проведен дистанционный мониторинг использования лесов", определенному для подпрограммы 4 "Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" на 2013 - 2020 годы".
3.3. В рамках реализации основных мероприятий государственной программы в 2014 году Минприроды России, являясь согласно подпункту "б" пункта 47 Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 588, и постановлению Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 318 ответственным за достижение целевых индикаторов и показателей государственной программы, не обеспечило достижение ожидаемых результатов по отдельным показателям.
В 2014 году не достигнуты значения 13 из 37 показателей, что свидетельствует о неэффективном выполнении мероприятий государственной программы.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации предлагается следующее:
1. Принять меры по утверждению порядка определения расходов на осуществление органом государственной власти субъекта Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений в расчете на 1 гектар эксплуатационных и защитных лесов, предусмотренного Методикой распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из федерального бюджета для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2006 г. N 838.
2. Принять меры по совершенствованию законодательства, регулирующего деятельность федерального резерва сил, пожарной техники и оборудования по ликвидации чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров,
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 18 мая 2015 г. N 20К (1031).
О результатах рассмотрения настоящего представления и принятых мерах необходимо проинформировать Счетную палату Российской Федерации в течение 90 дней со дня его получения,
В рамках контроля исполнения представления прошу ежемесячно (в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным) информировать Счетную палату Российской Федерации о степени устранения выявленных нарушений и недостатков.
Одновременно сообщаем, что представление Счетной палаты Российской Федерации от 30 мая 2014 г. N ПР 09-132/09-03 снято с контроля.
Аудитор |
Б.-Ж. Жамбалнимбуев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 2 июля 2015 г. N ПР 09-95/09-03
Текст представления официально опубликован не был