Представление Счетной палаты РФ от 5 июня 2015 г. N ПР 10-118/10-03
В соответствии с пунктами 1.1.1, 1,1.1.4, 1.1.1.4.45, 1.1.1.4.45.1 Плана работы Счетной палаты Российской Федерации на 2015 год проведено контрольное мероприятие "Проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2014 год" в Министерстве транспорта Российской Федерации.
По результатам контрольного мероприятия выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. В связи с проведенной в 2014 году реорганизацией ФГУП "РОСДОРНИИ" в ФГБУ "РОСДОРНИИ" Минтрансом России не были внесены предложения по актуализации Перечня подведомственных Министерству транспорта Российской Федерации получателей средств федерального бюджета, утвержденного приказом Минтранса России от 29 декабря 2007 г. N 204.
2. Минтрансом России допущены следующие нарушения в ходе формирования и исполнения федерального бюджета.
2.1. В нарушение пункта 29 Правил подготовки планов информатизации государственных органов и отчетов об их выполнении, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 365 "О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов", Минтрансом России в отсутствие утвержденного плана информатизации на 2014 год направлялись бюджетные ассигнования на проведение мероприятий по информатизации, а также проведение работ по созданию и эксплуатации следующих информационных систем: Создание аппаратно-программного комплекса автоматизированного учета "Тахографический контроль"; Единая государственная информационная система обеспечения транспортной безопасности; Автоматизированная система управления транспортным комплексом.
2.2. В Минтрансе России остались нераспределенными доведенные в 2014 году лимиты бюджетных обязательств в объеме 82,8 млн. рублей.
3. Имело место некачественное планирование Минтрансом России расходов федерального бюджета:
3.1. Несмотря на то, что по целевой статье "Капитальные вложения в объекты недвижимого имущества государственной (муниципальной) собственности" Минтрансом России были уменьшены бюджетные ассигнования на 726,8 млн. рублей, средства, предусмотренные на реконструкцию здания Минтранса России по адресу улица Рождественка д. 1, стр. 1, не были использованы в полном объеме. Неисполненные бюджетные ассигнования составили 34,7 млн. рублей или 31,5 % от ассигнований, предусмотренных сводной бюджетной росписью.
3.2. Бюджетные ассигнования по целевой статье "Субсидии автономной некоммерческой организации "Единая транспортная дирекция" на организацию перевозок пассажиров в прямом смешанном сообщении на территорию Крымского федерального округа и в обратном направлении в рамках подпрограммы "Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 913 (далее - Государственная программа Российской Федерации "Развитие транспортной системы"), исполнены в размере 103,1 млн. рублей или 80% от предусмотренного.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного постановления следует читать как "319"
3.3. По целевой статье "Субсидии на информационно-навигационное обеспечение автомобильных маршрутов по транспортным коридорам "Север - Юг" и "Восток - Запад" в рамках подпрограммы "Развитие гражданского использования системы ГЛОНАСС на транспорте" Государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы" неисполненные Минтрансом России бюджетные ассигнования составили 122,4 млн. рублей или 16% от предусмотренного.
4. В нарушение подпункта "а" пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2013 г. N 1213 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" (далее - Постановление N 1213) Минтрансом России как главным распорядителем бюджетных средств не обеспечено соответствие обоснований бюджетных ассигнований бюджетным ассигнованиям, предусмотренным Законом N 349-ФЗ.
В информационной системе Минфина России "Бюджетное планирование" обоснования бюджетных ассигнований по Минтрансу России на 1 января 2015 года составили 136 244 728,6 тыс. рублей, а по сводной бюджетной росписи 136 414 728,7 тыс. рублей. Расхождение составляет 170,1 тыс. рублей.
5. В нарушение пунктов 4 и 5 Порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет федеральных казенных учреждений, находящихся в ведении Минтранса России, утвержденного приказом Минтранса России от 31 августа 2010 г. N 187, сроки представления проекта бюджетной сметы на 2014 год и детализированные показатели к ней Минтрансом России до ФКУ "Ространсмодернизация" не доводились.
При этом Порядком не регламентированы сроки рассмотрения и утверждения Минтрансом России сметы казенного учреждения, в связи с чем бюджетные сметы ФКУ "Ространсмодернизация" утверждались Минтрансом России в срок от 7 до 34 дней, что может повлечь ненадлежащее исполнение казенным учреждением запланированных мероприятий и исполнение обязательств по заключенным контрактам.
6. В нарушение подпункта 1 пункта 2, пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункта "з" пункта 4 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета автономной некоммерческой организации "Единая транспортная дирекция" в рамках подпрограммы "Обеспечение реализации Программы" государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2014 г. N 976 (в редакции от 24 декабря 2014 года) (далее - Правила), в договор от 3 октября 2014 г. N 3-С о предоставлении субсидии Минтрансом России не были внесены изменения о включении перечня затрат, на финансовое обеспечение которых предоставляется субсидия, в условия предоставления субсидии. Положения заключенного Минтрансом России договора не соответствуют требованиям Правил.
Перечисление субсидии в размере 170,0 млн. рублей произведено 30 декабря 2014 года.
Сумма неиспользованных остатков средств федерального бюджета, предоставленных Минтрансом России АНО "Единая транспортная дирекция", по состоянию на 1 января 2015 года составила 1 525,9 млн. рублей или 38,6% от объема субсидии 2014 года.
7. Дебиторская задолженность по средствам федерального бюджета по состоянию на 1 января 2014 года составляла 4 692,6 млн. рублей, по состоянию на 1 января 2015 года - 15 392,2 млн. рублей.
Дебиторская задолженность увеличилась за счет перечисленных в 2014 году авансов в размере 11 932,8 млн. рублей, из них 5 659,5 млн. рублей перечислены в декабре 2014 года. При этом по объекту "Комплексное развитие Мурманского транспортного узла" работы за счет выплаченного в марте 2014 года аванса в размере 3 207,5 млн. рублей или 7,7% от стоимости контракта не выполнялись - отсутствуют акты приемки выполненных в 2014 году работ.
Из общего объема дебиторской задолженности величина средств на расходы инвестиционного характера, включая капитальные вложения, составляет 14 446,6 млн. рублей или 93,9%.
8. Объем незавершенного строительства по инвестиционным проектам, реализуемым Минтрансом России, по состоянию на 1 января 2015 года составил 25 737,1 млн. рублей и увеличился за 2014 год на 4 519,4 млн. рублей.
В 2014 году не введены в эксплуатацию предусмотренные к вводу в 2014 году следующие объекты: "Создание Свияжского межрегионального мультимодального логистического центра (Республика Татарстан)" и "Реконструкция и перепланировка административного здания по адресу ул. Рождественка, д. 1, стр. 1".
9. Минтрансом России не обеспечена результативность использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований в размере 678,8 млн. рублей.
9.1. Минтрансом России заключены и оплачены государственные контракты с ООО "ТехноСерв АС" от 24 декабря 2014 г. N 0173100013914000116-033769-03В и с ООО "Интек" от 10 ноября 2014 г. N 12/5/14/01 на выполнение работ и поставку оборудования для создания контура "Учет" автоматизированной информационной системы "Тахографический контроль". Стоимость контура "Учет" составляет 85,8 млн. рублей. В ходе выездной проверки на объект установлено, что контур "Учет" не эксплуатируется: часть оборудования системы размонтирована, автоматизированные рабочие места упакованы, стойки находятся в собранном виде, обесточены. Помещение не приспособлено для эксплуатации системы, так как отсутствуют системы кондиционирования и дополнительного электропитания.
В нарушение пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ), пунктов 4, 6 Инструкции по применению плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. N 162н, пункта 38 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г, N 157н (далее - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета), при отсутствии акта о приеме-передаче объекта основных средств (ф. 0306001) Контур "Учет" поставлен на баланс и направлены документы в Росимущество для его учета в реестре федерального имущества.
9.2. В нарушение пункта 1 статьи 13 Закона N 402-ФЗ, пунктов 41, 45 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, обособленные комплексы Комплексной информационно-аналитической системы контроля транспортных средств (далее - КИАСК-ТС), размещенные в городах Нижний Новгород, Санкт-Петербург, Хабаровск, Новосибирск, Ростов-на-Дону, Нальчик, Екатеринбург, учтены за одним инвентарным номером.
Стоимость КИАСК-ТС 228,6 млн. рублей. По договору ответственного хранения от 26 декабря 2014 г., заключенному с Ространснадзором, Минтранс России передал на ответственное хранение часть объекта основных средств КИАСК-ТС, стоимостью 221,7 млн. рублей. В настоящее время КИАСК-ТС не эксплуатируется.
9.3. Имущество, приобретенное Минтрансом России в 2014 году в рамках федеральной целевой программы "Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012-2020 годы", стоимостью 364,4 млн. рублей, находится на ответственном хранении у производителей оборудования, не смонтировано, работы по пуско-наладке не проведены, эксплуатация его не осуществляется.
10. В нарушение пункта 1 статьи 13 Закона N 402-ФЗ, пунктов 41, 45 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета Единая государственная информационная система обеспечения транспортной безопасности (ЕГИС ОТБ), состоящая из 41 программно-технического комплекса, размещенного в том числе в помещениях Минтранса России, Росавиации, Росжелдора, Росморречфлота, Росавтодора, Ространснадзора, территориальных управлений Росавиации и Росжелдора, стоимостью 2 244,4 млн. рублей также учтена за одним инвентарным номером.
При этом Минтрансом России инвентарная карточка учета основных средств ЕГИС ОТБ оформлена с нарушением требований приказа Минфина России от 15 декабря 2010 г. N 173н.
В карточке не указано место нахождения объекта основных средств и указано материально ответственное лицо директор Департамента программ развития А.К. Семенов, с которым договор о материальной ответственности не заключался.
Документы, подтверждающие правовое основание нахождение сегментов ЕГИС ОТБ в помещениях Росавиации, Росжелдора, Росморречфлота, Росавтодора, Ространснадзора, территориальных управлений Росавиации и Росжелдора, отсутствуют.
В этой связи Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Коми при проведении ревизии финансово хозяйственной деятельности Коми межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта выдано предписание от 13 октября 2014 г. N 6 в связи с выявленным нарушением - отсутствием постановки на учет в межрегиональном территориальном управлении имущества программно-технического комплекса ЕГИС ОТБ.
11. ФБУ "Росавтотранс", отнесенное к ведению Минтранса России, в нарушение пункта 3.5 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" не обеспечило открытости и доступности сведений бухгалтерской, финансовой отчетности, основных показателей деятельности учреждения на сайте www.bus.gov.ru в информационно-коммуникационной сети Интернет.
12. Регламент организации плановых проверок деятельности федеральной службы, федеральных агентств, федерального государственного учреждения и федеральных государственных унитарных предприятий, находящихся в ведении Министерства транспорта Российской Федерации, утвержденный приказом Минтранса России от 1 июня 2010 г. N 123, не содержит требований к осуществлению контрольной деятельности, предусмотренных пунктами 16, 23-26 Положения о требованиях к деятельности по осуществлению государственного финансового контроля, утвержденного приказом Минфина России от 25 декабря 2008 г. N 146н, в части учета экономической целесообразности проведения контрольных мероприятий при планировании контрольной деятельности, обеспечения обобщения и анализа результатов контрольных мероприятий и порядка составления отчетности.
13. По итогам выполнения Федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 г. N 848, Минтрансом России как государственным заказчиком - координатором из 56 целевых индикаторов и показателей не обеспечено достижение плановых значений по 17 позициям (или 30% от плана).
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счётной палате Российской Федерации" Минтрансу России предлагается следующее:
1. Привести договор от 3 октября 2014 г. N 3-С о предоставлении субсидии АНО "Единая транспортная дирекция" в соответствие с требованиями Правил предоставления субсидий из федерального бюджета автономной некоммерческой организации "Единая транспортная дирекция" в рамках подпрограммы "Обеспечение реализации Программы" государственной программы "Развитие транспортной системы", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2014 г. N 976 (в редакции от 24 декабря 2014 года), дополнив его перечнем затрат, на финансовое обеспечение которых предоставлена субсидия.
2. Обеспечить учет программно-технических комплексов ЕГИС ОТБ и сегментов КИАСК-ТС в соответствии с требованиями Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н и представить оформленные в соответствии с Приложением N 4 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 15 декабря 2010 г. N 173н инвентарные карточки учета основных средств.
3. Обеспечить оформление документов, подтверждающих правовое основание нахождения программно-технических комплексов ЕГИС ОТБ в помещениях Росавиации, Росжелдора, Росморречфлота, Росавтодора, Ространснадзора, территориальных управлений Росавиации и Росжелдора.
4. Рассмотреть вопрос о внесении изменений в приказ Минтранса России от 1 июня 2010 г. N 123 в целях приведения Регламента организации плановых проверок деятельности федеральной службы, федеральных агентств, федерального государственного учреждения и федеральных государственных унитарных предприятий, находящихся в ведении Министерства транспорта Российской Федерации в соответствие с Положением о требованиях к деятельности по осуществлению государственного финансового контроля, утвержденному приказом Минфина России от 25 декабря 2008 г. N 146н, в части учета экономической целесообразности проведения контрольных мероприятий при планировании контрольной деятельности, обобщения и анализа результатов контрольных мероприятий, порядка составления отчетности.
5. Рассмотреть вопрос о внесении изменений в приказ Минтранса России от 31 августа 2010 г. N 187 в части установления сроков утверждения Минтрансом России сметы казенного учреждения.
6. Представить план мероприятий, с указанием сроков их исполнения, обеспечивающих ввод в эксплуатацию незавершенных строительством в 2014 году объектов, предусмотренных инвестиционными проектами "Создание Свияжского межрегионального мультимодального логистического центра (Республика Татарстан)" и "Реконструкция и перепланировка административного здания по адресу ул. Рождественка, д. 1, стр. 1".
7. Представить информацию о выполненных работах по объекту "Комплексное развитие Мурманского транспортного узла".
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 21 мая 2015 г. N 22К(1033).
О результатах рассмотрения настоящего представления и принятых мерах необходимо проинформировать Счетную палату Российской Федерации в течение 30 дней со дня его получения.
Аудитор |
В.Н. Богомолов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 5 июня 2015 г. N ПР 10-118/10-03
Текст представления официально опубликован не был