Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 21 октября 2015 г. N 51-АПГ15-24
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н., судей Никифорова С.Б., Николаевой О.В.,
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Алтай-Кокс" о признании недействующим пункта 1 решения Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 19 ноября 2014 г. N 116 "Об установлении тарифов на теплоноситель, поставляемый ОАО "Алтай-Кокс", на 2015 год" по апелляционной жалобе открытого акционерного общества "Алтай-Кокс" на решение Алтайского краевого суда от 10 июня 2015 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя открытого акционерного общества "Алтай-Кокс" Зюзина Д.Н., представителя Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов Колеговой О.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
открытое акционерное общество "Алтай-Кокс" (далее - ОАО "Алтай- Кокс", общество) обратилось в Алтайский краевой суд с заявлением о признании недействующим пункта 1 решения Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов (далее - Управление) от 19 ноября 2014 г. N 116 "Об установлении тарифов на теплоноситель, поставляемый ОАО "Алтай-Кокс", на 2015 год".
Решением Алтайского краевого суда от 10 июня 2015 г. в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОАО "Алтай-Кокс" обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм права.
Прокуратура Республики Бурятия в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена в установленном законом порядке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
ОАО "Алтай-Кокс" осуществляет производственную деятельность, в том числе производство, передачу и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии).
Письмом от 25 апреля 2014 г. заявитель представил Управлению на рассмотрение материалы по расчету тарифов на теплоноситель на 2015 год. Общество также просило рассчитать тариф методом экономически обоснованных расходов (затрат).
Органом регулирования в порядке пункта 28 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075, проведена экспертиза представленных материалов, о чем составлено экспертное заключение по делу N 0256/01/2014.
Согласно протоколу заседания правления Управления от 19 ноября 2014 г. N 51 на 2015 год приняты плановые (расчетные) показатели, в том числе среднегодовой объем необходимой валовой выручки для осуществления деятельности по производству теплоносителя на 2015 год рассчитан экспертами органа регулирования в размере 19 900,37 тыс. руб., из которых на первой полугодие 2015 года - 17 249,41 тыс. руб., на второе полугодие 2015 года - 2 650,96 тыс. руб.
Из расчета необходимой валовой выручки экспертами Управления исключены экономически необоснованные расходы в размере 42 152,2 тыс. руб. в связи с неисполнением требований пункта 10 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 (далее - Основы ценообразования): заготовительно-складские расходы - 415,10 тыс. руб., оплата труда - 8 752,3 тыс. руб., отчисления на социальные нужды - 2 870,80 тыс. руб., расходы на оплату иных работ, услуг - 1 824,60 тыс. руб., содержание основных средств - 7 764,20 тыс. руб., ремонтные работы - 28 322,60 тыс. руб., прочие затраты передела (управленческие, коммерческие расходы) - 1 159,90 тыс. руб., прочие затраты (общецеховые расходы, охрана труда, общепроизводственные) - 3 136,50 тыс. руб., налог на прибыль - 148,29 тыс. руб.
Пунктом 1 решения Управления от 19 ноября 2014 г. N 116 для потребителей ОАО "Алтай-Кокс" методом экономически обоснованных расходов (затрат) установлены одноставочные тарифы на теплоноситель (воду) (без учета НДС), поставляемый теплоснабжающей организацией, владеющей источником (источниками) тепловой энергии, на котором производится теплоноситель, согласно приложению: с 1 января по 30 июня 2015 г. в размере 10,46 руб./куб.м, с 1 июля по 31 декабря 2015 г. в размере 10,46 руб./куб.м.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции сделал вывод о том, что оспариваемое решение не противоречит положениям нормативных правовых актов, регламентирующих возникшие правоотношения, и не нарушает права и интересы заявителя.
Судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, определяет Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
Согласно статье 3 Закона о теплоснабжении общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются: обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов; обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами; обеспечение приоритетного использования комбинированной выработки электрической и тепловой энергии для организации теплоснабжения; развитие систем централизованного теплоснабжения; соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей; обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала; обеспечение недискриминационных и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения; обеспечение экологической безопасности теплоснабжения.
Государственная политика в сфере теплоснабжения направлена на обеспечение соблюдения общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения, установленных данной статьей.
В силу статьи 7 Закона о теплоснабжении регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с основными принципами: обеспечение доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей; обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя; обеспечение достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения; стимулирование повышения экономической и энергетической эффективности при осуществлении деятельности в сфере теплоснабжения; обеспечение стабильности отношений между теплоснабжающими организациями и потребителями за счет установления долгосрочных тарифов; обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе для населения, процесса регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения; создание условий для привлечения инвестиций; определение размера средств, направляемых на оплату труда, в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями; обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, объема производства тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с производством, передачей и со сбытом тепловой энергии, теплоносителя; осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в целях сокращения потерь энергетических ресурсов, в том числе требований к разработке и реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, требований к организации учета и контроля используемых энергетических ресурсов;) осуществление государственного контроля (надзора) в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
Тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям, подлежат регулированию в силу подпункта 5 части 1 статьи 8 названного Закона.
Подлежащие регулированию цены (тарифы) на товары, услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности. При этом затраты на обеспечение передачи тепловой энергии, теплоносителя учитываются при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, реализация которых осуществляется теплоснабжающей организацией потребителям (пункт 3 названной нормы).
Согласно статье 11 Закона о теплоснабжении тарифы на теплоноситель устанавливаются органом регулирования в виде одноставочного тарифа.
Тарифы на тепловую энергию (мощность), тариф на теплоноситель, тарифы на услуги по передаче тепловой энергии могут быть дифференцированы в зависимости от вида или параметров теплоносителя, зон дальности передачи тепловой энергии, иных критериев, которые определены Основами ценообразования.
Основные принципы и методы определения тарифов на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, тарифов на услуги по передаче тепловой энергии и теплоносителя, платы за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии и платы за подключение к системе теплоснабжения определены Основами ценообразования. Регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется органами регулирования в соответствии с принципами регулирования, предусмотренными Законом о теплоснабжении, Основами ценообразования, названными Правилами регулирования цен (тарифов) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения.
В силу пунктов 10, 12 Основ ценообразования регулируемые организации ведут раздельный учет объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с осуществлением в том числе производства теплоносителя.
Необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется раздельно по видам деятельности, указанным в пункте 10 Основ ценообразования.
Согласно пункту 13 Основ ценообразования в случае если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с незапланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме. Указанные экономически обоснованные расходы регулируемой организации включаются органом регулирования в необходимую валовую выручку независимо от достигнутого ею финансового результата. При этом расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, учитываются в размере фактически понесенных расходов, не превышающем величину, равную ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 4 процентных пункта.
Тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями и с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. N 760-э (пункт 22 Основ ценообразования).
Порядок применения метода экономических обоснованных расходов (затрат) определен в разделе II Основ ценообразования.
Согласно пункту 32 Основ ценообразования при названном методе необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на расчетный период регулирования расходов, уменьшающих налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), расходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходы, относимые на прибыль после налогообложения), величины расчетной предпринимательской прибыли регулируемой организации, величины налога на прибыль, а также экономически обоснованных расходов регулируемой организации, указанных в упомянутом пункте 13 данного документа.
В соответствии с пунктом 33 Основ ценообразования расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаемые в необходимую валовую выручку, состоят из следующих групп расходов: топливо; прочие покупаемые энергетические ресурсы, холодная вода, теплоноситель; оплата услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; сырье и материалы; ремонт основных средств; оплата труда и отчисления на социальные нужды; амортизация основных средств и нематериальных активов; прочие расходы в соответствии с пунктом 44 данного документа.
По итогам расчетного периода регулирования орган регулирования исключает из необходимой валовой выручки регулируемой организации, используемой при установлении тарифов на следующий период регулирования, произведенные регулируемой организацией в течение расчетного периода за счет поступлений от регулируемой деятельности необоснованные расходы, выявленные на основании анализа представленных регулируемой организацией бухгалтерской и статистической отчетности (в том числе первичных документов бухгалтерского учета, раскрывающих порядок ведения раздельного учета доходов и расходов по регулируемым и нерегулируемым видам деятельности), а также договоров, актов выполненных работ и платежных документов, подтверждающих факт понесения расходов по этим договорам (пункт 50 Основ ценообразования).
Порядок расчета тарифов на теплоноситель определен пунктами 148-153 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. N 760-э.
Орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и названными методическими указаниями (пункт 33 упомянутых Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения).
Как следует из экспертного заключения, Управлением проведен анализ ведения раздельного учета ОАО "Алтай-Кокс" по регулируемому виду деятельности исходя из Положения регулируемой организации об учетной политике для целей бухгалтерского учета и Методики калькулирования себестоимости.
Управление установило, что общество не представило статистическую отчетность, в которой затраты, понесенные по регулируемому виду деятельности, определены соответствующим ОКВЭД. Кроме того, заявителем не закреплены субсчета по регулируемым видам деятельности.
При рассмотрении дела суд первой инстанции сделал вывод о том, что представленная обществом статистическая отчетность, содержащая противоречивые сведения, не позволяет органу регулирования сделать вывод о наличии раздельного учета затрат по регулируемому виду деятельности, калькуляция себестоимости услуг не относится к первичным учетным документам.
Судебная коллегия полагает указанные выводы суда обоснованными.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 12 апреля 2013 г. N 91 утверждена Единая система классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций (далее - Единая система классификации и раздельного учета), которая устанавливает единые принципы классификации раздельного учета затрат организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, объема производства (передачи) тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с производством, передачей и сбытом тепловой энергии, теплоносителя.
Согласно пунктам 2, 3, 4 Единой системы классификации и раздельного учета раздельный учет осуществляется путем сбора и обобщения информации об объеме производства (передачи) тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с осуществлением регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения, а также о показателях, необходимых для осуществления такого учета, раздельно по осуществляемым регулируемым видам деятельности на основании данных бухгалтерского и статистического учета.
Раздельный учет ведется на основе подтвержденной данными первичного бухгалтерского учета информации о фактических затратах и доходах по регулируемым видам деятельности регулируемой организации, необходимой для принятия решения федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное регулирование (цен) тарифов по данным регулируемым видам деятельности, а также формирование информации о плановых затратах по регулируемым видам деятельности регулируемых организаций.
Ведение раздельного учета осуществляется на счетах и субсчетах Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 г. N 94н, в соответствии с учетной политикой (приложением к учетной политике) регулируемой организации.
В рассматриваемом случае общество не представило в материалы дела об установлении тарифа на теплоноситель первичные учетные документы, по которым производило расчет необходимых затрат.
Калькуляция себестоимости услуг не относится к первичным учетным документам, которые по определению статьи 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" оформляют каждый факт хозяйственный жизни, в том числе с указанием лица (лиц), ответственных за совершение сделок, операций. Кроме того, применяемая заявителем Методика калькулирования себестоимости не является приложением к учетной политике общества и не утверждена локальным нормативным актом.
Судебной коллегией также установлено, что с учетом письма Федеральной службы по тарифам от 14 июня 2013 г. N СЗ-5844/4 о приведении в соответствие с законодательством учетной политики и планов счетов бухгалтерского учета Управлением проводилась плановая выездная проверка ОАО "Алтай-Кокс", которое, в свою очередь, сообщило органу регулирования о формировании расчетов в порядке пунктов 10 и 12 Основ ценообразования.
В ходе проверки Управлением выявлено, что представленная обществом учетная политика и утвержденный план счетов не отражают принципы ведения раздельного учета по регулируемым видам деятельности, обществу поручено привести учетную политику в соответствии с действующим законодательством.
При рассмотрении дела об установлении тарифа на теплоноситель ОАО "Алтай-Кокс" представило свой приказ от 30 августа 2013 г. N 304 "Об обеспечении раздельного учета", согласно которому внесены следующие изменения в пункт 3.8.3 Положения об учетной политике: "раздельный учет по регулируемым видам деятельности ведется в разрезе мест возникновения затрат по элементам и видам затрат в соответствии с принятой обществом Методикой калькулирования себестоимости", в пункт 4.2.1 Методики калькулирования себестоимости: "Объектами калькулирования себестоимости работ, услуг являются энергетические ресурсы, вырабатываемые посредством работы ТЭЦ. Номенклатура работ, услуг, вырабатываемых ТЭЦ, включает: электроэнергию, теплоэнергию в паре, теплоэнергию в горячей воде, химочищенную воду, химобессоленную воду, мощности".
Вместе с тем ведение раздельного учета в разрезе видов номенклатуры не может служить доказательством соблюдения порядка, установленного пунктом 4 Единой системы классификации и раздельного учета.
Исходя из Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Министерства финансов от 31 октября 2000 г. N 94н, субсчета, предусмотренные в данном Плане, используются организацией исходя из требований управления организацией, включая нужды анализа, контроля и отчетности. Организация может уточнять содержание приведенных в данном Плане субсчетов, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета.
Представленный обществом План счетов не отражает принципы ведения раздельного учета по производству теплоносителя, поскольку регулируемая организация не закрепила отдельный субсчет по данному регулируемому виду деятельности, что является нарушением указанного пункта 4 Единой системы классификации и раздельного учета.
Из пункта 7 Единой системы классификации и раздельного учета также следует, что в случае установления регулируемой организации тарифов методом экономически обоснованных расходов (затрат) раздельный учет расходов по каждому из регулируемых видов деятельности, в том числе по производству теплоносителя, ведется регулируемой организацией по расходам, связанным с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, и по прочим расходам в соответствии с упомянутыми пунктами 33 и 44 Основ ценообразования.
Затраты ОАО "Алтай-Кокс" по статьям: заготовительно-складские расходы, оплата труда, отчисления на социальные нужды, расходы на оплату иных работ, услуг, содержание основных средств, ремонтные работы, прочие затраты передела (управленческие, коммерческие расходы), прочие затраты (общецеховые расходы, охрана труда, содержание работы общепроизводственного назначения), налог на прибыль, - не приняты органом регулирования в заявленном обществом размере ввиду их экономической необоснованности, поскольку отсутствовал расчет таких затрат, подтвержденный данными первичного бухгалтерского учета.
По результатам анализа форм статистической отчетности общества: "Основные сведения о деятельности организации Форма N 1 - предприятие (годовая)", "Сведения о численности и заработной плате работников П-4", "Смета расходов" (в соответствии с названными Методическими указаниями), - по статьям "Расходы на оплату труда" и "отчисления на социальные нужды" за 2013 год органом регулирования выявлено несоответствие сметы расходов на производство теплоносителя по химическому цеху ТЭЦ и статистической отчетности.
Оспариваемое решение принято Управлением в пределах предоставленных ему полномочий в соответствии с порядком принятия такого нормативного правового акта.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального права и норм процессуального права, предусмотренного законом в качестве оснований для отмены судебного акта в апелляционном порядке.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Алтайского краевого суда от 10 июня 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Алтай-Кокс" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Никифоров С.Б. |
|
Николаева О.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 21 октября 2015 г. N 51-АПГ15-24
Текст определения официально опубликован не был