Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 21 октября 2015 г. N 5-АПГ15-113
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Меркулова В.П., судей Абакумовой И.Д., Горчаковой Е.В.,
при секретаре Кирсановой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Консалтинговый Центр "КОНТО" об оспаривании в части постановления Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N 687-ПП,
по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Консалтинговый Центр "КОНТО" на решение Московского городского суда от 8 июля 2015 года, которым отказано в удовлетворении заявления.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Консалтинговый Центр "КОНТО" Головушкина А.М., поддержавшего требования апелляционных жалоб, представителя Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы Беловой А.А., возражавшей против удовлетворения апелляционных жалоб, заключения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда следует оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
общество с ограниченной ответственностью "Консалтинговый Центр "КОНТО" (далее - ООО "Консалтинговый Центр "КОНТО", общество) обратилось в Московский городской суд с заявлением об оспаривании постановления Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N 687-ПП в части изменения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:01:0004019:4645.
В обоснование заявленных требований общество ссылается на то, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят в нарушении статьи 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", которая предусматривает проведение государственной кадастровой оценки в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет с даты, по состоянию на которую была проведена последняя государственная кадастровая оценка. Заявитель полагает, что его права нарушены, так как оспариваемым постановлением установлена новая кадастровая стоимость арендованного им земельного участка вместо установленной ранее постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2013 года N 751-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель в городе Москве" (далее - постановление N 751-ПП) по состоянию на 1 января 2013 года, поскольку размер арендной платы определяется исходя из кадастровой стоимости.
Решением Московского городского суда от 8 июля 2015 года в удовлетворении заявления ООО "Консалтинговый Центр "КОНТО" отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Консалтинговый Центр "КОНТО" просит отменить судебный акт полностью, ссылаясь на неправильное применение судом норм законодательства об оценочной деятельности.
На апелляционную жалобу прокуратурой г. Москвы подано возражение и представлен отзыв Правительства Москвы, в которых указывается на законность решения суда.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представителем ООО "Консалтинговый Центр "КОНТО" заявлено ходатайство о запросе в Конституционный Суд Российской Федерации в части соответствия оспариваемых положений постановления Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N 687-ПП Конституции Российской Федерации. В удовлетворении ходатайства судом апелляционной инстанцией отказано, поскольку данный вопрос выходит за пределы рассматриваемого дела и заявитель не лишен возможности самостоятельно обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с соответствующим заявлением.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, рассмотрела апелляционную жалобу в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, постановлением N 687-ПП утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель города Москвы по состоянию на 1 января 2014 года.
Постановление действует в редакции постановления Правительства Москвы от 9 декабря 2014 года N 747-ПП.
Пунктом 1 постановления Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N 687-ПП утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель города Москвы по состоянию на 1 января 2014 года в виде средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земель города Москвы в разрезе административных округов (таблица 2), в виде значений показателей кадастровой стоимости земельных участков города Москвы (таблица 3).
В строке 13454 таблицы 3 "Значения показателей кадастровой стоимости земельных участков города Москвы", являющейся приложением к названному постановлению, отражены результаты государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 77:01:0004019:4645.
Общество, являясь арендатором указанного земельного участка, обратилось в суд с заявлением об оспаривании пунктов 1, 2, 3 постановления Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N 687-ПП; строки 213 таблицы 1 Средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель города Москвы в разрезе кадастровых кварталов; строки 1 таблицы 2 Средний уровень кадастровой стоимости земель города Москвы в разрезе административных округов; строки 13454 таблицы 3 Значения показателей кадастровой стоимости земельных участков города Москвы в части изменения кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции, признавая нормативный правовой акт в оспариваемой части не противоречащим федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу и отказывая заявителю в удовлетворении его требований, правомерно исходил из следующего.
Вопросы полномочий органов государственной власти в части принятия решений по проведению государственной кадастровой оценки объектов недвижимого имущества урегулированы Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности).
Согласно статье 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводиться по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления.
Орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 44 Устава города Москвы Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной власти города Москвы. В пределах своих полномочий Правительство Москвы обеспечивает проведение экономической, инвестиционной, промышленной финансовой, ценовой, тарифной и налоговой политики.
Статьей 45 Устава города Москвы установлено, что отраслевые и функциональные органы исполнительной власти города Москвы осуществляют исполнительно-распорядительные функции в определенных отраслях и сферах управления городом.
Положения об отраслевых и функциональных органах исполнительной власти города Москвы утверждаются Правительством Москвы.
Систему органов исполнительной власти города Москвы образуют Правительство Москвы, а также подведомственные Правительству Москвы отраслевые, функциональные и территориальные органы исполнительной власти города Москвы. Отраслевыми и функциональными органами исполнительной власти города Москвы являются департаменты, комитеты, главные управления, управления и инспекции. Департаментом является отраслевой или функциональный орган исполнительной власти города Москвы, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в приоритетных для города Москвы областях деятельности (статья 3 Закона г. Москвы от 20 декабря 2006 N 65 "О Правительстве Москвы").
В Перечень органов исполнительной власти города Москвы, утвержденный Указом Мэра Москвы от 19 июля 2007 года N 44-УМ, входит Департамент городского имущества города Москвы.
Постановлением Правительства Москвы от 20 февраля 2013 года N 99-ПП утверждено Положение о Департаменте городского имущества города Москвы (далее - Департамент), согласно которому Департамент является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции в установленной сфере деятельности, в том числе на основании и во исполнение федерального законодательства Устава города Москвы, законов города Москвы, правовых актов Мэра Москвы и Правительства Москвы принимает решения об организации проведения независимой оценки стоимости имущества (в том числе земельных участков и жилых помещений), находящегося в собственности города Москвы, земельных участков и жилых помещений, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, имущества, принадлежащего третьим лицам, и экспертизы отчетов об оценке стоимости имущества, в том числе земельных участков и жилых помещений (пункт 4.2.33 постановления N 99-ПП).
Согласно постановлению Правительства Москвы от 20 сентября 2011 года N 430-ПП "Об утверждении Государственной программы города Москвы "Имущественно-земельная политика города Москвы на 2012-2016 годы", Департамент является координатором и ответственным исполнителем программы "Инвентаризация территории города Москвы", одной из целей которой является проведение кадастровой оценки земельных участков на территории города Москвы.
Проанализировав изложенные выше правовые нормы, исследовав положения Государственной программы города Москвы "Имущественно-земельная политика города Москвы на 2012 - 2016 годы", государственного контракта на выполнение работ по кадастровой оценке земельных участков на территории города Москвы от 20 февраля 2014 года N 736г, заключенного Департаментом (заказчик) с обществом с ограниченной ответственностью "КО-ИНВЕСТ" (исполнитель), суд первой инстанции сделал правомерный вывод, что порядок проведения государственной кадастровой оценки и принятия оспариваемого нормативного правового акта не нарушен.
Кроме того, постановлением N 687-ПП Правительство Москвы утвердило результаты государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2014 года, тем самым подтвердив правомочность Департамента на осуществление работ по государственной кадастровой оценке.
Как установлено судом постановление N 687-ПП опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 21 ноября 2014 года, и его положения применяются к правоотношениям, возникающим с 1 января 2015 года, что свидетельствует об установленном порядке его введения в действие в соответствии с полномочиями и компетенцией органа его издавшего.
С целью совершенствования правового регулирования государственной кадастровой оценки в части процедур и сроков установления кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости, Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 225-ФЗ) внесены изменения в Закон об оценочной деятельности. В частности, федеральный законодатель ограничил частоту проведения государственной кадастровой оценки, определив ее проведение в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет (часть первая статьи 24.12 закона об оценочной деятельности).
Данная норма введена в действие с 22 июля 2014 года. При этом Закон N 225-ФЗ не содержал указаний на придание закону обратной силы.
В статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации отражен общий основной принцип действия закона во времени, который имеет целью обеспечение правовой определенности и стабильности законодательного регулирования в России как в правовом государстве и означает, что действие закона распространяется на отношения, права и обязанности, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, возникшие до введения соответствующих норм в действие, то есть придать закону обратную силу либо, напротив, допустить в определенных случаях возможность применения утративших силу норм.
Придание обратной силы закону относится к прерогативе законодателя исходя из специфики регулируемых правом общественных отношений. При этом либо в тексте закона должно содержаться специальное указание о таком действии во времени, либо в правовом акте о порядке вступления закона в силу.
Ни в Законе об оценочной деятельности, ни в Законе N 225-ФЗ не содержится указаний на придание статье 24.12 Закона об оценочной деятельности обратной силы, поэтому, регулируемые ею отношения по периодичности проведения государственной кадастровой оценки применяются к порядку проведения государственной кадастровой оценки, проводимой после 22 июля 2014 года.
Поскольку государственная кадастровая оценка представляет собой совокупность действий, включающих в себя отбор исполнителя работ и заключение с ним договора на проведение оценки, а в данном случае государственный контракт заключен до вступления в силу положений статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности, Правительство Москвы, принимая постановление N 687-ПП, не допустило нарушений названной нормы Закона.
Также, Судебная коллегия учитывает, что статьей 2 Федерального закона от 8 июня 2015 года N 145-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" внесены изменения в статью 3 Закона N 225-ФЗ, согласно которым положения части первой статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности в части проведения не чаще чем один раз в течение трех лет государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (в городах федерального значения в Москве, в Санкт-Петербурге и Севастополе не чаще чем один раз в течение двух лет) не применяются к проведению государственной кадастровой оценки земельных участков, договоры на проведение которой заключены до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и результаты проведения которой утверждены после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Оспариваемые заявителем положения постановления N 687-ПП не лишают его права на установление кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества - земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости.
При указанных обстоятельствах, выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу обстоятельствам, являются законными и обоснованными, в связи с чем оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307, 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Московского городского суда от 8 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Консалтинговый Центр "КОНТО" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Меркулов В.П. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 21 октября 2015 г. N 5-АПГ15-113
Текст определения официально опубликован не был