Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 21 октября 2015 г. N 48-АПГ15-65
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Меркулова В.П., судей Горчаковой Е.В. и Абакумовой И.Д.,
при секретаре Кирсановой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по заявлению Гурмана Ю.А. о нарушении конституционных прав избирать и быть избранным в органы местного самоуправления Увельского муниципального района Челябинской области по его апелляционной жалобе на решение Челябинского областного суда от 15 июля 2015 г., которым заявление оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С. о законности судебного постановления, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Гурман Ю.А. обратился в суд с заявлением о возложении на Территориальную избирательную комиссию Увельского муниципального района Челябинской области обязанности назначить дату выборов Главы Увельского муниципального района, установив срок, в течение которого должна быть назначена дата выборов; определить нормативный правовой акт, на основании которого в соответствии с пунктами 1, 3 и 10 статьи 3 Федерального закона от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" будут проводиться выборы; определить орган местного самоуправления или должностное лицо местного самоуправления, на которых возлагается исполнение решения суда в части обеспечения проведения выборов в соответствии с нормативным правовым актом, определённым судом.
В обоснование требований заявитель ссылался на то, что пятилетний срок полномочий Главы Увельского муниципального района, избранного 14 марта 2010 г., истёк, а Территориальной избирательной комиссией Увельского муниципального района Челябинской области (далее - ТИК Увельского муниципального района) в установленный пунктами 1 и 7 статьи 10 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" срок дата выборов Главы Увельского муниципального района назначена не была, в связи с чем нарушены конституционные права заявителя избирать и быть избранным в органы местного самоуправления Увельского муниципального района.
Решением Челябинского областного суда от 15 июля 2015 г. заявленные требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Гурмана Ю.А. ставится вопрос об отмене судебного постановления, как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.
Относительно апелляционной жалобы участвующим в деле прокурором поданы возражения о необоснованности её доводов и законности судебного постановления.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились.
На основании части 3 статьи 150 и части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для её удовлетворения и отмены судебного акта.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришёл к правильному выводу о том, что основания для назначения и проведения выборов главы Увельского муниципального района Челябинской области на основе всеобщего равного и прямого голосования на муниципальных выборах отсутствуют.
При этом суд правомерно исходил из положений статьи 9 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ), согласно которым выборы указанных в пункте 1 статьи 8 поименованного федерального закона органов или депутатов являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, обеспечивающие соблюдение сроков полномочий этих органов или депутатов.
Срок, на который избираются в том числе органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, и срок полномочий указанных органов и депутатов устанавливаются соответственно уставами муниципальных образований, при этом устанавливаемый срок не может составлять менее двух и более пяти лет. Днём окончания срока, на который избираются органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, является второе воскресенье сентября года, в котором истекает срок полномочий указанных органов или депутатов (пункт 1 статьи 8 приведённого выше федерального закона).
Решением ТИК Увельского муниципального района от 16 марта 2010 г. N 57 на выборах 14 марта 2010 г. избран Глава Увельского муниципального района, днём окончания срока которого является 13 сентября 2015 г.
Между тем пунктом 3.1 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что в случае принятия закона субъекта Российской Федерации, предусматривающего избрание главы муниципального образования представительным органом соответствующего муниципального образования, выборы главы такого муниципального образования не назначаются и не проводятся, если соответствующий закон субъекта Российской Федерации вступил в силу до наступления даты, начиная с которой представительный орган муниципального образования был бы вправе принять решение о назначении выборов главы муниципального образования в соответствии с Федеральным законом N 67-ФЗ.
В случае принятия закона субъекта Российской Федерации, изменяющего порядок избрания главы муниципального образования, данный порядок применяется после истечения срока полномочий глав муниципальных образований, избранных до дня вступления в силу указанного закона субъекта Российской Федерации.
Статьёй 2 Закона Челябинской области N 189-ЗО от 11 июня 2015 г. "О некоторых вопросах правового регулирования организации местного самоуправления в Челябинской области" (далее - Закон области от 11 июня 2015 г.) определено, что главы муниципального района, городского и сельского поселений Челябинской области избираются представительными органами муниципальных образований из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляют местные администрации.
Статьи 2 и 3 приведённого регионального закона применяются после истечения срока полномочий глав муниципальных образований, избранных до дня вступления в силу данного закона (часть 2 статьи 9 этого же закона).
В соответствии с положениями части 1 статьи 9 Закона области от 11 июня 2015 г. данный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Решение о назначении выборов депутатов Собрания депутатов Увельского муниципального района пятого созыва на 13 сентября 2015 г. было принято названным органом местного самоуправления 22 июня 2015 г., то есть после вступления в силу Закона области от 11 июня 2015 г., статьёй 2 которого предусмотрено избрание глав муниципальных районов, городских и сельских поселений Челябинской области представительными органами соответствующих муниципальных образований.
При таких обстоятельствах Судебная коллегия по административным делам находит законным и обоснованным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований об определении нормативного правового акта, на основании которого будут проводиться выборы, определении органа местного самоуправления или иного должностного лица местного самоуправления, на которых возлагается обеспечение проведения выборов, так как данные вопросы нормативно урегулированы федеральным и региональным законодателем, каких-либо нарушений со стороны ТИК Увельского муниципального района не допущено.
Является верным вывод суда об отсутствии нарушения прав заявителя избирать и быть избранным в органы местного самоуправления в Челябинской области.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе Гурмана Ю.А., были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, аргументировано изложенная в обжалуемом судебном акте, не согласиться с которой у Судебной коллегии по административным делам оснований не имеется.
Иные утверждения, приведённые в апелляционной жалобе, являются несостоятельными, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
Ввиду изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Челябинского областного суда от 15 июля 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Гурмана Ю.А. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Меркулов В.П. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Абакумова И.Д. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 21 октября 2015 г. N 48-АПГ15-65
Текст определения официально опубликован не был