Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы товариществ собственников жилья "Искра 18", "Крисанова 73" и других к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. Решениями арбитражного суда c учетом изменений, внесенных арбитражным судом апелляционной инстанции, были частично удовлетворены иски ресурсоснабжающей организации к товариществам собственников жилья "Куйбышева 157", "Крисанова 73" и "Норильская, 15" о взыскании задолженности по оплате поставленной тепловой энергии и горячей воды, приобретаемых ответчиками для оказания коммунальных услуг, в части горячего водоснабжения и отопления, а также процентов за пользование чужими денежными средствами. Постановлением арбитражного суда апелляционной инстанции было отменено решение арбитражного суда первой инстанции в отношении товарищества собственников жилья "Искра 18" и аналогичные исковые требования ресурсоснабжающей организации к нему удовлетворены в полном объеме.
Установив факты, свидетельствующие о нарушении требований к качеству поставленного ответчикам коммунального ресурса (горячей воды) по температурному показателю, арбитражные суды пришли к выводу о том, что подлежащие оплате ресурсоснабжающей организации в счет погашения задолженности денежные суммы должны быть уменьшены в соответствии с пунктом 5 приложения N 1 "Требования к качеству коммунальных услуг" к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"), предусматривающим порядок снижения размера платы за коммунальную услугу горячего водоснабжения ненадлежащего качества по температурному показателю с учетом установленного данной нормой допустимого отклонения температуры горячей воды в точке водоразбора от температурного режима, определенного санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами, в дневное и ночное время.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации товарищества собственников жилья "Искра 18", "Крисанова 73", "Куйбышева 157" и "Норильская, 15" оспаривают конституционность примененного в конкретных делах с их участием пункта 5 приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, предписывающего обеспечение соответствия температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09) и предусматривающего в то же время допустимые отклонения температуры горячей воды в точке водоразбора от температуры горячей воды в точке водоразбора, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании: в ночное время (с 0.00 до 5.00 часов) - не более чем на 5 оС; в дневное время (с 5.00 до 0.00 часов) - не более чем на 3 оС, а также устанавливающего, что за каждые 3 оС отступления от допустимых отклонений температуры горячей воды размер платы за коммунальную услугу за расчетный период, в котором произошло указанное отступление, снижается на 0,1 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением N 2 к данным Правилам; за каждый час отступления от допустимых отклонений суммарно в течение расчетного периода с учетом положений раздела IX Правил, а за каждый час подачи горячей воды, температура которой в точке разбора ниже 40 оС, суммарно в течение расчетного периода оплата потребленной воды производится по тарифу за холодную воду.
По мнению заявителей, оспариваемые нормативные положения не соответствуют статьям 17 (часть 1), 18, 35 (части 1 и 3), 40 (часть 2), 41 (часть 1) и 42 Конституции Российской Федерации, поскольку допускают для ресурсоснабжающей организации возможность осуществлять поставку конечным потребителям (гражданам) коммунального ресурса, в частности горячей воды, с нарушением требований, установленных законодательством о техническом регулировании, и не позволяют производить изменение размера платы за коммунальную услугу "горячее водоснабжение" в сторону ее уменьшения, если отклонение от установленных санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами показателей качества данного коммунального ресурса по температурному показателю не превышает определенной величины (является допустимым), что влечет возникновение у данной организации необоснованных преимуществ в виде экономии затрат, связанных с поставкой указанного коммунального ресурса.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Содержащееся в пункте 5 приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов правовое регулирование, предусматривающее допустимое отклонение от установленных санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами показателей качества коммунального ресурса (горячей воды) по температурному показателю и закрепляющее условия и порядок изменения (уменьшения) размера платы за предоставление коммунальной услуги "горячее водоснабжение" ненадлежащего качества, направлено - с учетом особенностей регулируемых отношений, а также решения Верховного Суда Российской Федерации от 31 мая 2013 года N АКПИ13-394, который указал, что санитарно-эпидемиологическими правилами определены требования к качеству горячей воды, подаваемой потребителям при предоставлении коммунальной услуги по горячему водоснабжению, по такому показателю, обеспечивающему ее безопасность, как температура; данный показатель характеризуется минимальным (не ниже 600 С) и максимальным пределом (не выше 750 С) и не допускает отклонений от указанного температурного режима, при соблюдении которого обеспечивается качество коммунальной услуги, - на защиту прав и законных интересов граждан - потребителей определенного вида коммунальной услуги и не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявителей, перечисленные в жалобе.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы товариществ собственников жилья "Искра 18", "Крисанова 73" и других, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 27 октября 2015 г. N 2548-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы товариществ собственников жилья "Искра 18", "Крисанова 73" и других на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 5 приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)