Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Титан" (далее - Заявитель) на действия конкурсной комиссии Государственного бюджетного учреждения Владимирской области "Управление автомобильных дорог администрации Владимирской области" (далее - Конкурсная комиссия), Государственного бюджетного учреждения Владимирской области "Управление автомобильных дорог администрации Владимирской области" (далее - Заказчик), Департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Конкурсной комиссией открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги Владимир-Муром-Арзамас на участке км 9 км 19 с обходом д. Бараки во Владимирской области (корректировка) для нужд Государственного бюджетного учреждения Владимирской области Управление автомобильных дорог администрации Владимирской области (номер извещения 0128200000115006467) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Конкурсной комиссии, Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Конкурсной комиссией, Заказчиком, Уполномоченным органом Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Конкурсной комиссии, Заказчика, Уполномоченного органа:
1. Конкурсная комиссия неправомерно приняла решение о признании заявки Заявителя не соответствующей требованиям Конкурсной документации.
2. В Конкурсной документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок по нестоимостным критериям оценки.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Конкурсная комиссия, Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 07.08.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 378 524 560 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 3 заявки от участников закупки;
5) к участию в Конкурсе допущен 1 участник закупки;
6) дата рассмотрения и оценки - 02.09.2015;
7) победителем Конкурса признано ГУП Владимирской области "Дорожно-строительное управление N 3" с предложением о цене контракта 2 378 524 560 рублей.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Конкурсная комиссия неправомерно приняла решение о признании заявки Заявителя не соответствующей требованиям Конкурсной документации.
В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
В соответствии с частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 02.09.2015 N ПРО1 (далее - Протокол оценки) заявка Заявителя признана не соответствующей требованиям Конкурсной документации по следующим основаниям: "п. 26.5, пп. "м" п. 33 Информационной карты открытого конкурса - не представлены документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (банковская гарантия не соответствуют условиям, указанным в п. 7 ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ) Приложение N1 к информационной карте Таблица 1, п. 22.2 Инструкции участникам закупок конкурсной документации открытого конкурса, ч. 3 ст. 53 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" - в заявке участника по поз. 3 несоответствие информации требованиям конкурсной документации открытого конкурса (показатель товара "нагрузка на вырыв" не соответствует)".
Согласно перечню материала используемого при выполнении работ по объекту, размещенному в Приложении N 1 Конкурсной документации Заказчиком установлены следующие требования к товару "Механические анкера с расклиниванием, контролируемое моментом затяжки "Hilti HSL-3 M10/40" или "эквивалент": "Диаметр бура - 15 мм; Длина анкера - 130 мм, Материал покрытия - оцинковка, не менее 5 мкм; Минимальная глубина отверстия - 90 мм; Минимальная толщина базового материала - 140 мм; Нагрузка на вырыв - не менее 14,1 kH; Нагрузка на срез - не менее 28,10 kH; Необходимый момент затяжки - 50 Нм".
Изучив заявку Заявителя, представленную представителями Заказчика, Уполномоченного органа Комиссия установила, что в заявке Заявителя содержатся следующие характеристики товара "Механические анкера с расклиниванием, контролируемое моментом затяжки "Hilti HSL-3 M10/40": "Диаметр бура - 15 мм; Длина анкера - 130 мм, Материал покрытия - оцинковка, не менее 5 мкм; Минимальная глубина отверстия - 90 мм; Минимальная толщина базового материала - 140 мм; Нагрузка на вырыв - ,1 kH; Нагрузка на срез - не менее 28,10 kH; Необходимый момент затяжки - 50 Нм".
Следовательно, в заявке Заявителя указаны показатели товара не соответствующие требованиям Конкурсной документации.
Таким образом, Конкурсной комиссией принято решение о несоответствии заявки Заявителя требованиям Конкурсной документации в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, в связи с чем довод Заявителя своего подтверждения не нашел.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, в Конкурсной документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок по нестоимостным критериям оценки.
В соответствии с частью 3 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок. По истечении указанных в части 3 статьи 105 Закона о контрактной системе сроков обжалование соответствующих действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего осуществляется только в судебном порядке.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 31.08.2015. Вместе с тем, жалоба Заявителя подана в ФАС России 09.09.2015 (вх. N 95957/15), то есть после окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе.
Таким образом, довод Заявителя о том, что положения Конкурсной документации не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе, не подлежит рассмотрению Комиссией.
3. В соответствии с частью 12 статьи 53 Закона о контрактной системе протоколы, указанные в частях 10 и 11 статьи 53 Закона о контрактной системе, составляются в двух экземплярах, которые подписываются всеми присутствующими членами конкурсной комиссии. К этим протоколам прилагается информация, предусмотренная пунктом 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе. Один экземпляр каждого из этих протоколов хранится у заказчика, другой экземпляр в течение трех рабочих дней с даты его подписания направляется победителю конкурса или участнику конкурса, подавшему единственную заявку на участие в конкурсе, с приложением проекта контракта, который составляется путем включения в данный проект условий контракта, предложенных победителем конкурса или участником конкурса, подавшим единственную заявку на участие в конкурсе. Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокол рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе с указанными приложениями размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанных протоколов.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией). Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе: предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара.
На заседании Комиссии установлено, что Протокол оценки не содержит предусмотренных Законом о контрактной системе приложений с информацией о предложении участника Конкурса в отношении объекта закупки.
Следовательно, действия Заказчика, разместившего Протокол оценки без приложений с информацией о предложении участника Конкурса в отношении объекта закупки Конкурса, нарушают часть 12 статьи 53 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Пункт 10 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе регламентирует, что Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе, размер обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, а также условия банковской гарантии (в том числе срок ее действия).
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Закона о контрактной системе Заказчик в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимает банковские гарантии.
Согласно пункту 26.5 информационной карты Конкурсной документации в случае, если обеспечение заявки на участие в Конкурсе осуществляется участником закупки в виде банковской гарантии, то банковская гарантия предоставляется уполномоченному органу.
Часть 13 статьи 44 Закона о контрактной системе устанавливает, что возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок, не осуществляется, а в случае проведения электронного аукциона денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявок, перечисляются на счет, который указан заказчиком и на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, или осуществляется уплата денежных сумм по банковской гарантии, в следующих случаях: 1) уклонение или отказ участника закупки заключить контракт; 2) непредоставление или предоставление с нарушением условий, установленных Законом о контрактной системе, до заключения контракта заказчику обеспечения исполнения контракта.
При этом, Закон о контрактной системе регламентирует, что по итогам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт заключается между победителем закупки и заказчиком.
Учитывая, что Законом о контрактной системе предусмотрено, признание Заказчиком участника закупки уклонившимся в случае не исполнения требований статьи 44 Закона о контрактной системе, обеспечение заявки в виде банковской гарантии, предполагает истребование суммы банковской гарантии Заказчиком в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств.
Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утверждены дополнительные требования к банковской гарантии, согласно которым обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя), обеспеченные банковской гарантией, возникают перед заказчиком и уплата денежной суммы по банковской гарантии осуществляется в отношении заказчика.
Таким образом, Заказчиком в Конкурсной документации установлено неправомерное требование к банковской гарантии, что нарушает пункт 10 части 1 статьи 50 Закона о контрактной и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки: "Цена контракта" (в денежных единицах) (Значимость критерия: 60%). "Квалификация участников конкурса, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (Значимость критерия: 40%).
В Конкурсной документации по критерию "Квалификация участников конкурса, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлены следующие показатели:
2.1. "Квалификация трудовых ресурсов", 2.2. "Опыт работы",
2.3. "Обеспечение материальными ресурсами", 2.4. "Период (срок) деятельности организации (с учетом правопреемства, при его наличии) по выполнению работ, связанных с предметом контракта".
По показателю 2.4. "Период (срок) деятельности организации (с учетом правопреемства, при его наличии) по выполнению работ, связанных с предметом контракта" (далее - Показатель 2.4) установлен следующий порядок оценки:
- до 19-ти лет (включительно) - 0 баллов;
- от 20-ти лет (включительно) и более - 20 баллов.
Согласно пункту 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Комиссия приходит к вводу, что по своему содержанию Показатель 2.4 не относится к квалификации участника закупки, поскольку создание и деятельность организации (с учетом правопреемства, при его наличии) не характеризует опыт участника Конкурса. Вместе с тем, изучив Конкурсную документацию, Комиссией установлено, что при формировании конкурсного предложения участник закупки самостоятельно заполняет приведенные в Конкурсной документации формы сведениями, представляемыми к оценке и декларирует количество лет, в течение которых участник закупки осуществляет свою деятельность. При этом, согласно требованиям документации о закупке в составе заявок участников закупки представляется выписка из единого государственного реестра, содержащая информацию о периоде (сроке) деятельности организации.
Также, Комиссия приходит к выводу о том, что в установленном Заказчиком порядке оценки по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" отсутствует пропорциональная зависимость между количеством присваиваемых баллов и представленными к количественной оценке сведениями.
Учитывая изложенное, действия Заказчика нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанные в пунктах 3, 4, 5 настоящего решения нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результаты Конкурса, поскольку только одна заявка признана соответствующей требованиям Конкурсной документации.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Титан" необоснованной.
2. На основании части 3 статьи 105 Закона о контрактной системе не рассматривать довод жалобы Заявителя на положения Конкурсной документации.
3. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения пунктов 9, 10 части 1 статьи 50, части 12 статьи 53 Закона о контрактной системе.
4. В связи с тем, что указанные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя) предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
5. Передать материалы дела от 15.09.2015 N К-1126/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 15 сентября 2015 г. N К-1126/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был