Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Атлас" (далее - Заявитель) на действия Комитета градостроительства администрации города Ставрополя (далее - Заказчик) при проведении ОАО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператор электронной площадки), Министерством экономического развития Ставропольского края (далее - Уполномоченный орган) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку учебного оборудования с целью оснащения строящегося объекта муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы на 807 мест в 530 квартале г. Ставрополя (номер извещения 0121200000315000488) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки, Уполномоченным органом, Заказчиком Аукциона.
1. Заказчиком в документации об Аукционе установлены требования о необходимости изготовления товаров заводским способом.
2. В документации об Аукционе объединены в один предмет закупки поставку учебного оборудования и программного обеспечения, что ограничивает количество участников закупки.
3. В документации об Аукционе установлено требование о наличии к поставляемому товару напели и боков, что вводит в заблуждение участников закупки.
4. В документации об Аукционе отсутствуют требования к цветному копированию, что ограничивает количество участников закупки.
5. В позициях 6, 16 Технического задания документации об Аукционе для описания объекта закупки установлены словосочетания "должны легко добавляться", "от большого входного тока", что является необъективным описанием объекта закупки.
Представитель Заказчика, Уполномоченного органа не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 14.08.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 18 618 044, 02 рубля;
4) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки;
5) дата окончания срока рассмотрения первых частей - 17.09.2015.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с пунктом 1 Технического задания документации об Аукционе Уполномоченным органом, Заказчиком установлено следующее требование к корпусу системного блока: "корпус должен быть изготовлен заводским способом".
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что требование к изготовлению товара заводским способом исключает некачественное производство. Данное требование не ограничивает участников закупки.
Вместе с тем, Заявителем на заседании Комиссии не представлены доказательства того, что данное требование ограничивает количество участников.
Таким образом, установление в Конкурсной документации требования к изготовлению товаров заводским способом не противоречит требованиям Закону о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком объединены в один предмет закупки поставка учебного оборудования и программного обеспечения, что ограничивает количество участников закупки.
На заседании Комиссии установлено, что предметом закупки является поставка учебного оборудования.
Согласно Техническому заданию документации об Аукционе, исполнителю контракта необходимо поставить учебное оборудование и программное обеспечение к нему.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что необходимые для поставки товары в рамках закупки являются единым комплексом и установлены в соответствии с потребностью Заказчика.
Вместе с тем, представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено сведений, подтверждающих, что объединение в один предмет закупки на поставку учебного оборудования, ограничивает количество участников закупки.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. В техническом задании документации об Аукционе в пунктах 1 и 6 при описании объекта закупки установлено: "индикация уровня запыленности системного блока - на лицевой напели корпуса", "источник бесперебойного питания должен размещаться в нижней части корпуса системного бока", что по мнению Заявителя вводит в заблуждение участников закупки при формировании своего предложения.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
В Техническом задании документации об Аукционе в позициях 1, 6 установлено: "Индикация уровня запыленности системного блока - на лицевой напели корпуса", "Источник бесперебойного питания должен размещаться в нижней части корпуса системного бока и иметь пассивную систему охлаждения".
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что при описании объекта закупки допущена техническая ошибка.
Таким образом, допустив технические ошибки в Техническом задании документации об Аукционе действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Согласно доводу Заявителя, в техническом задании документации об Аукционе отсутствует требование к цветной печати многофункционального устройства, что приводит к ограничению количества участников закупки.
В пункте 13 Технического задания документации об Аукционе установлено требование к монохромной печати: "копирование - монохромное/цветное".
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что наличие цветной печати и цветного копирования включает в себя возможность и монохромной печати, и копирования, так как в печатающем устройстве используется тонер 4 цветов. Для многофункционального устройства Заказчик допускает предложение как монохромного многофункционального устройства, так и цветного, требования к техническим характеристикам монохромного многофункционального устройства характерен и для цветного многофункционального устройства.
Вместе с тем, представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено сведений, подтверждающих, что Заказчик, не указав в техническом задании документации об Аукционе требований к цветной печати многофункционального устройства, ограничивает количество участников закупки.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
5. Согласно доводу жалобы Заявителя в позициях 6, 16 Технического задания документации об Аукционе для описания объекта закупки установлены словосочетания "должны легко добавляться", "от большого входного тока", что в водит в заблуждение участников закупки при подаче заявок на участие в Аукционе.
На заседании Комиссии представителем Заказчика даны пояснения, что в инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе не требуется конкретизировать слова "большого", а также "легко".
Вместе с тем, представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено сведений, подтверждающих, что описание объекта закупки, вводит в заблуждение участников Аукциона.
Таким образом, довод не нашел своего подтверждения.
6. В соответствии с частью 5 статьи 112 Закона о контрактной системе, Правительством Российской Федерации устанавливаются порядок и сроки ввода в эксплуатацию единой информационной системы. До ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация, подлежащая размещению в единой информационной системе, размещается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, ведение и обслуживание которого осуществляются по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет ведение официального сайта, в том числе обслуживание пользователей сайта, и развитие официального сайта в части формирования функциональных требований. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет обслуживание официального сайта, в том числе обеспечение бесперебойного функционирования официального сайта, развитие официального сайта в соответствии с функциональными требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Согласно части 5.3 статьи 112 Закона о контрактной системе, до ввода в эксплуатацию единой информационной системы регистрация заказчиков и иных лиц, на которых распространяется действие настоящего Федерального закона, за исключением поставщиков (подрядчиков, исполнителей), на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.12.2010 N 646 и Федерального казначейства от 14.12.2010 N 21н утверждены Положения о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом (далее - Положения). При этом пунктом 3 Положений установлено, что информация, размещаемая на официальном сайте, должна быть круглосуточно доступна пользователям официального сайта для ознакомления без взимания платы и иных ограничений.
В соответствии с пунктом 3 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 16.11.2009 N 470 "О Требованиях к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти", информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста.
На заседании Комиссии установлено, что опубликованная Заказчиком на Официальном сайте Техническое задание, документация об Аукционе содержит ограничения для ознакомления, поскольку опубликована в формате, не обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста.
Таким образом, действия Заказчика нарушают часть 5 статьи 112 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, поскольку дата рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе 17.09.2015, на рассмотрении настоящей жалобы Комиссией не представляется возможным сделать выводы о том, что выявленные нарушения повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), на основании изложенного Комиссия приняла решение не выдавать предписание о нарушении Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Атлас" обоснованной в части допуска в документации об Аукционе технической ошибки в описании объекта закупки.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения пункта 1 части 1 статьи 64, части 5 статьи 112 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.
4. Передать в Ставропольское УФАС России материалы дела от 16.09.2015 N К-1141/15 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 16 сентября 2015 г. N К-1141/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был