Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "СТК Кладезь" (далее - Заявитель) на действия Федеральной службы по труду и занятости (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком запроса предложений на право заключения государственного контракта на завершение работ по объекту: "Капитальный ремонт, реставрация и приспособление для современного использования здания по адресу: г. Москва, ул. Мясницкая, д. 40, стр. 16. Ремонтно-реставрационные работы. Этап 1" (номер извещения 0173100008515000026) (далее - Запрос предложений), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком Запроса предложений.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчик в документации о проведении Запроса предложений неправомерно установил требование о наличии у участника закупки свидетельства о допуске к определенным видам работ (за исключением работ по организации строительства)
2. Заказчик неправомерно установил требование о предоставлении действующей лицензии взамен утратившей силу.
3. Заказчик установил требование о предоставлении опыта участника по капитальному ремонту, реставрации, приспособлению для современного использования зданий, являющихся объектами культурного наследия, что в рамках критерия оценки ограничивает количество участников запроса предложений.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Запроса предложений Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 08.09.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Запрос предложений;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 151 863 171,27 рубль
4) на участие в Запросе предложений подано 2 заявки от участников закупки;
5) к участию в Запросе предложений допущено 2 участника закупки;
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 9 информационной карты документации о проведении запроса предложений установлено: "Наличие свидетельства о допуске к определенному виду работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданные члену СРО:
1.2.1. Подготовительные работы:
- Разборка (демонтаж) зданий и сооружений, стен, перекрытий, лестничных маршей и иных конструктивных и связанных с ними элементов или их частей;
- Установка и демонтаж инвентарных наружных и внутренних лесов, технологических мусоропроводов;
1.2.2. Устройство бетонных и железобетонных монолитных конструкций:
- Опалубочные работы;
- Арматурные работы;
- Устройство монолитных бетонных и железобетонных конструкций;
1.2.3. Монтаж сборных бетонных и железобетонных конструкций:
- Монтаж фундаментов и конструкций подземной части зданий и сооружений;
- Монтаж элементов конструкций надземной части зданий и сооружений, в том числе колонн, рам, ригелей, ферм, балок, плит, поясов, панелей стен и перегородок;
1.2.4. Монтаж металлических конструкций:
- Монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений;
- Монтаж, усиление и демонтаж технологических конструкций;
1.2.5. Защита строительных конструкций, трубопроводов и оборудования (кроме магистральных и промысловых трубопроводов):
- Защитное покрытие лакокрасочными материалами;
- Гидроизоляция строительных конструкций;
- Работы по теплоизоляции зданий, строительных конструкций и оборудования;
- Работы по огнезащите строительных конструкций и оборудования;
1.2.6. Монтажные работы
- Монтаж подъемно-транспортного оборудования
1.2.7. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (Подрядчиком):
- Жилищно-гражданское строительство.
1.3. Стоимость работ на право заключить государственный контракт по осуществлению по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта объекта капитального строительства, указанная в свидетельстве СРО, должна соответствовать требованиям части 7 статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ и быть не менее цены контракта, предложенной участником запроса предложений.
Требование установлено частью 1.1 статьи 55.8, частью 7 статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ.".
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам. Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В соответствии с частями 4 - 5.1 статьи 48, 2 - 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации заказчик при осуществлении закупок на выполнение работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства устанавливает в документации о закупке требования к участникам закупок о наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства, а в закупках на выполнение работ по подготовке проектной документации - выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации.
Согласно извещению о проведении запроса предложений от 08.09.2015 N 0173100008515000026 объектом закупки является: "капитальный ремонт, реставрация и приспособление для современного использования здания по адресу: г. Москва, ул. Мясницкая, д. 40, стр. 16. Ремонтно-реставрационные работы. Этап 1".
Следовательно, условием допуска к участием в закупках на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства является наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства. При этом требование о наличии у участника размещения заказа свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (за исключением работ по организации строительства) не соответствует части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации и является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации о закупке требование о наличии у участников закупки свидетельства о допуске к определенным видам работ (за исключением работ по организации строительства), нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) по причине того, что участниками закупки в своих заявках на участие в запросе предложений представлено, в том числе, свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
2. Подпунктом 1.4 пункта 9 информационной карты документации о проведении запроса предложений установлено: "В случае приостановления или прекращения действия лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, участник, с которым заключен контракт, обязуется представить заказчику действующие лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, свидетельства на выполнение работ по контракту не позднее 5 (пяти) календарных дней с момента приостановления или прекращения действия данных документов".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что данное положение документации о проведении запроса предложений предусматривает необходимость наличия соответствующей лицензии и свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства на весь период исполнения контракта.
Комиссия, рассмотрев указанное положение документации о проведении запроса предложений, не установила признаков нарушения Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. В документации о Запросе предложений установлены следующие критерии оценки заявок на участие в Запросе предложений:
1) Цена контракта - значимость критерия: 40% (далее - критерий N 1).
2) Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации - значимость критерия: 40 % (далее - критерий N 2).
3) Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки - 20% (далее - критерий N 3).
В рамках критерия N 3 установлены в том числе показатели:
- Наличие у участника опыты по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема: количество исполненных (завершенных) государственных контрактов/договоров по капитальному ремонту/реставрации/приспособлению для современного использования зданий, являющихся объектами культурного наследия за период с 2009 г. по 2015 г. стоимостью применительно к каждому договору/контракту не менее 30 (тридцати) % от начальной максимальной цены Контракта, заключаемого по итогам настоящего запроса предложений".
На заседании Комиссии представители Заказчика представили разрешение и задание от 24 июля 2013 г. N и230900-2013 на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения, выявленного объекта культурного наследия, выданное Правительством Москвы, Департаментом культурного наследия города Москвы, согласно которому работы по капитальному ремонту и реставрации и приспособлению для современного использования здания по адресу: г. Москва, ул. Мясницкая, д. 40, стр. 16. Ремонтно-реставрационные работы. Этап 1", являются работами по реставрации и приспособлению для современного использования.
Комиссия, рассмотрев указанное положение документации о проведении запроса предложений, не установила признаков нарушения Закона о контрактной системе.
Вместе с тем Заявителем не представлено доказательств, что требование о предоставлении опыта участника по приспособлению для современного использования зданий, являющихся объектами культурного наследия, в рамках критерия оценки ограничивает количество участников запроса предложений.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "СТК Кладезь" обоснованной в части неправомерного установления в документации о проведении Запроса предложений требования о наличии у участников закупки свидетельства о допуске к определенным видам работ (за исключением работ по организации строительства).
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела от 17.09.2015 N К-1151/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 17 сентября 2015 г. N К-1151/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был