Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ЗАО "ПИРС" (далее - Заявитель) на действия Управления по строительству, ремонту дорог и искусственных сооружений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Заказчик), Муниципального бюджетного учреждения "Центр организации и проведения конкурсных процедур" городского округа города Уфа Республики Башкортостан (далее - Специализированная организация) при проведении ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки), электронный аукцион на право заключения государственного контракта на Выполнение строительно-монтажных работ генеральной подрядной организацией и корректировка рабочей документации по объекту: "Строительство с реконструкцией инженерных сооружений берегоукрепления на р. Белая на участке от створа ул. Бельская до железнодорожного моста в Кировском и Ленинском районах городского округа город Уфа Республики Башкортостан" (Корректировка 2. Вторая очередь) (номер извещения 0101300094215000026) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Специализированной организации при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки, Специализированной организацией Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Специализированной организации:
1. В документации об Аукционе ненадлежащим образом не установлены требования о наличии у участников закупки выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
2. В документации об Аукционе не установлена надлежащим образом инструкция по заполнению заявок на участие в Аукционе, что нарушает требования Закона о контрактной системе.
3. Требование о наличие опыта исполнения контракта (договора) на выполнение соответствующих работ по объекту закупки, установленное в документации об Аукционе, противоречит Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99).
4. На официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещен файл с Техническим заданием документации об Аукционе в не редактируемом формате "PDF" без возможности поиска и копирования текста, что нарушает требования Закона о контрактной системе.
Кроме того, на заседании Комиссии представителем Заявителя озвучен дополнительный довод относительно неправомерного объединения в один предмет закупки выполнение строительно-монтажных работ и корректировки рабочей документации, что ограничивает количество участников закупки.
Представители Заказчика, Специализированной организации не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Специализированная организация действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на Официальном сайте - 26.08.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 574 473 190 рублей;
4) дата проведения Аукциона - 19.10.2015.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, в документации об Аукционе ненадлежащим образом не установлены требования о наличии у участников закупки выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного Кодекса Российской Федерации установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам. Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В соответствии с частями 4 - 5.1 статьи 48, 2 - 3.1 статьи 52 Градостроительного Кодекса Российской Федерации заказчик при осуществлении закупок на выполнение работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства устанавливает в документации о закупке требования к участникам закупок о наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства, а в закупках на выполнение работ по подготовке проектной документации - выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации.
Следовательно, условием допуска к участием в закупках на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства является наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства. При этом требование о наличии у участника закупки свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (за исключением работ по организации строительства) не соответствует части 3 статьи 52 Градостроительного Кодекса Российской Федерации и является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 17 информационной карты документации об Аукционе в редакции от 03.09.2015 к участникам Аукциона предъявляется, в том числе, следующее требование: "документы или копии документов, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с Градостроительным кодексом Российской Федерации, к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки:
- копию свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией, в соответствии с приказом Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 г. N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства", с указанием перечня видов работ:
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (Генеральным подрядчиком):
33.2.Транспортное строительство.
33.2.1. Автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта".
Таким образом, действия Заказчика, Специализированной организации, установивших в документации о закупке требование о наличии у участников Аукциона свидетельства о допуске к определенным видам работ не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, в документации об Аукционе не установлена надлежащим образом инструкция по заполнению заявок на участие в Аукционе, что нарушает требования Закона о контрактной системе.
В соответствие с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Согласно пункту 18 "Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе" (далее - инструкция) информационной карты документации об Аукционе: "Заявка на участие в электронном аукционе, подготовленная участником закупки, должна быть составлена на русском языке. Входящие в заявку на участие в электронном аукционе документы, оригиналы которых выданы участнику закупки третьими лицами на ином языке, могут быть представлены на этом языке при условии, что к ним будет прилагаться надлежащим образом заверенный перевод на русском языке. В случае противоречия оригинала и перевода преимущество будет иметь перевод.
Все документы, входящие в состав заявки на участие в электронном аукционе, должны иметь четко читаемый текст.
Информация, содержащаяся в заявке на участие в электронном аукционе, не должна допускать двусмысленных толкований (разночтений), должна трактоваться однозначно".
Вместе с тем, согласно позиции 1 Технического задания в документации об Аукционе установлены следующие требования к качеству работ, к безопасности, к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ потребностям муниципального заказчика: "Работы и применяемые материалы должны выполняться в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ, утвержденной проектной документации, ГОСТ Р 51256-2011; ГОСТ Р 52289-2004; ГОСТ Р 52398-2005; ГОСТ Р 52748-2007; ГОСТ Р 21.1701-97; ГОСТ Р 52290-2004; ГОСТ Р 52289-2004; ГОСТ Р 52398-2005; ГОСТ 23735-2014; ГОСТ 8736-2014; ГОСТ 5781-82; ГОСТ 8267-93; ГОСТ 7473-2010; ГОСТ 3134-78; ГОСТ 1928-79; ГОСТ 10214-78; ГОСТ 1571-82; ГОСТ 9949-76; ГОСТ 26633-2012; ГОСТ 22266-2013; ГОСТ Р 52664-2010; ГОСТ 19281-2014; ГОСТ Р 51105-97; ГОСТ Р 51866-2002; ГОСТ 8486-86, ГОСТ 24454-80; ГОСТ 17608-91; ГОСТ 13015-2012;ГОСТ 6727-80; ГОСТ 5631-79; ГОСТ 31416-2009; ГОСТ 28013-98; ГОСТ 9128-2013; ГОСТ 8977-74; ГОСТ 7827-74; ГОСТ 19170-2001; ГОСТ 6617-76; ГОСТ 14771-76; ГОСТ Р ИСО 17659-2009; ГОСТ 7313-75; ГОСТ 25129-82; СП 58. 13330.2012; СНиП 33-01-2003; СНиП 2.07.01-89*; СНиП 21-01-97*;СП 118.13330.2012; СНиП 31-06-2009; ВСН 19-89; ГОСТ 380-2005; постановление Правительства РФ от 30.12.2006 N 844, ТУ и иных нормативно-технических документов, утвержденных и рекомендованных к применению Росстроем Российской Федерации".
При этом требования к техническим характеристикам материалов, используемых при выполнении работ по объекту, указаны в документации об Аукционе без указания на соответствующие ссылки ГОСТ, так например: позиция "Устройство шапочного бруса из монолитного железобетона" содержит следующие характеристики материала "Арматура класса А-III" - "Сталь по ГОСТу".
Таким образом, Комиссией установлено, что документация об Аукционе содержит ссылки на ГОСТы которыми необходимо руководствоваться участникам закупки при подаче заявки на участие в Аукционе. Вместе с тем, Заказчиком не установлено какой именно ГОСТ соответствует товару, в связи с чем, участникам закупки не представляется возможным сопоставлять ГОСТ к товару при заполнении заявки на участие в Аукционе.
Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, Специализированной организации надлежащим образом не установлены требования к показателям соответствия товаров, используемых при выполнении работ потребностям Заказчика.
Учитывая изложенное, Комиссия считает, что установленная Заказчиком инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе не позволяет участникам закупки сформировать заявку на участие в Аукционе надлежащим образом.
Таким образом, действия Заказчика, Специализированной организации нарушают пункты 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, требование о наличие опыта исполнения контракта (договора) на выполнение соответствующих работ по объекту закупки, установленное в документации об Аукционе, противоречит Постановлению N 99.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом в соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены Постановлением N 99. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 и N 2 к Постановлению N 99.
Согласно пункту 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99 к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 млн. рублей устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Согласно примечанию требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Также пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению N 99 установлен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям.
Комиссией установлено, что Заказчиком, Специализированной организацией в извещении о проведении Аукциона указан код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности 45.24.11.110, при этом начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 000 000 рублей и составляет 2 574 473 190 рублей, в связи с чем проведение Аукциона относится к случаю, предусмотренному в пункте 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99.
В пункте 12 "Требования к участникам закупки" документации об Аукционе установлено, в том числе, требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в электронном аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20% начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится закупка. При этом, пункт 17 "Срок, место и порядок подачи заявок на участие в электронном аукционе, требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе" документации об Аукционе устанавливает, что в подтверждении требования Заказчика о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных участнику закупки в составе заявки необходимо представить "копию (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе". Вместе с тем, согласно примечанию 2 в документации об Аукционе установлено: "Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных: работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства".
Таким образом, на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком, Специализированной организацией в документации об Аукционе установлены требования к участника закупки в соответствия требованиям пункта 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99.
Следовательно, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Согласно доводу жалобы Заявителя, на Официальном сайте размещен файл с Техническим заданием документации об Аукционе в не редактируемом формате "PDF" без возможности поиска и копирования текста, что нарушает требования Закона о контрактной системе.
Представитель Заявителя, на заседании Комиссии сообщила, что указанное в жалобе нарушение Закона о контрактной системе в настоящий момент устранено Заказчиком.
На заседании Комиссии установлено, что файл с Техническим заданием документации об Аукционе "ТЗ новое" размещен на Официальном сайте в формате "PDF" с возможностью поиска и копирования текста от 22.09.2015.
Таким образом, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
5. На заседании Комиссии представителем Заявителя озвучен дополнительный довод относительно неправомерного объединения в один предмет закупки выполнение строительно-монтажных работ и корректировки рабочей документации, что ограничивает количество участников закупки.
Представители Заказчика, Специализированной организации пояснили, что законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок установлено, что заказчики при выполнении работ вправе объединять в один предмет (лот) закупки строительство и разработку рабочей документации на основании ранее разработанной проектной документации. При этом, представитель Заказчика пояснил, что у Заказчика имеется как проектная документация, так и рабочая документация, требующая корректировки в соответствии с документацией об Аукционе.
Таким образом, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ЗАО "ПИРС" обоснованной в части установления в документации об Аукционе ненадлежащей инструкции по заполнению заявок на участие в Аукционе.
2. Признать в действиях Заказчика, Специализированной организации нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Специализированной организации предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 18.09.2015 по делу N К-1162/15 по выявленному нарушению Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 18 сентября 2015 г. N К-1162/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был