Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Новый шаг" (далее - Заявитель) на действия Федерального агентства по туризму (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по разработке и внедрению программного обеспечения, предназначенного для информационной поддержки туристов и информационного взаимодействия с ИС "Электронная путевка" (номер извещения 0173100006515000075) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, установившего в Конкурсной документации ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по критерию оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 09.09.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 30 000 000 рублей;
4) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе - 08.10.2015.
1. По мнению Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по критерию оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации. Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
Согласно пункту 3 Правил оценки заявок "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки: "Цена контракта" (Значимость критерия: 30%), "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (значимость критерия: 65%), "Квалификация участников закупки" (Значимость критерия: 5%).
В Конкурсной документации установлен следующий порядок оценки заявок по показателю "Качество работ" по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки":
N Правила оценки предложений о качественных и функциональных характеристиках объекта закупки по показателю "Качество работ" Количество баллов, присуждаемое заявке (предложению)
1. 1) Предложение участника направлено на достижение целей и задач работ;
2) из представленного описания очевидно достижение целей работ в заявленные участником сроки;
3) методология выполнения работ изложена детально (в текстовом и графическом видах) во взаимосвязи работ, результатов и отчетных документов;
4) описание подтверждено объективными фактами (расчетами, количественными оценками), а также детальным план-графиком работ. 90-100 баллов
2. 1) Предложение направлено на достижение целей и задач работы;
2) из представленного описания можно сделать вывод о достижении целей работ в заявленные участником сроки;
3) методология выполнения работ изложена недетально в смысле абзаца 3) предыдущей строки настоящей таблицы;
4) либо отсутствует подтверждение объективными фактами и представленный план-график не содержит подтверждающей детализации работ, сроков, ресурсов и т.д. 60-89 баллов
3. 1) Предложение направлено на достижение целей и задач работ;
2) из представленного описания может быть сделан вывод о частичном достижении положительного результата в указанные участником сроки;
3) либо методология выполнения работ не изложена;
4) либо имеются существенные противоречия между план-графиком работ и изложенной методологией выполнения работ;
5) отсутствует подтверждение предложенной методологии объективными фактами. 30-59 баллов
4. 1) Предложения участника направлено на достижение целей и задач работ и соответствует требованиям конкурсной документации;
2) либо отсутствует описание методологии выполнения работ;
3) либо из представленного описания достижение целей работ неочевидно (имеются противоречия или "нестыковки" между различными частями Предложения или имеются значительные пробелы в описаниях);
4) либо степень детализации не превышает изложенного в Части III конкурсной документации (имеет место перефразировка технических требований без их детализации). 1-29 баллов
5. 1) Предложение участника не соответствует требованиям конкурсной документации (часть III конкурсной документации, форма I.3.3);
2) либо из представленного Предложения участника можно сделать вывод о невозможности достижения целей работ и решения поставленных задач предлагаемыми способами и техническими решениями. 0
Оценка по показателю "Качество работ" осуществляется в сравнении с заявками, поданными всеми участниками открытого конкурса.
Каждый член конкурсной комиссии экспертным путем по результатам сравнения и сопоставления предложений участников открытого конкурса присваивает заявке на участие в открытом конкурсе количество баллов в соответствии с указанной шкалой оценки. Максимальное значение в баллах (среднее арифметическое оценок в баллах всех членов конкурсной комиссии), присуждаемое конкурсной комиссией i-й заявке будет считаться лучшим".
Комиссия приходит к выводу о том, что порядок оценки заявок установленный в Конкурсной документации не содержит предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке Конкурсной комиссией и соответственно, подлежащих представлению участнику закупки в своих заявках для получения оценки по указанному критерию.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком надлежащим образом не установлен порядок оценки заявки на участие в Конкурсе по показателю "Качество работ" по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", что нарушает требования пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
2. Согласно Конкурсной документации установлен следующий порядок оценки заявок по показателю "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг" (далее - Показатель N 1), по показателю "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" (далее - Показатель N 2), по показателю "Деловая репутация участника закупки"(далее- Показатель N 3) по критерию "Квалификация участников закупки":
"Оценка заявок по показателю "квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг"
Данный показатель оценивает наличие дипломов и документов, подтверждающих возможность участия специалиста в выполнении работ/оказании услуг, по следующей шкале:
Наличие квалифицированного персонала в таких специальностях как: креативный директор, дизайнер, web-дизайнер, копирайтер, аналитик, программист, ведущий программист и т.п. Максимум 100 баллов
Отсутствуют |
0 баллов |
1-3 шт. |
30 баллов |
4-9 шт. |
60 баллов |
10 шт. и более |
100 баллов |
1 шт. - считается комплект на одного специалиста, состоящий из копии диплома (на русском языке или нотариально заверенная копия перевода с иностранного языка на русский язык) и копии документа, подтверждающих факт привлечения специалиста к выполнению работ: копия приказа о назначении или копия трудовой книжки или копия заключенного трудового договора
Оценка заявок по показателю "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема"
Данный показатель оценивает наличие у Участника конкурса опыта выполнения аналогичных работ в области информационных систем для нужд федеральных и региональных органов исполнительной власти Российской Федерации по следующей шкале:
Договор (контракт) на выполнение работ сопоставимого характера за последние 5 лет, предшествующие дате окончания подачи заявок на участие в настоящем конкурсе, максимум 100 баллов
Отсутствуют |
0 баллов |
1-9 шт. |
30 баллов |
10-19 шт. |
60 баллов |
20 шт. и более |
100 баллов |
1 шт. - считается комплект, содержащий: копии завершенного договора (контракта) (в копии договора (контракта) должен быть обязательно отражен предмет договора (контракта) и страница с подписями сторон) и копии актов выполненных работ по договору (контракту). Под работами сопоставимого характера понимаются работы по разработке, созданию и сопровождению информационных систем.
Оценка заявок по показателю "деловая репутация участника закупки"
В соответствии с настоящим показателем оцениваются подтвержденные документами, включенными в состав заявки Участника, наличие отраслевых наград, благодарственных писем, почетных грамот по следующей шкале:
Награды, благодарственные письма, почетные грамоты, максимум 100 баллов
отсутствуют |
0 баллов |
1-7 шт. |
30 баллов |
8-14 шт. |
60 баллов |
15 шт. и более |
100 баллов |
1 шт. - считается копия благодарственного письма, почетной грамоты, выданные Участнику конкурса.
Победителем признается участник открытого конкурса, заявке которого присвоен самый высокий итоговый рейтинг. Заявке такого участника открытого конкурса присваивается первый порядковый номер".
Комиссия приходит к выводу, что в установленном Заказчиком в Конкурсной документации порядке оценки заявок на участие в Конкурсе по Показателю N 1, Показателю N 2, Показателю N 3 отсутствует пропорциональная зависимость между количеством присваиваемых баллов и сведениями представленными к оценке участниками закупки.
Таким образом, действия Заказчика установившего в Конкурсной документации ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по показателям критерия "Квалификация участников закупки", нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона.
3. Пунктом 8 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе порядок предоставления участникам открытого конкурса разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления.
Частью 7 статьи 50 Закона о контрактной системе, любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
Согласно пункту 2.2 Раздела I Общие условия проведения конкурса Конкурсной документации, установлено следующее:
"Разъяснение положений конкурсной документации.
2.2.1. При проведении конкурса какие-либо переговоры Государственного заказчика или Единой комиссии с Участником не допускаются. В случае нарушения указанного положения конкурс может быть признан недействительным в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Заказчик может давать разъяснения положений конкурсной документации.
2.2.2. Любой Участник вправе направить Государственному заказчику запрос о разъяснении положений конкурсной документации в письменной форме. Разъяснения положений конкурсной документации и внесение в нее изменений осуществляются Государственным заказчиком в соответствии со статьей 50 Закона. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса Государственный заказчик направляет в письменной форме разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее, чем за пять дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе.
2.2.3. В течение одного дня со дня направления разъяснения положений конкурсной документации по запросу Участника такое разъяснение размещается Государственным заказчиком на официальном сайте с указанием предмета запроса, но без указания Участника, от которого поступил запрос. Разъяснение положений конкурсной документации не должно изменять ее суть".
Таким образом, Комиссией установлено, что Конкурсная документация не содержит даты начала и окончания срока предоставления участникам закупок разъяснений положений Конкурсной документации.
Вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 8 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
Указанные в пунктах 1, 2, 3 настоящего решения нарушения содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Новый шаг" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 8, пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 29.09.2015 N К-1210/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 29 сентября 2015 г. N К-1210/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был