Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Ак-Проект" (далее - Заявитель) на действия конкурсной комиссии Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина" (далее - Конкурсная комиссия) при проведении Федеральным государственным бюджетным учреждением культуры "Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина" (далее - Организатор), Министерством культуры Российской Федерации (далее - Заказчик), Обществом с ограниченной ответственностью "Сектор успеха" (далее - Специализированная организация) конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на выполнение работ по разработке рабочей документации по объекту: "Комплексная реконструкция, реставрация и приспособление здания (г. Москва, Малый Знаменский пер., д. 8, строение 1) под Научно-информационный центр" в части производства работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения "Доходный дом Стуловых, 1913-1914 гг., гражданский инженер В.Е. Дубовский, художник И.И. Нивинский" (номер извещения 0373100115115000105) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), становила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Конкурсной комиссии при проведении Организатором, Заказчиком, Специализированной организации Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Конкурсной комиссии неправомерно принявшей решение на этапе предквалификационного отбора о признании заявки Заявителя не соответствующей требованиям Конкурсной документации.
Представитель Организатора не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Организатор, Заказчик, Специализированная организация, Конкурсная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 23.07.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 20 925 292,18 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки;
5) ни одна заявка не признана соответствующей требованиям Конкурсной документации;
6) дата проведения предквалификационного отбора - 20.08.2015.
1. Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99) установлены дополнительные требования к участникам закупки.
В соответствии с пунктом 51 Приложения N 2 к Постановлению Правительства N 99 к участникам закупки на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнение работ, оказание услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда устанавливаются следующие дополнительные требования:
1. наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта на выполнение соответствующих предмету закупки работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка (далее - Пункт 1);
2. наличие на праве собственности и (или) ином законном основании на срок исполнения контракта (договора) недвижимого имущества, оборудования, технических средств в объеме, установленном документацией о закупке, необходимом для надлежащего и своевременного исполнения контракта, договора (далее - Пункт 2).
Указанные участником закупки в заявке сведения Пункта 1 о соответствии дополнительным требованиям Конкурсной документации подтверждаются копией (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ.
Указанные участником закупки в заявке сведения Пункта 2 о соответствии дополнительным требованиям Конкурсной документации подтверждаются выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подтверждающей право собственности на объект недвижимости, используемый в производственных целях, выданной не ранее чем за 90 дней до окончания подачи заявок на участие в конкурсе, или копией договора аренды недвижимого имущества, заключенного на срок не менее 2 лет, зарегистрированного в установленном порядке, с приложением копии акта передачи арендованного недвижимого имущества от арендодателя участнику закупки (арендатору) или выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подтверждающей право аренды на объект недвижимого имущества, используемого в производственных целях, выданная не ранее чем за 90 дней до окончания подачи заявок на участие в конкурсе или иные документы, подтверждающие нахождение у участника закупки недвижимого имущества на ином законном основании; перечень находящегося в собственности, аренде (лизинге) или на ином законном основании технологического и иного оборудования, необходимого для выполнения работ с указанием его производственных мощностей в сутки, сформированный в зависимости от вида работ; копиями инвентарных карточек учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6, в том числе на технологическое оборудование, необходимое для производства выполняемых работ, являющихся предметом конкурса (при наличии указанных объектов в собственности), или копиями договоров аренды (лизинга), копиями договоров безвозмездного пользования, копиями договоров субаренды с приложением актов, подтверждающих факт передачи такого оборудования участнику закупки, а также копиями иных документов, подтверждающих факт наличия оборудования у участника закупки на ином законном основании.
Пункт 2 статьи 2 "Информация, требуемая в соответствии со статьей 49 Закона о контрактной системе" Конкурсной документации устанавливает, следующие дополнительные требования к участникам Конкурса: "1) наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта на выполнение соответствующих предмету закупки работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации за последние три года до даты подачи заявки на участие в конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее двадцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в пункте 7 части 3 статьи 1 настоящего раздела.
2) наличие на праве собственности и (или) ином законном основании на срок исполнения контракта недвижимого имущества, оборудования, технических средств в объеме, установленном конкурсной документацией, необходимом для надлежащего и своевременного исполнения контракта". Также, Заказчиком в указанном пункте установлен перечень недвижимого имущества, оборудования, технических средств, необходимого для надлежащего и своевременного исполнения контракта.
Согласно протоколу предквалификационного отбора от 20.08.2015 N ППО1 заявка Заявителя признана Конкурсной комиссией не соответствующей дополнительным требованиям, установленным Заказчиком по следующим основаниям: "1) Заявка участника не содержит сведений, требуемых в соответствии с частью 4 статьи 2 (Информация, требуемая в соответствии со статьей 49 Закона о контрактной системе) раздела 2 конкурсной документации, а именно - Участником не предоставлены сведения о производственной мощности в сутки технологического и иного оборудования, необходимого для выполнения работ. 2) Заявка участника не содержит полного перечня документов, подтверждающих соответствие участника конкурса требованиям, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, а именно - не представлены копии следующих документов к государственному контракту на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации: Форма Промежуточного акта о выполнении обязательств, указанная в Приложении N 5 к государственному контракту; Форма акта приема-передачи документации, указанная в Приложении N 6 к государственному контракту; Форма Акта о выполнении обязательств, указанная в Приложении N 7 к государственному контракту; Форма накладной, указанная в Приложении N 8 к государственному контракту".
Изучив заявку Заявителя, представленную на заседание Комиссии представителями Заказчика, Комиссия установила, что в составе заявки Заявителя содержится копия государственного контракта N 3147-01-41/10-13 от 18.09.2013 года, к которой не приложен полный перечень документов, (приложения к контракту), являющихся неотъемлемой частью контракта.
Таким образом, действия Конкурсной комиссии не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с частью 3 статьи 56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных статьей 56 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Согласно Конкурсной документации по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлен следующий порядок оценки: "Комиссия оценивает опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема, выраженный в рублях, путем изучения данных, представленных в форме 3 раздела 4. Наличие опыта участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема подтверждается копиями контрактов (договоров) со всеми изменениями и приложениями, а также копиями актов выполненных работ. В целях оценки заявок по данному показателю комиссией будут приниматься в расчет сведения о выполненных работах за период с 01.01.2011 по дату окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе. В расчет принимаются только выполненные (завершенные) работы. Работы, начатые до 01.01.2011 года и завершенные по дату окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе, будут приняты к рассмотрению полностью.
При оценке опыта участника закупки по исполнению контрактов сопоставимого характера и объема к рассмотрению принимаются исполненные контракты, сведения о которых включены в Единый реестр государственных и муниципальных контрактов, предусмотренный законодательством Российской Федерации о закупках.
В случае отсутствия в составе заявки участника копий контрактов и/или копий актов выполненных работ и/или справок о стоимости выполненных работ и затрат, подтверждающих сведения по показателю "Квалификация участника закупки", работы по такому контракту при оценке опыта не учитываются.
В случае несоответствия сумм указанных в контрактах, актах выполненных работ и справках о стоимости выполненных работ и затрат к таким контрактам, форме "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" (Форма 3 Раздела 4), конкурсная комиссия будет учитывать суммы, указанные в актах выполненных работ и справках о стоимости выполненных работ и затрат.
Количество баллов, присваиваемых заявке (предложению) по данному критерию (показателю), определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам, присуждаемых заявке (предложению) по данному критерию (показателю) (пункт 26 Правил оценки).
[НЦБ]_i (2)=(К1+К2+_Ki) / n,
где:
[НЦБ]_i (2) - количество баллов, присуждаемое по критерию (показателю) заявке (предложению) участника закупки;
- значение в баллах, присуждаемое каждым членом комиссии заявке (предложению) участника закупки по критерию (показателю).
n - количество членов комиссии.
Дробное значение [НЦБ]_i (2), округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления".
Таким образом, на заседании Комиссии установлено, что Конкурсная документация по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" не содержит определения сопоставимости работ, подлежащих оценке в заявках участников Конкурса.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок оценки заявок, не соответствуют пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, нарушают часть 3 статьи 56 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты Конкурса, в связи с тем, что указанный порядок оценки заявок на участие в Конкурсе не применялся, поскольку, ни одна заявка не признана соответствующей требованиям Конкурсной документации.
3. В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определённый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
Часть 5 статьи 34 Закона о контрактной системе устанавливает, что в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 11.4 проекта государственного контракта Конкурсной документации "В случае просрочки исполнения Государственным заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, Подрядчик вправе потребовать уплаты пени, которая начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы".
Изучив проект государственного контракта Конкурсной документации Комиссия установила, что в проекте государственного контракта Конкурсной документации Заказчиком не установлены условия об ответственности Заказчика за просрочку исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, а именно размер пени в случаях просрочки исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных государственным контрактом.
Вышеуказанные действия Заказчика не соответствует части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе, нарушают часть 3 статьи 56 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Ак-Проект" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 3 статьи 56 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты проведения Конкурса, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе по данному делу не выдавать.
4. Передать материалы от 03.09.2015 по делу N К-1070/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 3 сентября 2015 г. N К-1070/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был