Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)рассмотрев жалобу ООО "Энсайн" (далее - Заявитель) на действия Конкурсной комиссии Федерального агентства по туризму (далее - Конкурсная комиссия) при проведении Федеральным агентством по туризму (далее - Заказчик), Конкурсной комиссией открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по разработке дизайна и созданию цифрового контента для размещения на национальном туристском портале Russia.travel в рамках реализации федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)" (номер извещения 0173100006515000064) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Конкурсной комиссии при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссией Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Конкурсной комиссии, принявшей необоснованное решение о признании заявки Заявителя на участие в Конкурсе не соответствующей требованиям Конкурсной документации.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Конкурсная комиссия, Заказчик действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 29.07.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 10 000 000 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 4 заявки от участников закупки;
5) к участию в Конкурсе допущено 2 участника закупки;
6) победителем Конкурса признано ЗАО "Ай-Теко" с минимальным предложением о цене контракта 7 505 000 рублей.
1. В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
В соответствии с частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
В соответствии с пунктом 5 частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе:
документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия).
Подпунктом 5 пункта 3.3.1 конкурсной документации установлено:
"Документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия)".
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 25.08.2015 N ПРО1 Заявителю отказано в допуске на участие в Конкурсе по причине: "Не соответствует подпункту 5 пункта 3.3.1. Конкурной документации в части требований к содержанию документов, входящих в состав заявки на участие в конкурсе (копия платежного поручения, подтверждающая внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, представлена без отметки банка)".
Изучив на заседании Комиссии, заявку заявителя представленную представителями Заказчика, Комиссия установила, что в составе заявки Заявителя содержится копия платежного поручения от 18.08.2015 N 93 на обеспечение заявки на участие в Конкурсе, сформированного в электронном виде с использованием системы "БАНК-КЛИЕНТ", при этом, копия платежного поручения не заверена банком.
Таким образом, Конкурсной комиссией принято решение о несоответствии заявки Заявителя требованиям Конкурсной документации в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки заявок на участие в Конкурсе:
Цена контракта - значимость критерия: 60% (далее - Критерий N 1);
Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки: 35% (далее - Критерий N 2);
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации - значимость критерия: 5% (далее - Критерий N 3).
В рамках Критерия N 2 установлен показатель - Качество услуг (далее - Показатель N 1).
По Показателю N 1 установлен следующий порядок оценки: Оценивается с точки зрения достижения наилучшего результата оказания услуг, указанных в технической части (часть III настоящей конкурсной документации).
Участник конкурса представляет Предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки по форме I.3.3. настоящей конкурсной документации.
Оценка осуществляется в сравнении с заявками, поданными всеми участниками конкурса.
Участник конкурса может представить свои предложения в отношении объекта закупки по качественным характеристикам.
Комиссия оценивает степень детализации и содержательной проработанности предложения в отношении объекта закупки, в том числе комиссия оценивает предложение в отношении закупки на соответствие содержания предложения участника закупки по предмету закупки:
- требованиям, предъявляемым к объекту закупки;
- полноте, обоснованности, достоверности представленной информации.
Максимальное значение баллов по данному показателю - 100 баллов.
Баллы по показателю "Качество Услуг" выставляются следующим образом:
100 баллов: за предоставление предложений в отношении объекта закупки по всем пунктам технического задания, предложений по разработке Концепции развития портала, фирменного стиля (дизайна) национального туристского портала, редакционных стандартов подготовки материалов, предложений по разработке методики и системы оценки объектов туристского показа.
50 баллов: за предоставление предложений в отношении объекта закупки по всем пунктам технического задания, предложений по разработке Концепции развития портала, фирменного стиля (дизайна) национального туристского портала.
20 баллов: за предоставление предложений в отношении объекта закупки по всем пунктам технического задания, предложений по разработке Концепции развития портала.
5 баллов: за предоставление предложений в отношении объекта закупки по всем пунктам технического задания.
0 баллов: за непредставление предложения по техническому заданию, либо представление предложения не по всем пунктам технического задания.
Количество баллов, присваиваемых заявке по данному показателю, определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам, присуждаемых заявке по данному показателю".
Изучив Конкурсную документацию, Комиссия приходит к выводу, что установленный Заказчиком порядок оценки по Показателю N 1 не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта, поскольку порядок оценки предусматривает присвоение баллов за предоставление участником закупки как сведений, предусмотренных техническим заданием, так и иных предложений об оказании услуг. Вместе с тем, часть из указанных предложений уже содержится в техническом задании, в связи с чем порядок оценки предусматривает оценку идентичных сведений.
В рамках Критерия N 3 установлен показатель - Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема (далее - Показатель N 2).
По Показателю N 2 установлен следующий порядок оценки: "При оценке по данному показателю анализируется информация об опыте участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема за период не ранее 5 календарных лет с даты объявления конкурса.
Работой сопоставимого характера и объема считается работа с тематикой и объемом, соответствующими указанным в Части III. "Техническое задание", обособленное в рамках работ по одному контракту (в рамках одного календарного года для многолетних контрактов при наличии отдельного акта приемки работ в учитываемом году).
Подтверждением опыта выполнения работ сопоставимого характера и объема в рамках контрактов служит информация из таблицы 1. "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" формы 4. "Документы, подтверждающие квалификацию участника открытого конкурса" Раздела I.3 настоящей конкурсной документации с приложением копий исполненных контрактов, включая все приложения к ним, копий итоговых актов сдачи-приемки работ, копий отчетов.
Работы сопоставимого характера и объема учитывается в случае, если он подтвержден копией контракта (включая все приложения к нему) с приложением итогового акта(ов) приемки работ (для многолетних контрактов при наличии итогового акта(ов) и отдельных актов о приемки работ в учитываемом году), копией отчета о произведенных материалах, схожих по задачам с настоящим техническим заданием и/или образцами продукции, изготовленной в рамках похожего проекта. При этом календарная дата заключения контракта должна быть не ранее 5 календарных лет с даты объявления настоящего конкурса. Стоимость проекта сопоставимого характера должна составлять не менее 50% от начальной (максимальной) цены государственного контракта, указанной в настоящей конкурсной документации".
При этом, на заседании Комиссии установлено, что Конкурсная документация по Показателю N 2 не содержит определения сопоставимости характера и объема работ, подлежащих оценке, Конкурсной комиссией.
Действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты конкурса по причине того, что в составе заявки N 3 по Показателю N 2 отсутствуют документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, а также предложения по показателю "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" представлено идентично техническому заданию Конкурсной документации.
При этом, максимальное количество баллов присвоено заявке N 2, в которой содержится минимальное предложение о цене контракта.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Энсайн" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела от 07.09.2015 N К-1087/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 7 сентября 2015 г. N К-1087/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был