Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт" (далее - Заявитель) на действия Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на услуги "Экспертно-аналитическое обеспечение реализации государственной политики в области роботехники, аддитивных и цифровых технологий, и разработка подпрограммы "Производство средств производства" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" Шифр "ПСП" (номер извещения 0173100009515000137 по лоту N 3) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, не обеспечившего прием заявки Заявителя на участие в Конкурсе.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 08.07.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 9 000 000 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 4 заявки от участников закупки;
5) к участию в Конкурсе допущено 3 участника закупки;
6) победителем Конкурса признано ООО "БИЗНЕС РЕШЕНИЯ" с предложением о цене контракта 8 100 000 рублей.
1. По мнению Заявителя, Заказчик не обеспечил прием заявки Заявителя на участие в Конкурсе 21.08.2015 в 10:45.
Согласно части 10 статьи 51 Закона о контрактной системе прием заявок на участие в открытом конкурсе прекращается с наступлением срока вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе или открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе.
На заседании Комиссии установлено, что согласно извещению о проведении Конкурса срок окончания подачи заявок на участие в Конкурсе 21.08.2015 11:00.
Вместе с тем, пунктом 40 Информационной карты Конкурсной документации установлено:
"Для подачи заявки на участие в конкурсе, внесения изменений в заявки на участие в конкурсе нарочным, а также для прохода представителей участников закупки, изъявивших желание принять участие в процедуре вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе на заседании Конкурсной комиссии, необходимо предварительно (за один рабочий день) заказать пропуск на вход в здание Министерства промышленности и торговли Российской Федерации по тел. (495) 632-89-28, пропуска выдаются в подъезде N 1".
На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что Заказчик не получал от Заявителя заявку на получение пропуска, а также звонков для передачи заявки Заявителя на участие в Конкурсе в установленный срок подачи заявок.
Вместе с тем, представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обратное.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки: "Цена контракта (Значимость критерия: 60%). "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (Значимость критерия: 30%). "Квалификация участников конкурса, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом Контракта, и деловой репутации" (Значимость критерия: 10%).
Согласно Конкурсной документации установлен следующий порядок оценки заявок по показателю "Предложения участника конкурса по порядку и методологии оказания услуг, реализации конкретных предложений" по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок":
"Оценка предложений участника конкурса по порядку и методологии оказания услуг, реализации конкретных предложений.
Конкурсной комиссией оценивается проработанность участником конкурса предложений по порядку и методологии оказания услуг для достижения наилучшего результата.
Устанавливается шкала оценки:
Максимальное количество баллов - 50 баллов присуждается заявке на участие в конкурсе, содержащей проработанные предложения по порядку оказания услуг, а также подробное изложение методологии оказания услуг с обоснованием предлагаемого пути и методов решения задач по теме оказания услуг;
30 баллов - присуждается заявке на участие в конкурсе, содержащей подробное изложение методологии оказания услуг с обоснованием предлагаемого пути и методов решения задач по теме оказания услуг, но не содержащей проработанных предложений по порядку оказания услуг;
20 баллов - присуждается заявке на участие в конкурсе, содержащей проработанные предложения по порядку оказания услуг, но не содержащей подробного изложения методологии оказания услуг с обоснованием предлагаемого пути и методов решения задач по теме оказания услуг;
0 баллов - присуждается заявке на участие в конкурсе, содержащей лишь полностью повторенный текст "Требования к качественным, функциональным и техническим характеристикам оказываемых услуг", изложенных в Разделе III конкурсной документации"
Комиссией установлено, что утвержденная Заказчиком Конкурсная документация не содержит коэффициент значимости по показателю "Предложения участника конкурса по порядку и методологии оказания услуг, реализации конкретных предложений" критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок".
Таким образом, учитывая, что Заказчиком в Конкурсной документации не установлен коэффициент значимости показателя, в соответствии с которым будет производиться оценка заявок, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком надлежащим образом не установлен порядок оценки заявки на участие в Конкурсе, что нарушает требования пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты Конкурса.
3. В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с часть 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта.
В подпункте "г" пункта 5 проекта государственного контракта установлено:
"Привлечь к исполнению государственного контракта соисполнителей (субподрядчиков) из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее 15 процентов от цены государственного контракта".
Следовательно, проект государственного контракта не содержит конкретного значения объема привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства.
Таким образом, действиями Заказчика, не установившего конкретный объем привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства и установившего излишнее требование о предоставлении информации о соисполнителях нарушают часть 6 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Также, Комиссией установлено, что в соответствии с пунктом 3 Приложения N1 к государственному контракту "Техническое задание" Конкурсной документации исполнителю необходимо предоставить список соисполнителей.
Учитывая установленный порядок заключения контракта по итогам проведения Конкурса указанную информацию победитель Конкурса должен предоставить при подписании контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 54 Закона о контрактной системе по результатам конкурса контракт заключается на условиях, указанных в заявке на участие в конкурсе, поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, и в конкурсной документации.
Следовательно, требование о предоставлении списка соисполнителей на стадии подписания контракта нарушает часть 1 статьи 54 Закона о контрактной системе.
Нарушения, указанные в пункте 2, 3 настоящего решения содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 6 статьи 30,
пункта 9 части 1 статьи 50, части 1 статьи 54 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 07.09.2015 N К-1089/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 7 сентября 2015 г. N К-1089/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был