Решение Верховного Суда РФ от 17 сентября 2015 г. N АКПИ15-876
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,
при секретаре Паршине Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Министерства юстиции Российской Федерации о ликвидации Общероссийского общественного благотворительного фонда "Помощь", установил:
Общероссийский общественный благотворительный фонд "Помощь" (ранее - Общественный благотворительный фонд "Помощь") создан решением общего собрания инициативной группы учредителей в январе 1991 года.
22 ноября 1991 г. решением общего собрания Общественный благотворительный фонд "Помощь" преобразован в Межрегиональный общественный благотворительный фонд "Помощь".
Межрегиональный общественный благотворительный фонд "Помощь" зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) 9 декабря 1991 г., учетный N 447.
Решением общего собрания 24 мая 1999 г. в Устав и наименование Межрегионального общественного благотворительного фонда "Помощь" внесены изменения. Межрегиональный общественный благотворительный фонд "Помощь" изменил свое наименование на Общероссийский общественный благотворительный фонд "Помощь" (далее - ООБФ "Помощь, Фонд).
Сведения о ООБФ "Помощь" внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 3 февраля 2003 г. под основным государственным регистрационным номером 1037739380128.
Минюст России обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о ликвидации ООБФ "Помощь", ссылаясь на то, что в ходе плановой документарной проверки его деятельности были выявлены неоднократные и грубые нарушения Устава ООБФ "Помощь" (далее - Устав) и положений действующего законодательства, которые до настоящего времени не устранены.
В судебном заседании представители Минюста России Фадеева Н.В. и Узунян Т.Т. поддержали административное исковое заявление по изложенным в нем основаниям.
Представитель ООБФ "Помощь", извещенного о времени и месте рассмотрения дела по правилам главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в судебное заседание не явился.
Выслушав объяснения представителей административного истца, исследовав материалы дела, Верховный Суд Российской Федерации полагает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регламентированы Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Федеральный закон N 82-ФЗ).
Из статьи 7 Федерального закона N 82-ФЗ следует, что одной из организационно-правовых форм общественного объединения является общественный фонд.
В соответствии с положениями части первой статьи 26 и статьи 44 названного закона общественное объединение может быть ликвидировано решением суда по заявлению Генерального прокурора Российской Федерации или федерального органа государственной регистрации (в данном случае - Минюста России) в случае неоднократного или грубого нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематического осуществления общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.
Аналогичные основания ликвидации юридического лица закреплены в подпункте 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Статьей 29 Федерального закона N 82-ФЗ определены обязанности общественного объединения, в частности: соблюдение законодательства Российской Федерации, общепризнанных принципов и норм международного права, касающихся сферы его деятельности, а также норм, предусмотренных его уставом и иными учредительными документами; ежегодное опубликование отчета об использовании своего имущества или обеспечение доступности ознакомления с указанным отчетом; ежегодное информирование органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; оказание содействия представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации.
Федеральный закон N 82-ФЗ возлагает на орган, принимающий решение о государственной регистрации общественного объединения, обязанность осуществлять контроль за соответствием деятельности объединения уставным целям. При осуществлении данного контроля указанный орган вправе: 1) запрашивать у руководящих органов общественных объединений их распорядительные документы; 2) направлять своих представителей для участия в проводимых общественными объединениями мероприятиях; 3) не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности общественных объединений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, их уставным целям в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции; 4) запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности общественных объединений у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций; 5) в случае выявления нарушения общественными объединениями Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть вынесено руководящим органам данных объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения и срока устранения указанного нарушения, который составляет не менее одного месяца. Предупреждение, вынесенное органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть обжаловано общественными объединениями в вышестоящий орган или в суд (статья 38).
В период с 10 марта по 6 апреля 2015 г. Минюстом России в соответствии с распоряжением данного министерства от 4 февраля 2015 г. N 107-р проведена плановая документарная проверка соответствия деятельности ООБФ "Помощь", в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям и законодательству Российской Федерации, по итогам которой 6 апреля 2015 г. Минюстом России составлен акт, отразивший нарушения ООБФ "Помощь" норм законодательства, регулирующего деятельность общественных объединений, и Устава. Данный акт получен представителем Фонда в этот же день.
Согласно Уставу ООБФ "Помощь" является общероссийским общественным объединением, осуществляющим деятельность на территории более половины субъектов Российской Федерации с целью формирования имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использования данного имущества на благотворительную деятельность: добровольную деятельность по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче малоимущим, социально незащищенным и иным категориям граждан Российской Федерации, в том числе пенсионерам, беженцам, вынужденным переселенцам независимо от их национальности, гражданства, вероисповедания имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, оказанию иной поддержки.
Под общероссийским общественным объединением силу части второй статьи 14 Федерального закона N 82-ФЗ понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства. Следовательно, деятельность объединения на территориях субъектов Российской Федерации должна быть подтверждена наличием созданных в установленном законом и уставом порядке собственных структурных подразделений (отделений, организаций), названия которых должны содержать название структуры и полное наименование объединения; все документы, в том числе представляемые для государственной регистрации в качестве юридического лица, указанных структурных подразделений должны подтверждать, что организация (отделение) действительно является структурным подразделением конкретной общероссийской общественной организации.
Между тем в результате плановой документарной проверки Минюстом России было установлено, что ООБФ "Помощь" не имеет структурных подразделений - организаций, отделений или филиалов и представительств для осуществления деятельности в качестве общероссийского общественного объединения, что подтверждается данными учетного дела Фонда, находящегося в Минюсте России, а также письмом президента ООБФ "Помощь" от 25 марта 2015 г. о том, что филиалы, представительства и региональные отделения ООБФ "Помощь" в субъектах Российской Федерации отсутствуют.
В указанном письме президент Фонда также сообщил, что постоянно действующий руководящий орган ООБФ "Помощь" не располагается по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, поскольку изменил адрес места нахождения. Таким образом, Фонд в нарушение части второй статьи 29 Федерального закона N 82-ФЗ не проинформировал Минюст России об изменении адреса (места нахождения) своего постоянно действующего исполнительного органа.
Кроме того, в ходе проверки были выявлены и другие нарушения федерального законодательства и Устава Фонда.
В нарушение части первой статьи 29 Федерального закона N 82-ФЗ, согласно которой общественное объединение обязано соблюдать нормы, предусмотренные его уставом, Фондом не соблюдались положения раздела 5 Устава: нарушалась периодичность проведения заседания общего собрания ООБФ "Помощь"; в 2013 и 2014 гг. годовой план, бюджет и годовой отчет ООБФ "Помощь" не утверждались; не соблюдалась периодичность проведения заседаний президиума ООБФ "Помощь" по вопросам утверждения программ и планов на текущий отчетный год, организации исполнения бюджета и финансового плана ООБФ "Помощь" в текущем финансовом году и отчет и его исполнении перед общим собранием; на заседаниях президиума ООБФ "Помощь" 19 марта и 21 июня 2013 г. рассматривались вопросы об изменении в составе президиума ООБФ "Помощь", а также о создании попечительского совета ООБФ "Помощь", об избрании ревизора ООБФ "Помощь", что противоречит положениям Устава; не представлены протоколы заседаний, акты проверок и другие документы ревизионной комиссии, попечительского совета, из чего следует, что проверки в проверяемом периоде ревизионной комиссией не проводились, деятельность ревизионной комиссии и попечительского совета ООБФ "Помощь" не велась. Фондом были учреждены не предусмотренные Уставом органы: президиум совета и первый заместитель председателя президиума.
Проверкой установлено, что отдельные положения Устава ООБФ "Помощь" противоречат требованиям Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и Федерального закона N 82-ФЗ, а именно в Уставе не указан вид предпринимательской деятельности; отсутствует информация о том, к компетенции какого органа отнесено утверждение годового бухгалтерского баланса, финансового плана ООБФ "Помощь" и вносимых в него изменений; также Уставом не определен срок полномочий исполнительного директора ООБФ "Помощь", председателя президиума совета; Уставом в нарушение действующего законодательства к компетенции президиума ООБФ "Помощь" отнесено принятие решения о назначении руководителей филиалов и представительств; в печати ООБФ "Помощь" использована символика, которая не описана в Уставе; Уставом не определен орган, принимавший решение об утверждении символики.
Минюст России в своем заявлении указал, что ООБФ "Помощь" допущены нарушения пункта 2 статьи 17 Федерального закона от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", а именно благотворительная программа ООБФ "Помощь" от 10 февраля 2013 г. не включает смету предполагаемых поступлений и планируемых расходов, не устанавливает этапы программы и сроки ее реализации. Также в нарушение указанного закона ООБФ "Помощь" не предоставлял в Минюст России отчет о своей деятельности.
Письменным предупреждением от 10 апреля 2015 г. N 11/41205-СГ Минюст России обязал ООБФ "Помощь" устранить выявленные нарушения в срок до 8 июня 2015 г.
В указанный срок Фонд нарушения не устранил.
Как следует из письма президента ООБФ "Помощь" от 25 марта 2015 г., на момент проведения проверки деятельность ООБФ "Помощь" не велась. На момент рассмотрения настоящего административного дела в суде сведений об устранении неоднократных и грубых нарушений, которые носят устранимый характер, в Минюст России и в суд не поступало.
С учетом изложенных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что допущенные ООБФ "Помощь" нарушения закона являются неоднократными и грубыми и служат основанием для его ликвидации.
Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства при установленных обстоятельствах соответствует общеправовому принципу юридической ответственности и является в данном случае соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:
административное исковое заявление Министерства юстиции Российской Федерации удовлетворить.
Ликвидировать Общероссийский общественный благотворительный фонд "Помощь", учетный N 447, ОГРН 1037739380128, и исключить сведения о нем из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
А.М. Назарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 17 сентября 2015 г. N АКПИ15-876
Текст решения официально опубликован не был