Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Кауфман, Романов и партнеры" (далее - Заявитель) на действия Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт)" (далее - Уполномоченный орган), Федерального агентства воздушного транспорта (далее - Заказчик) при проведении Уполномоченным органом, Заказчиком открытого конкурса на право заключения государственного контракта на приобретение воздушных судов для учебного заведения (вертолетов для обучения пилотов в ОЛТК ГА филиале ФГБОУ ВПО Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт)" (номер извещения 0368100010815000235) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Уполномоченного органа, Заказчика при проведении Уполномоченным органом, Заказчиком Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Уполномоченного органа, Заказчика:
1. Конкурсная документация содержит требования к вертолетам, которым соответствует модель вертолетов одного производителя, что ограничивает количество участников закупки.
2. В Конкурсной документации неправомерно установлены требования о соответствии поставляемых вертолетов Авиационным правилам самолетов, что не позволяет участникам закупки выполнить указанное требование.
3. Конкурсная документация содержит показатели к работе двигателя и редуктора при температуре свыше 250°С, которые являются неисполнимыми для участников закупки.
4. В Конкурсной документации отсутствует надлежащая инструкция по заполнению заявки участниками закупки, что не позволяет участникам закупки представить сведения в заявке на участие в Конкурсе.
Представители Уполномоченного органа, Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Уполномоченный орган, Заказчик действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) - 11.08.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 561 249 706,67 рублей;
4) на участие в Конкурсе подана 1 заявка от участников закупки;
5) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе - 04.09.2015.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что требования к вертолетам установлены в соответствии с потребностями Заказчика, а также, что указанным требованиям соответствуют вертолеты иных производителей.
Вместе с тем, представителями Заявителя не представлены доказательства, подтверждающие, что установленные в Конкурсной документации требования к вертолетам, ограничивают количество участников закупки и соответствуют только одному производителю.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с частью 7 статьи 50 Закона о контрактной системе любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
Согласно части 8 статьи 50 Закона о контрактной системе в течение одного рабочего дня с даты направления разъяснений положений конкурсной документации такие разъяснения должны быть размещены заказчиком в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания лица, от которого поступил запрос. Разъяснения положений конкурсной документации не должны изменять ее суть.
В соответствии с пунктом 2.1 Технического задания Конкурсной документации установлено, что "вертолет для первоначального обучения пилотов должен быть сертифицирован Авиационным регистром Международного авиационного комитета (АР МАК) на соответствие сертификационному базису на основе Авиационных правил, часть 23.
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что в Конкурсной документации допущена техническая ошибка. В соответствии с разъяснениями от 27.08.2015 N РД1, опубликованными на Официальном сайте, в Конкурсной документации должна быть указана часть 27 "Нормы летной годности винтокрылых аппаратов нормальной категории".
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа опубликовавших на Официальном сайте разъяснение положений Конкурсной документации изменяющего положения Конкурсной документации, нарушают часть 8 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что вертолет не должен иметь ограничения по выполнению полетов на висении при высоких температурах наружного воздуха от +25°С до максимальной температуры наружного воздуха, предусмотренной Руководством по летной эксплуатации данного типа вертолета.
При этом представителями Заявителя не представлены доказательства, подтверждающие, что установленное требование ограничивает количество участников закупки.
Таким образом довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Согласно доводу Заявителя Конкурсная документация не содержит надлежащей инструкции по заполнению заявок, что не позволяет участникам закупки заполнить заявки.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с разделом 3 Конкурсной документации "Инструкция по подготовке и заполнению заявки на участие в конкурсе" установлено следующее "Заявки на участие в конкурсе представляются по форме и в порядке, которые указаны в конкурсной документации, а также в месте и до истечения срока, которые указаны в извещении о проведении конкурса и конкурсной документации (часть II "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА КОНКУРСА").
В соответствие с Информационной картой Конкурсной документации Заявка на участие в конкурсе, подготавливается в соответствии с разделом 3 конкурсной документации "ИНСТРУКЦИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ И ЗАПОЛНЕНИЮ ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ В КОНКУРСЕ" и в соответствии с формами документов, установленными частью III конкурсной документации "ОБРАЗЦЫ ФОРМ И ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ УЧАСТНИКАМИ КОНКУРСА".
В пунктах 3.3 - 3.5, 4.1, 7.1 Технического задания Конкурсной документации, установлены в том числе требования к объекту закупки:
"Должно обеспечиваться соблюдение установленных параметров работы двигателя и редуктора при выполнении висения не менее 15 минут при температуре наружного воздуха выше 250С.
Расход топлива при полете на экономической крейсерской скорости на уровне моря при наружной температуре 150С должен быть не более 160 кг/ч.
Запас топлива должен обеспечивать продолжительность полета без дозаправки не менее 3 часов с обеспечением аэронавигационного запаса на 30 минут полета.
Вертолет должен быть оборудован интегрированной электронной системой отображения информации и управления полетом ("стеклянная кабина"), включающей:
- два взаимозаменяемых дисплея с диагональю экрана от 10 до 12 дюймов;
Межремонтный ресурс двигателя должен составлять не менее 2000 часов, главного редуктора - не менее 3500 часов. Эксплуатация лопастей несущего винта должна производиться по техническому состоянию (или по установленному ресурсу не менее 20000 часов). Ресурс лопастей рулевого винта должен составлять не менее 4000 часов".
Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу, что инструкция по заполнению заявки на участие в Конкурсе, не позволяет участникам закупки определить в отношении каких именно показателей Заказчиком установлены максимальные и минимальные значения, а также порядок их указания в своих заявках на участие в Конкурсе.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших надлежащую инструкцию по заполнению заявки на участие в Конкурсе, нарушают пункт 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки заявок: "Цена контракта" (Значимость критерия: 70%). "Квалификация участников конкурса" (Значимость критерия: 30%).
По критерию "Квалификация участников конкурса" установлен следующий порядок оценки:
2 Итоговый рейтинг по критерию "Квалификация участников закупки", баллы
рейтинг, присуждаемый заявке по критерию "Квалификация участников закупки"
- Итоговый рейтинг по критерию "Квалификация участников закупки";
значимость критерия "Квалификация участников закупки";
рейтинг, присуждаемый заявке по критерию "Квалификация участников закупки";
значение в баллах (среднее арифметическое значение оценок в баллах всех членов единой комиссии, присуждаемое комиссией заявке на участие в конкурсе по показателю "деловая репутация участника конкурса";
значение в баллах (среднее арифметическое значение оценок в баллах всех членов Конкурсной комиссии, присуждаемое комиссией заявке на участие в конкурсе "Опыт участника по успешной поставке товара сопоставимого характера и объема"
2.1 среднее арифметическое значение оценок в баллах всех членов Конкурсной комиссии, присуждаемое комиссией заявке на участие в конкурсе "деловая репутация участника конкурса"
В процессе оценки члены Конкурсной комиссии анализируют деловую репутацию участника конкурса на основании информации, представленной по Форме 3.5., и выставляют следующее количество баллов:
В случае участия организации в судебных разбирательствах в качестве ответчика по причине ненадлежащего исполнения им обязательств по Государственным контрактам (договорам), заключенным за последние 5 лет, или текущим Государственным контрактам (договорам), на поставку воздушных судов, а также наличия претензий - 0 баллов;
В случае не участия организации в судебных разбирательствах в качестве ответчика по причине ненадлежащего исполнения им обязательств по Государственным контрактам (договорам), заключенным за последние 5 лет, или текущим Государственным контрактам (договорам), на поставку воздушных судов, а также отсутствия претензий - 40 баллов.
2.2 среднее арифметическое значение оценок в баллах всех членов Конкурсной комиссии, присуждаемое комиссией заявке на участие в конкурсе "Опыт участника по успешной поставке товара сопоставимого характера и объема"
В процессе оценки члены Конкурсной комиссии анализируют наличие у участника конкурса опыта поставки товаров, аналогичных предмету закупки на основании информации, представленной по Форме 3.4., и выставляют следующее количество баллов в зависимости от количества поставленного товара (вертолетов) в штуках, подтвержденного представленными в заявке копиями соответствующих Государственных контрактов (договоров) и отчетных документов (актов):
Менее 15 - 5 баллов;
от 15 до 20 - 10 баллов;
от 21 до 30 - 15 баллов;
от 31 до 40 - 20 баллов;
от 41 до 50 - 25 баллов;
от 51 до 60 - 30 баллов;
от 61 до 70 - 35 баллов;
от 71 до 80 - 40 баллов;
от 81 до 90 - 45 баллов;
от 91до 100 - 50 баллов;
более 100 - 60 баллов.
ИТОГО (баллов)
Комиссия приходит к выводу о том, что в установленном Заказчиком, Уполномоченным органом порядке оценки по показателям "Деловая репутация участника конкурса", "Опыт участника по успешной поставке товара сопоставимого характера и объема" критерия "Квалификация участников закупки" участникам закупки, представивших сведения, подлежащие оценке, неправомерно присваивается не 100 баллов, а 40 и 60 баллов соответственно, а также что показателю "Опыт участника по успешной поставке товара сопоставимого характера и объема" отсутствует пропорциональная зависимость между количеством присваиваемых баллов и представленных к количественной оценке сведений.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, указанные нарушения положений Закона о контрактной системе, не повлияли на результаты определения поставщика (исполнителя, подрядчика), поскольку на участие в Конкурсе подана одна заявка от участников закупки.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Кауфман, Романов и партнеры" обоснованной в части установления Заказчиком, Уполномоченным органом требований о соответствии поставляемых вертолетов Авиационным правилам самолетов, а также отсутствия надлежащей инструкции по заполнению заявки участниками закупки.
2. Признать в действиях Заказчика. Уполномоченного органа нарушение пунктов 4, 9 части 1 статьи 50, части 8 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок по делу от 03.09.2015 N К-1068/15 не выдавать, так как выявленные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результаты определения поставщика (исполнителя, подрядчика).
4. Передать материалы дела от 03.09.2015 N К-1068/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 3 сентября 2015 г. N К-1068/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был