Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 30 сентября 2015 г. N 74-АПГ15-22
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Горчаковой Е.В. и Николаевой О.В.,
при секретаре Кирсановой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по заявлению заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений пункта 4 Положения о порядке оказания государственной поддержки спортсменам Республики Саха (Якутия) - чемпионам Российской Федерации и Европы, их тренерам, чемпионам и призёрам мира, Олимпийских, Паралимпийских, Сурдлимпийских игр и их тренерам, утверждённого постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 20 сентября 2012 г. N 411 по апелляционной жалобе Правительства Республики Саха (Якутия) на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 19 июня 2015 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей необходимым решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Правительства Республики Саха (Якутия), опубликованным в официальных печатных изданиях 26 сентября 2012 г. - "Саха сирэ", N 196, 27 сентября 2012 г. - "Якутия", N 178, утверждено Положение о порядке оказания государственной поддержки спортсменам Республики Саха (Якутия) - чемпионам Российской Федерации и Европы, их тренерам, чемпионам и призёрам мира, Олимпийских, Паралимпийских, Сурдлимпийских игр и их тренерам (далее - Положение).
Пунктом 4 Положения определено, что документы на выплату единовременного вознаграждения спортсменам Республики Саха (Якутия) - чемпионам и призёрам России, Европы, мира, Олимпийских, Паралимпийских и Сурдлимпийских игр подаются в Министерство по молодёжной политике и спорту Республики Саха (Якутия) в течение календарного года с момента выполнения спортсменом норм, требований и условий их выполнения.
Заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим приведённого предписания в части слов "с момента выполнения спортсменом норм, требований и условий их выполнения".
В обоснование заявленных требований прокурор ссылался на то, что оспариваемая норма является неопределённой, поскольку ставит выплату вознаграждения в зависимость от выполнения спортсменом норм, требований и условий их выполнения, однако не раскрывает содержание перечисленных критериев.
Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 19 июня 2015 г. заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Правительство Республики Саха (Якутия) просит решение суда первой инстанции отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
Относительно апелляционной жалобы участвующим в деле прокурором поданы возражения о необоснованности её доводов и законности судебного постановления.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились.
На основании части 3 статьи 150 и части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о признании недействующим оспариваемого предписания регионального акта.
При этом суд обоснованного исходил из того, что в силу подпункта 30 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области физической культуры и спорта, организации и проведения официальных региональных и межмуниципальных физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, обеспечения подготовки спортивных сборных команд субъекта Российской Федерации, в том числе среди лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также присвоения спортивных разрядов и соответствующих квалификационных категорий спортивных судей в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Проанализировав предписания, содержащиеся в Положении о Единой всероссийской спортивной классификации, утверждённом приказом Министерства спорта Российской Федерации от 17 марта 2015 г. N 22, которое определяет требования Единой всероссийской спортивной классификации, а также условий их выполнения, необходимых для присвоения соответствующих спортивных званий и спортивных разрядов, по видам спорта, включённым во Всероссийский реестр видов спорта, суд первой инстанции сделал правомерное заключение о том, что оспариваемая норма не учитывает предписания федерального законодателя, допускает неоднозначное толкование правовых понятий выполнения спортсменом норм, требований и условий их выполнения, не отвечает общеправовым критериям ясности и вызывает неоднозначное толкование и допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер приказа Министерства спорта РФ следует читать как "N 227"
Вывод суда согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 25 апреля 1995 г. N 3-П, от 15 июля 1999 г. N 11-П, от 11 ноября 2003 г. N 16-П и от 21 января 2010 г. N 1-П, о том, что правовая норма должна отвечать общеправовому критерию формальной определённости, вытекающему из принципа равенства всех перед законом и судом, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии ясности, недвусмысленности нормы, её единообразного понимания и применения всеми правоприменителями.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", суду в ходе проверки содержания оспариваемого акта или его части необходимо также выяснять, является ли оно определённым. Если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, суд не вправе устранять эту неопределенность путём обязания в решении органа или должностного лица внести в акт изменения или дополнения, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа или должностного лица, принявших данный правовой акт. В этом случае оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.
Поскольку оспариваемое Положение не соответствует требованиям формальной определённости, Судебная коллегия по административным делам соглашается с выводом суда первой инстанции о признании оспариваемого предписания недействующим.
Доводы, приведённые в апелляционной жалобе, аналогичны позиции Правительства Республики Саха (Якутия) в суде первой инстанции, которой суд дал надлежащую правовую оценку, не согласиться с которой Судебная коллегия по административным делам оснований не находит.
Ввиду изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 19 июня 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Республики Саха (Якутия) - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Николаева О.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 30 сентября 2015 г. N 74-АПГ15-22
Текст определения официально опубликован не был