Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 28 октября 2015 г. N 58-АПГ15-36
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Николаевой О.В.,
при секретаре Гришечкине П.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Субботина В.В. на решение Хабаровского краевого суда от 23 июля 2015 года, которым отказано в удовлетворении его заявления о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня принятия подпункта "д" пункта 2.2 Порядка организации на территории Хабаровского края ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 18 июня 2010 года N 153-пр.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Хвалиной Е.А., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Правительства Хабаровского края от 18 июня 2010 года N 153-пр утвержден Порядок организации на территории Хабаровского края ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них.
Постановление официально опубликовано в издании "Собрание законодательства Хабаровского края" от 12 июля 2010 года N 6 (95).
Пунктом 2.2 данного Порядка установлено, что в случае, если организатором ярмарки является орган исполнительный власти края или орган местного самоуправления, ярмарка организуется в соответствии с правовым актом указанных органов, в котором, помимо прочего, указывается ассортимент реализуемых на ярмарке товаров (подпункт "д").
Оспаривая подпункт "д" пункта 2.2 Порядка организации на территории Хабаровского края ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них, Субботин В.В. в своем заявлении указал, что является индивидуальным предпринимателем, осуществляет торговую деятельность на ярмарке "Центральная" в городе Комсомольске-на-Амуре. Организатором ярмарки является муниципальное унитарное предприятие "РУМА", которое утвердило ассортимент реализуемой на ярмарке продукции в соответствии с пунктом 2.2 вышеупомянутого Порядка, в котором отсутствуют товары, реализуемые заявителем. Полагает, что указание в правовом акте ассортимента реализуемых на ярмарке товаров противоречит части 2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и нарушает его право заниматься предпринимательской деятельностью.
Решением Хабаровского краевого суда от 23 июля 2015 года в удовлетворении заявления Субботина В.В. отказано.
В апелляционной жалобе Субботин В.В. просит решение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту 69 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов реализации государственной политики в области торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, проведения информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка определенного товара и осуществлением торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, разработки и реализации мероприятий, содействующих развитию торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, и осуществления иных полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
В соответствии с частями 1 и 6 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" организация ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территориях которых такие ярмарки организуются. Требования к организации продажи товаров и выполнения работ, оказания услуг на ярмарках устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей, законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, законодательством в области охраны окружающей среды, и других установленных федеральными законами требований.
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации не вправе применять методы регулирования торговой деятельности, не предусмотренные федеральными законами, а также принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые устанавливают правила торговой деятельности, отличающиеся от аналогичных правил, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Специализированные ярмарки, к которым следует отнести и сельскохозяйственные, на которых осуществляется реализация сельскохозяйственной продукции и продуктов питания, являются тематическими ярмарками.
Фактически ассортимент реализуемых на сельскохозяйственной ярмарке товаров определяется типом и специализацией такой ярмарки.
Как следует из материалов дела, Правительством Хабаровского края 18 июня 2010 года принято постановление N 153-пр "Об утверждении Порядка организации на территории Хабаровского края ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них".
Согласно пункту 2.2 указанного Порядка в случае, если организатором ярмарки является орган исполнительной власти края или орган местного самоуправления, ярмарка организуется в соответствии с правовым актом указанных органов, в котором указывается ассортимент реализуемых на ярмарке товаров (подпункт "д").
Муниципальным унитарным предприятием "РУМА", являющимся организатором ярмарки "Центральная" в городе Комсомольске-на-Амуре Хабаровского края, 26 ноября 2014 года утвержден Порядок организации специализированной сельскохозяйственной ярмарки "Центральная", в том числе ассортимент реализуемых на ярмарке товаров. Основной класс товаров, реализуемый на 80 и более процентов торговых мест на ярмарке, определен МУП "РУМА" как сельскохозяйственная продукция растениеводства.
Согласно договору от 3 января 2015 году, заключенному между муниципальным унитарным предприятием "РУМА" и индивидуальным предпринимателем Субботиным В.В., последнему предоставлено торговое место на специализированной сельскохозяйственной ярмарке "Центральная".
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд обоснованно исходил из того, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены собственными полномочиями в сфере регулирования торговой деятельности, а именно по установлению требований к организации такой деятельности, в том числе по организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них.
В силу подпункта 44 пункта 51 части 2 статьи 16 Закона Хабаровского края "О Правительстве Хабаровского края" от 27 ноября 2001 года N 349 Правительство края в соответствии с действующим законодательством реализует на территории края полномочия края в области государственного регулирования торговой деятельности.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "в силу подпункта 44 пункта 51 части 2 статьи 16 Закона Хабаровского края" имеется в виду "в силу пункта 44 и пункта 51 части 2 статьи 16 Закона Хабаровского края"
Таким образом, оспариваемое постановление принято Правительством Хабаровского края в пределах предоставленных полномочий. Каких-либо противоречий оспариваемой нормы положениям федерального законодательства не имеется.
Довод Субботина В.В. о противоречии оспариваемой нормы статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", поскольку нарушает его право как хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность, при ее организации и осуществлении самостоятельно определять порядок и условия осуществления торговой деятельности, в том числе ассортимент продаваемых товаров, основан на неправильном толковании норм материального права. Требования к организации продажи товаров (в том числе товаров, подлежащих продаже на ярмарках соответствующих типов и включению в соответствующий перечень) и выполнения работ, оказания услуг на ярмарках установлены постановлением Правительства Хабаровского края с учетом действующего законодательства. Ссылка заявителя на то, что в основу решения положены правовые акты, не являющиеся нормативными, а именно письмо Минпромторга России от 3 марта 2015 года N ЕВ-3949/08 "О дальнейших мерах по развитию ярмарочной торговли", "Методические рекомендации по организации ярмарочной торговли в Российской Федерации" не свидетельствуют о неправильности принятого решения, поскольку данные акты изданы в развитие положений Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и последнему не противоречат.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется, поскольку эти доводы сводятся к переоценке выводов суда, проверялись им и получили правильную оценку в решении.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
оставить решение Хабаровского краевого суда от 23 июля 2015 года без изменения, апелляционную жалобу Субботина В.В. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Николаева О.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 28 октября 2015 г. N 58-АПГ15-36
Текст определения официально опубликован не был