Представление Счетной палаты РФ от 13 января 2015 г. N ПР 10-5/10-03
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2014 год (пункт 2.9.4.2) проведено контрольное мероприятие "Проверка обоснованности размеров потерь в доходах, возникающих в результате оказываемых открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, субсидируемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" в Министерстве транспорта Российской Федерации, Федеральном агентстве железнодорожного транспорта, открытом акционерном обществе "Российские железные дороги", открытом акционерном обществе "Федеральная пассажирская компания", Федеральной службе по тарифам, Федеральной антимонопольной службе.
По результатам контрольного мероприятия выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. Несмотря на принимаемые меры, законодательная база, регулирующая отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями, грузополучателями, владельцами инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, является неполной и требует актуализации.
Не сформирована законодательная база, регламентирующая формирование государственного заказа на услуги в сфере пассажирских железнодорожных перевозок.
Так проект федерального закона об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения в Российской Федерации, регламентирующий формирование государственного заказа на услуги по железнодорожным пассажирским перевозкам (разработан Минтрансом России в 2014 году в соответствии с Планом мероприятий по реализации Концепции развития пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом), на рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в установленном порядке не вносился.
Актуализация нормативных правовых актов, регламентирующих пригородные пассажирские перевозки в соответствии с Планом мероприятий по реализации Концепции развития пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом, в 2014 году не завершена.
2. В целях государственной поддержки пригородных пассажирских перевозок Правительством Российской Федерации в 2011 году было принято решение об установлении льготного исключительного тарифа на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования на период с 1 января 2011 года по 31 декабря 2012 года с последующим продлением до 31 декабря 2014 года (постановление Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 г. N 844).
На вышеуказанные цели ОАО "РЖД" предоставлены из федерального бюджета субсидии в 2012 году в сумме 25 000,0 млн. рублей, в 2013 году - 25 000,0 млн. рублей, в первом полугодии 2014 года - 7 872 млн. рублей.
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 год" так же предусмотрены бюджетные ассигнования в сумме 25 000,0 млн. рублей на субсидирование потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта.
При этом нормативный правовой акт, устанавливающий льготный тариф на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования в сфере пригородных пассажирских перевозок на 2015 год, не издан.
3. Предусмотренное Программой структурной реформы на железнодорожном транспорте, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2001 г. N 384, формирование пригородных пассажирских компаний осуществлялось без достаточной проработки с органами государственной власти субъектов Российской Федерации мер по сокращению убыточности пассажирских перевозок в пригородном сообщении.
Мероприятия по передаче компаниям пригородных пассажирских перевозок мотор-вагонного подвижного состава и мотор-вагонных депо, планировавшиеся к реализации на втором этапе реформы, до настоящего времени не выполнены.
При этом плата за пользование подвижным составом, его техническое обслуживание и текущий ремонт, стоимость услуг по управлению и эксплуатации, сублизинговые платежи по договорам с ОАО "РЖД" составляют почти 80% общего объема расходов пригородных пассажирских компаний, учитываемых при формировании тарифов на уровне субъектов Российской Федерации. Расчет стоимости указанных услуг, предоставляемых пригородным компаниям, ОАО "РЖД" устанавливается самостоятельно.
4. Несмотря на установленный льготный исключительный тариф на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта, финансовые результаты деятельности 19 пригородных пассажирских компаний за 2013 год были убыточными. Общая сумма убытков составила 6 538,2 млн. рублей (за 2012 год аналогичные показатели составили 18 и 6 447,8 млн. рублей соответственно).
5. По данным ОАО "РЖД" из-за не полной компенсации субъектами Российской Федерации потерь перевозчиков в результате установления тарифов на перевозку пассажиров ниже экономически обоснованного уровня за период с 2012 по 2014 год отменено 894 поезда.
В том числе в Белгородской области - 58 поездов, в Республике Татарстан - 52 поезда, в Ставропольском крае - 51 поезд, в Новгородской области - 48 поездов, в Свердловской области - 39 поездов.
6. Отсутствуют системные решения по регулированию отношений между субъектами рынка пригородных перевозок, включающих федеральные органы исполнительной власти, субъекты Российской Федерации, владельца инфраструктуры, перевозчика и пассажира.
В проверенном периоде ОАО "РЖД" оказывало ООО "Аэроэкспресс" услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта с применением льготного исключительного тарифа в виде коэффициента 0,01 к тарифам, установленным Федеральной службой по тарифам.
Установление тарифа на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, оказываемые ОАО "РЖД" при осуществлении перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации, распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 августа 2010 года N 1322-р предусматривалось с учетом расходов бюджетов субъектов Российской Федерации в связи с компенсацией потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта, возникающих при установлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, ниже экономически обоснованного уровня.
При этом ООО "Аэроэкспресс" использует в своей деятельности коммерческие тарифы и не включено в реестр субъектов естественных монополий на транспорте по разделу 1 "Железнодорожные перевозки", в котором учтены пригородные пассажирские компании.
На основании ежеквартальных отчетов ОАО "РЖД" о потерях в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, оказываемые при осуществлении перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, Росжелдором согласованы потери ОАО "РЖД" в части оказанных услуг ООО "Аэроэкспресс" в 2012 - 2013 годах и за первое полугодие 2014 года в сумме 1 477,7 млн. рублей.
7. Росжелдором проверки целевого использования субсидий, а так же проверки достоверности отчетов о потерях в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, оказываемые ОАО "РЖД" при осуществлении перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, не проводились.
8. С учетом предоставленных в 2012 - 2013 годах субсидий из федерального бюджета ОАО РЖД в сумме 50 000,0 млн. рублей, в том числе в 2013 году в сумме 25 000,0 млн. рублей, потери в доходах от предоставления услуг инфраструктуры в сфере пригородного сообщения по льготным исключительным тарифам составили 15 231 млн. рублей, в том числе в 2013 году - 8 291,0 млн. рублей и не компенсированы из федерального бюджета.
Из-за несовершенной системы ведения раздельного учета доходов, расходов и финансовых результатов по видам деятельности и тарифным составляющим (до настоящего времени не выделен не регулируемый субъектами Российской Федерации сегмент в пригородных железнодорожных перевозках), предоставляемой отчетности в Росжелдор о потерях в доходах от предоставления услуг инфраструктуры в сфере пригородного сообщения, подтвердить достоверно обоснованность представленных данных не представляется возможным.
Методика расчета тарифа на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования при осуществлении перевозок пассажиров в пригородном сообщении в части перерасчета на базе соответствующих затрат ОАО "РЖД" по пригородному комплексу с учетом практики применения механизма государственного заказа и усовершенствованного Порядка ведения раздельного учета доходов, расходов и результатов по видам деятельности, тарифным составляющим и укрупненным видам работ ОАО "РЖД" ФСТ России, Минэкономразвития России, Минтрансом России в 2014 году не разработана (пункт 11 Плана мероприятий по реализации Концепции развития пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом).
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счётной палате Российской Федерации" Федеральному агентству железнодорожного транспорта предлагается следующее:
1. Оценить правомерность распространения льготного исключительного тарифа в виде коэффициента 0,01 к тарифам на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования при осуществлении перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования по отношению ООО "Аэроэкспресс", не относящегося к субъектам естественных монополий, при предоставлении субсидий из федерального бюджета на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, оказываемые ОАО "РЖД" при осуществлении перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, и принять меры по ограничению сферы применения льгот по оплате услуг инфраструктуры регулируемым сегментом пригородных пассажирских перевозок.
2. Провести контрольные мероприятия по проверке достоверности отчетов о потерях в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, оказываемые ОАО "РЖД" при осуществлении перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 24 декабря 2014 г. N 64К (1010).
О результатах рассмотрения настоящего представления и принятых мерах необходимо проинформировать Счетную палату Российской Федерации в течение 30 дней со дня его получения.
Аудитор |
В.Н. Богомолов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 13 января 2015 г. N ПР 10-5/10-03
Текст представления официально опубликован не был