Представление Счетной палаты РФ от 5 июня 2015 г. N ПР 10-125/10-03
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2015 год проведено контрольное мероприятие "Проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2014 год в Федеральном агентстве железнодорожного транспорта", по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. Росжелдором не исполнены требования пункта 6 части 2 Общих требований к порядку составления, утверждения и ведения бюджетной сметы казенного учреждения, утвержденных приказом Минфина России от 20 ноября 2007 г. N 112н, пункта 5.1 приказа Росжелдора от 17 февраля 2014 г. N 48 "Об утверждении порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет центрального аппарата, территориальных органов Федерального агентства железнодорожного транспорта, федерального казенного учреждения "Управление служебных зданий федеральных органов исполнительной власти в области транспорта" - проекты бюджетных смет ФКУ "УСЗ", Центрального, Приволжского, Южного, Уральского территориальных управлений сформированы после составления проекта федерального бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов и утверждены руководителем Росжелдора в январе 2014 года.
Первоначальные лимиты бюджетных обязательств доведены Росжелдором до подведомственных учреждений 25 декабря 2013 года.
При этом, бюджетные сметы Северо-западного, Сибирского, Дальневосточного территориальных управлений утверждены руководителем Росжелдора 9 января 2014 года, Приволжского территориального управления 7 марта 2014 года, Центрального территориального управления 11 апреля 2014 года, Южного территориального управления 14 апреля 2014 года, Уральского территориального управления 13 мая 2014 года, ФКУ "УСЗ" 4 июля 2014 года.
2. Росжелдором не в полной мере реализованы бюджетные полномочия, предусмотренные пунктом 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в части обеспечения исполнения федерального бюджета по расходам в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями.
Федеральным законом от 2 декабря 2013 г. N 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" и сводной бюджетной росписью на 2014 год Росжелдору утверждены бюджетные ассигнования в объеме 168 421,7 млн. рублей. Лимиты бюджетных обязательств (далее ЛБО) на 2014 год доведены в размере 168 421,3 млн. рублей. Кассовое исполнение федерального бюджета по расходам за 2014 год составило 163 630,1 млн. рублей, или 97,2% от утвержденных бюджетных ассигнований и ЛБО, то есть на 4 791,6 млн. рублей меньше от предусмотренного объема бюджетных ассигнований.
3. Росжелдором в 2014 году не обеспечено полное освоение средств государственной поддержки инвестиционных проектов за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации:
- из утвержденных на 2014 год бюджетных ассигнований в объеме 1 393,6 млн. рублей кассовое исполнение по расходам федерального бюджета составило всего 186,9 млн. рублей или 13,4% на реализацию проекта "Создание транспортной инфраструктуры для освоения минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Забайкальского края". Инвестиционный проект реализуется с 2007 года при государственной поддержке за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации. Ответственным исполнителем по указанному проекту является Федеральное агентство железнодорожного транспорта. Общий объем средств, выделенных для финансирования объекта с начала строительства за счет всех источников составил 32 239,9 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 24 179,9 млн. рублей. По Государственным контрактам от 1 ноября 2007 г. N 298д и от 20 ноября 2008 г. N 417д генеральным подрядчиком было определено ООО "Корпорация Инжтрансстрой", в связи с ненадлежащим исполнением им условий указанных государственных контрактов генеральным подрядчиком определен ООО "Трест Тындатрансстрой" (государственный контракт от 9 декабря 2014 года N 136);
- из утвержденных на 2014 год бюджетных ассигнований в объеме 12 957,4 млн. рублей кассовое исполнение по расходам федерального бюджета составило 9 393,5 млн. рублей или 72,5% на реализацию проекта "Организация скоростного движения пассажирских поездов на участке Санкт-Петербург-Бусловская Октябрьской железной дороги в рамках подпрограммы "Магистральный железнодорожный транспорт" государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы". Неисполненные бюджетные назначения в размере 3 564,0 млн. рублей связаны с необходимостью изъятия земельных участков и объектов недвижимости у отдельных частных собственников и коммерческих организаций в судебном порядке и корректировки проектной документации на строительство.
Инвестиционный проект реализуется с 2010 года при государственной поддержке за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации. Общий объем средств, выделенных для финансирования объекта с начала строительства составил 27 777,1 млн. рублей - за счет средств федерального бюджета. Государственный контракт на строительство от 13 сентября 2010 г. N 700д заключен с генеральным подрядчиком ЗАО "СтройПутьИнвест".
4. Росжелдором в 2014 году не обеспечен контроль за исполнением соглашения с ФГУП "Единая группа заказчика Федерального агентства железнодорожного транспорта" (далее - ФГУП "ЕГЗ") от 22 мая 2014 года N 78С о передаче полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению от имени Российской Федерации от лица Федерального агентства железнодорожного транспорта государственных контрактов в связи с реализацией инвестиционного проекта "Строительство новой линии Лосево-Каменогорск с целью переноса грузового движения к портам Финского залива на направление Ручьи-Перяярви-Каменогорск-Выборг", реализуемого в рамках комплексного инвестиционного проекта "Организация скоростного движения пассажирских поездов на участке Санкт-Петербург-Бусловская Октябрьской железной дороги". Не проведены конкурсные процедуры и не заключены контракты в установленные указанным соглашением сроки, в том числе на:
- строительство объекта "Автодорожный путепровод на участке Санкт-Петербург-Бусловская" (км 28), предусмотренного в составе проектной документации объектов инвестиционного проекта "Строительство новой линии Лосево-Каменогорск с целью переноса грузового движения к портам Финского залива на направление Ручьи-Перяярви-Каменогорск-Выборг", 1 этап, реализуемого в рамках комплексного инвестиционного проекта "Организация скоростного движения пассажирских поездов на участке Санкт-Петербург-Бусловская Октябрьской железной дороги" со сроком строительства 2014 - 2016 годы;
- строительство объекта "Пешеходный тоннель на участке Санкт-Петербург-Бусловская" (км 8), предусмотренного в составе проектной документации объектов инвестиционного проекта "Строительство новой линии Лосево-Каменогорск с целью переноса грузового движения к портам Финского залива на направление Ручьи-Перяярви-Каменогорск-Выборг", 1 этап, реализуемого в рамках комплексного инвестиционного проекта "Организация скоростного движения пассажирских поездов на участке Санкт-Петербург-Бусловская Октябрьской железной дороги" со сроком строительства 2014-2016 годы.
План-график, направленный ФГУП "ЕГЗ" в Росжелдор письмом от 4 декабря 2014 года N 1487, предусматривает проведение соответствующих закупок в январе 2015 года и сроки исполнения контрактов - декабрь 2015 года.
5. Денежные средства в форме взноса Российской Федерации в уставный капитал ОАО "РЖД" в сумме 2 917,0 млн. рублей направлены для использования в целях реализации проекта "Комплексная реконструкция участка им. М. Горького - Котельниково - Тихорецкая - Крымская с обходом Краснодарского железнодорожного узла", являющегося программным мероприятием в рамках подпрограммы "Железнодорожный транспорт" ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)".
Отчет ОАО "РЖД" об использовании бюджетных инвестиций по договору на передачу акций в собственность Российской Федерации в счет бюджетных инвестиций от 27 мая 2014 г. N 01-05/140 по состоянию на 1 января 2015 года в части комплексной реконструкции участка им. М. Горького - Котельниково - Тихорецкая - Крымская с обходом
Краснодарского железнодорожного узла содержит сведения об освоении средств федерального бюджета на сумму 0,816 млрд. рублей с процентом выполнения от 10% до 22% по отдельным видам перечня работ.
В предоставленном отчете об использовании бюджетных инвестиций предусмотренные договором показатели эффективности использования бюджетных инвестиций не отражались.
6. Росжелдором не обеспечено снижение дебиторской задолженности.
Общая сумма дебиторской задолженности по средствам федерального бюджета по состоянию на 1 января 2014 года составляла 14 427,8 млн. рублей.
Дебиторская задолженность включала в себя:
- субсидии другим бюджетам бюджетной системы - 9 457,4 млн. рублей, в том числе: направлено из федерального бюджета субъектам Российской Федерации на реализацию мероприятий по обеспечению безопасности населения на метрополитене в рамках Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте 8 876,7 млн. рублей, остаток неиспользованных средств в рамках инвестиционного проекта по комплексному развитию Нижнего Приангарья - 580,7 млн. рублей;
- безвозмездные перечисления организациям - 1 536,7 млн. рублей, в том числе: субсидии из федерального бюджета на реализацию мероприятий по обеспечению безопасности населения на железнодорожном транспорте в рамках комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте ОАО РЖД (585,3 млн. рублей) и ОАО "ФПК" (576,3 млн. рублей), а также субсидия ОАО "РЖД" на компенсацию расходов по содержанию автомобильной дороги Адлер - горноклиматический курорт "Альпика-Сервис". (375 158,5 тыс. рублей).
Общая сумма дебиторской задолженности за 2014 год увеличилась на 24 634,9 млн. рублей и составила по состоянию на 1 января 2015 года 39 062,7 млн. рублей, в том числе: по расчетам по доходам - 0,2 млн. рублей, по расчетам по выданным субсидиям - 39 062,5 млн. рублей, по расчетам с подотчетными лицами - 0,07 млн. рублей.
Основную долю в структуре дебиторской задолженности на 1 января 2015 года составляет дебиторская задолженность по выданным субсидиям в сумме 39 062,5 млн. рублей (99,9%), из которых 30 000,0 млн. рублей Росжелдором по договору от 26 декабря 2014 г. N 161д/1064 направлены субсидии ОАО "РЖД" платежным поручением от 26 декабря 2014 г. N 794457 в целях финансового обеспечения безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, обеспечиваемой посредством проведения работ по капитальному ремонту объектов указанной инфраструктуры в 2015 году в рамках подпрограммы "Магистральный железнодорожный транспорт" государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы" со сроком выполнения работ по указанному договору с 1 января до 31 декабря 2015 года. Лимиты бюджетных обязательств на указанную сумму были доведены до Росжелдора 13 ноября 2014 года.
С 13 ноября по 26 декабря 2014 года Росжелдором указанные субсидии не использовались, денежные обязательства Росжелдором приняты по договору после 25 декабря 2014 года со сроком исполнения в плановом 2015 году.
Кроме того, по состоянию на 1 января 2015 года числится дебиторская задолженность:
1) по государственному контракту от 20 ноября 2008 г. N 417д в сумме 542,2 млн. рублей.
Срок окончания контракта 31 декабря 2012 года. Генеральный подрядчик - ООО "Корпорация Инжтрансстрой". Предмет контракта - выполнение работ по строительству государственного участка железнодорожной линии ст. Нарын 1 (Борзя) - ст. Газимурский завод, в рамках инвестиционного проекта "Создание транспортной инфраструктуры для освоения минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Забайкальского края". Цена контракта - 21 979,5 млн. рублей. Дебиторская задолженность обусловлена выданным генеральному подрядчику авансом в размере 10 019,3 млн. рублей в соответствии с условиями данного контракта. В результате банкротства генерального подрядчика - ООО "Корпорация Инжтрансстрой" - образовавшаяся задолженность не погашена. В связи с чем, государственным заказчиком инициировано взыскание задолженности через судебные органы;
2) по государственному контракту от 17 ноября 2008 г. N 412д в сумме 1 111,3 млн. рублей.
Дополнительным соглашением от 24 сентября 2014 года N 13 к государственному контракту от 17 ноября 2008 г. N 412д лимит финансирования на 2014 год за счет средств федерального бюджета Российской Федерации определен в объеме 1 500,0 млн. рублей.
Генеральный подрядчик - ЗАО "Инжтрансстрой". Предмет контракта -выполнение работ по корректировке технико-экономического обоснования, разработке проектной документации и строительству пускового комплекса Томмот - Якутск (Нижний Бестях) железнодорожной линии Беркакит Томмот - Якутск. Цена контракта - 33 507,6 млн. Дебиторская задолженность возникла в результате выданного генеральному подрядчику аванса в размере 10 000,8 млн. рублей, предусмотренного условиями указанного контракта. Аванс выдан для закупки материалов, организации работ на объектах строительства. По состоянию на 31 декабря 2014 года исполнение контракта не завершено. Соответствующая претензия направлена генеральному подрядчику 25 ноября 2014 г. (N ВЧ-35/7043ис);
3) по государственному контракту от 5 октября 2009 г. N 532д в сумме 10,6 млн. рублей.
Срок окончания контракта 31 августа 2011 года. Генеральный подрядчик - ООО "Омсктранспроект". Предмет контракта - разработка проектной документации для строительства объектов железнодорожной инфраструктуры в рамках комплексного инвестиционного проекта "Разработка проектной документации для реализации инвестиционного проекта "Комплексное развитие Южной Якутии". Цена контракта -1 197,4 млн. рублей. Дебиторская задолженность обусловлена остатком непогашенного генеральным проектировщиком - ООО "Омсктранспроект" аванса в размере 571,5 млн. рублей, выплаченного ему в 2010 году, и предусмотренного на завершение проектных работ - получение заключения ФАУ "Главгосэкспертиза России". При этом ФАУ "Главгосэкспертиза России" выдало отказ в проведении экспертных работ по проверке определения достоверности сметной стоимости строительства ввиду отсутствия предусмотренного бюджетного финансирования на строительство объектов. В связи с тем, что завершение работ, предусмотренных государственным контрактом, в полном объеме невозможно, государственным заказчиком 23 марта 2015 года направлено требование о погашении дебиторской задолженности, а проектировщиком инициированы процедуры расторжения контракта.
7. По состоянию на 1 января 2015 года в стадии незавершенного строительства у Росжелдора числилось 37 объектов общей стоимостью 96 656,6 млн. рублей, в том числе по строительству пускового комплекса Томмот-Якутск (Нижний Бестях) железнодорожной линии Беркакит-Томмот-Якутск, по проектированию инфраструктуры и по строительству участка ст. Нарын - раз. Кутыкан железнодорожной линии Нарын - Лугокан, в рамках инвестиционного проекта "Создание транспортной инфраструктуры для освоения минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Читинской области", по разработке проектной документации и выполнению комплекса работ по строительству в целях реализации инвестиционного проекта "Строительство новой линии Лосево - Каменногорск с целью переноса грузового движения к портам Финского залива на направление Ручьи - Петяярви - Каменногорск - Выборг" 2 этап в рамках реализации комплексного инвестиционного проекта "Организация скоростного движения пассажирских поездов на участке Санкт-Петербург - Хельсинки".
8. Росжелдором не вносились изменения в утвержденные нормативные затраты в случаях изменения объемов бюджетных ассигнований для финансового обеспечения выполнения государственного задания (не требующих изменения объема (содержания) государственного задания) с учетом положений пункта 23 Порядка определения нормативных затрат на оказание государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных учреждений высшего профессионального образования, находящихся в ведении Федерального агентства железнодорожного транспорта, утвержденного приказом Росжелдора от 14 сентября 2011 г. N 458.
Например, размер субсидии на выполнение государственного задания федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования "Московский государственный университет путей сообщения" (МИИТу) менялся по состоянию на 10 июля, 1 ноября и 20 декабря 2014 года, при этом изменения в утвержденные нормативные затраты не вносились.
9. В ходе исполнения в 2013 - 2014 годах государственных контрактов от 27 октября 2013 г. N 171 ГК и от 27 июля 2014 г. N 103ГК, заключенных Росжелдором с МИИТом, выполнена научно-исследовательская работа "Автоматизированная система управления вузами Федерального агентства железнодорожного транспорта".
В нарушение пунктов 23 и 62 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений", утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 года N 157н, результат указанной научно-исследовательской работы используется в деятельности Росжелдора, признан приемочной комиссией нематериальным активом и учтен на балансе Росжелдора по стоимости 3,5 млн. рублей в результате исполнения государственного контракта от 27 июля 2014 г. N 103ГК, при этом затраты предыдущего государственного контракта от 27 октября 2013 г. N 171 ГК в сумме 2,8 млн. рублей были списаны в расходы федерального бюджета, что привело к занижению стоимости указанного нематериального актива.
10. В 2014 году в Росжелдоре отсутствовали утвержденные нормативные акты, связанные с осуществлением внутреннего финансового аудита (контроля), предусмотренные Правилами осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" Федеральному агентству железнодорожного транспорта предлагается устранить выявленные нарушения и недостатки, в том числе:
1) учесть на балансе и отразить в бухгалтерской отчетности стоимость научно-исследовательской работы "Автоматизированная система управления вузами Федерального агентства железнодорожного транспорта" по контрактам предыдущих лет в сумме 2,8 млн. рублей;
2) принять меры по снижению дебиторской задолженности;
3) утвердить нормативные акты, связанные с осуществлением внутреннего финансового аудита (контроля), предусмотренные Правилами осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 19 мая 2015 г. N 21К (1032).
О результатах рассмотрения настоящего представления и принятых мерах необходимо проинформировать Счетную палату Российской Федерации в течение 30 дней со дня его получения.
Аудитор |
В.Н. Богомолов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 5 июня 2015 г. N ПР 10-125/10-03
Текст представления официально опубликован не был