Представление Счетной палаты РФ от 9 июля 2015 г. N ПР 10-167/10-02
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2015 год проведено контрольное мероприятие "Проверка выполнения открытым акционерным обществом "Федеральная гидрогенерирующая компания - РусГидро" инвестиционных программ в части мероприятий по реализации Указа Президента Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. N 1564 "О дальнейшем развитии открытого акционерного общества "Федеральная гирогенерирующая компания - РусГидро" в 2013 - 2014 годах и истекшем периоде 2015 года" на объекте ОАО "РусГидро" (г. Москва) (далее - Общество, Компания) (с выездом на объекты строительства, расположенные в Хабаровском крае (ТЭЦ в г. Советская Гавань), Сахалинской области (Сахалинская ГРЭС-2 (1-я очередь), Республике Саха (Якутия) (Якутская ГРЭС-2 (1-я очередь) и Амурской области (Благовещенская ТЭЦ (2-я очередь) (далее - Приоритетные объекты) по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки:
1. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. N 1564 "О дальнейшем развитии открытого акционерного общества "Федеральная гидрогенерирующая компания - РусГидро" (далее - Указ N 1564) осуществлена процедура увеличения уставного капитала (докапитализация) ОАО "РусГидро" путем дополнительного выпуска акций на сумму 50 млрд. руб. за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2012 год в целях реализации приоритетных проектов топливно-энергетического комплекса Сибири и Дальнего Востока (строительство ТЭЦ в городе Советская Гавань, строительство Сахалинской ГРЭС-2 (1-я очередь), строительство Якутской ГРЭС-2 (1-я очередь), строительство Благовещенской ТЭЦ (2-я очередь).
Реализация проектов по строительству вышеуказанных объектов электроэнергетики осуществлялась по инвестиционным программам ОАО "РусГидро".
При этом в 2013 - 2014 годы параметры утвержденных инвестиционных программ в части финансирования строительства ТЭЦ в г. Советская Гавань, Сахалинской ГРЭС-2 (1-я очередь), Якутской ГРЭС-2 (1-я очередь), Благовещенской ТЭЦ (2-я очередь) ОАО "РусГидро" не выполнялись.
В частности, при предусмотренном инвестиционной программой на 2013 год объеме финансирования строительства объектов электроэнергетики 7 506,2 млн. рублей, фактическое финансирование составило только 2 052,8 млн. рублей, или 27,3%.
Плановый объем финансирования строительства приоритетных объектов электроэнергетики на 2014 год в сумме 24 129,2 млн. рублей при корректировке параметров утвержденной инвестиционной программы был уменьшен до 9 985,3 млн. рублей, или почти в 2,5 раза.
Сроки (2011 год) начала работ по проектированию Сахалинской ГРЭС-2 (1-я очередь) и Якутской ГРЭС-2 (1-я очередь); предусмотренные утвержденной инвестиционной программой на 2014 - 2016 годы, не соответствовали срокам, установленным договорами на выполнение работ (2012 год).
2. Плановые объемы финансирования строительства приоритетных объектов электроэнергетики Восточной Сибири и Дальнего Востока, предусмотренные утвержденной Минэнерго России инвестиционной программой на 2015 - 2017 годы с учетом фактических объемов финансирования в 2013 - 2014 годы превышают их сметную стоимость на 2 442,4 млн. рублей, в том числе по Якутской ГРЭС-2 (1-я очередь) на 2 703,4 млн. рублей, Благовещенской ТЭЦ (2-я очередь) на 624,2 млн. рублей.
3. Техническая готовность Приоритетных объектов строительства составляет не более 10,8%, в том числе: Якутской ГРЭС - 2 (1-я очередь) - 7,07%, ТЭЦ г. Советская Гавань - 7,1%, Сахалинской ГРЭС-2 (1-я очередь) - 0,86%, Благовещенской ТЭЦ (2-я очередь) - 10,8%.
4. Руководствуясь положениями Указа N 1564 и Соглашением о предоставлении бюджетных инвестиций на финансирование строительства объектов электроэнергетики на территории Дальнего Востока от 14 декабря 2012 г. N С-718-АБ/Д07 (далее - Базовое соглашение), ОАО "Сбербанк России" заключен договор с ОАО "РусГидро" о банковском сопровождении работ по строительству Приоритетных объектов от 22 марта 2013 г. N ОГ-175-43-2013 (далее - Договор банковского сопровождения).
Во исполнение Договора банковского сопровождения участникам строительства Приоритетных объектов, в том числе ДЗО ОАО "РусГидро" открыты обособленные банковские счета (далее - ОБС) в ОАО "Сбербанк России", через которые осуществляется проведение расчетов по строительству объектов.
При этом в нарушение пункта 2.4.8 Базового соглашения ОАО "РусГидро" и ОАО "Сбербанк России" не обеспечено заключение договоров банковского сопровождения с ДЗО ОАО "РусГидро". Внесение изменений в Базовое соглашение, направленных на урегулирование данного вопроса, находится на стадии обсуждения с апреля 2014 года.
5. Работа по отчуждению непрофильных активов в ОАО "РусГидро" должным образом не организована.
Высвобождение активов осуществлялось путем формирования реестра непрофильных активов Компании (далее - РНА). Общая балансовая (остаточная) стоимость непрофильных активов в РНА за 2014 год составляла 19 850,5 млн. рублей. При этом рыночная стоимость непрофильных активов, включенных в РНА за 2014 год, не определялась (за исключением стоимости пакета акций ОАО "ЭСКО ЕЭС").
Отчуждение непрофильных активов Общества в проверенном периоде осуществлялось в незначительных объемах как по количеству, так и по суммам полученных от высвобождения объектов денежных средств и не обеспечивало ускоренного сокращения непрофильных активов Компании, в том числе в целях привлечения дополнительных источников финансирования.
В РНА на 2014 год включено 297 объектов. При этом за 2010 - 2013 годы ОАО "РусГидро" высвобождено 54 объекта на общую сумму 22,7 млн. рублей, в 2014 году - 2 объекта на сумму 5,6 млн. рублей.
Следует отметить недостаточность принимавшихся мер по высвобождению (передаче) объектов недвижимости, включенных в РНА с 2009 года, в том числе 78 объектов железнодорожной инфраструктуры линии Известковая-Чегдомын в Хабаровском крае, находящихся в общей долевой собственности ОАО "РусГидро", ОАО "РЖД" и Российской Федерации, и шести объектов транспортной инфраструктуры в Карачаево-Черкесской Республике.
6. В ходе внедрения системы ключевых показателей эффективности для оценки работы менеджмента (далее - КПЭ), которые должны учитываться при принятии решений об оплате труда, не своевременно и не в полной мере учитывались требования поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Показатели, связанные с оценкой рентабельности, в том числе инвестиций акционеров и акционерного капитала, включены в состав КПЭ в 2015 году, при этом соответствующее поручение Президента Российской Федерации о включении в состав КПЭ показателей оценки уровня дохода на капитал Компании, включая рентабельность капитала и размер дивидендов, даны 6 декабря 2011 г. N Пр-3668.
Кроме того, с учетом данного поручения Президента Российской Федерации, а также Перечнем поручений по реализации послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 5 декабря 2014 г. N Пр-2821 в состав КПЭ не включены соответствующие показатели, связанные с оценкой уровня дохода на капитал Компании с учетом размера дивидендов и достижением ежегодного снижения операционных расходов (затрат) не менее чем на 2 - 3 процента.
7. Во исполнение пункта 33 Плана мероприятий по ограничению конечной стоимости товаров и услуг инфраструктурных компаний при сохранении их финансовой устойчивости и инвестиционной привлекательности, утвержденного Правительством Российской Федерации от 11 ноября 2013 г. N 6732п-П9, ОАО "РусГидро" не проработан вопрос применения механизма сокращения затрат путем применения типовых укрупненных расценок в качестве лимитов в отношении линейных объектов с сопоставимыми условиями.
В Компании не выполнялись требования директивы Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2014 г. N 2487п-П13 в части мероприятий по утверждению перечня из 50-100 наиболее существенных позиций в целях сокращения закупочных цен по ним не менее чем на 10% в сравнении с номинальными ценами 2013 года, что снижало эффективность закупочной деятельности в целом.
Проект Методики расчета "Снижение затрат на приобретение продукции/услуг в 2014 году" не согласован с Минэнерго России.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" ОАО "РусГидро" предлагается следующее:
1. Параметры инвестиционной программы на 2015 - 2017 годы в части финансирования Приоритетных объектов привести в соответствие со сметной стоимостью строительства объектов и с учетом фактических объемов финансирования в 2013 - 2014 годы.
2. Обеспечить заключение дополнительного соглашения к Базовому соглашению, направленного на урегулирование вопроса о заключении договоров о банковском сопровождении между ДЗО ОАО "РусГидро" и ОАО "Сбербанк России" (пункт 2.4.8 Базового соглашения).
3. Обеспечить доработку состава КПЭ в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации 6 декабря 2011 г. N Пр-3668 и Перечнем поручений по реализации послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 5 декабря 2014 г. N Пр-2821 в части включения показателей, связанных с оценкой уровня дохода на капитал Компании с учетом размера дивидендов и достижением ежегодного снижения операционных расходов (затрат) не менее чем на 2 - 3%.
4. Ускорить согласование с Минэнерго России проекта методики расчета снижения затрат на приобретение продукции/услуг, а также утверждение перечня из 50-100 наиболее существенных позиций в целях сокращения закупочных цен по ним в сравнении с номинальными ценами предыдущих лет.
5. Проработать вопрос о возможности использования в ОАО "РусГидро" механизма сокращения затрат путем применения типовых укрупненных расценок в качестве лимитов в отношении линейных объектов с сопоставимыми условиями.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 26 июня 2015 г. N 30К(1041).
О результатах рассмотрения настоящего представления и принятых мерах необходимо проинформировать Счетную палату Российской Федерации в течение 180 дней со дня его получения.
Аудитор |
В.Н. Богомолов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 9 июля 2015 г. N ПР 10-167/10-02
Текст представления официально опубликован не был