Представление Счетной палаты РФ от 31 августа 2015 г. N ПР 11-193/11-03
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2015 год проведено контрольное мероприятие "Проверка исполнения Федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" и отчета об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2014 год".
По результатам контрольного мероприятия выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. В нарушение подпункта 1 пункта 1 статьи 146 и пункта 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации Пенсионным фондом Российской Федерации (далее - ПФР, Фонд) в 2014 году отзывались средства из государственной управляющей компании средствами выплатного резерва для финансирования выплат накопительной части трудовой пенсии без выделения инвестиционного дохода в сумме 1 080,2 тыс. рублей и для финансирования срочной пенсионной выплаты без выделения инвестиционного дохода в сумме 127,2 тыс. рублей. По КБК "Доходы от инвестирования средств выплатного резерва, перечисленные государственной управляющей компанией # средствами выплатного резерва в ПФР в соответствии с законодательством Российской Федерации" и КБК "Доходы от инвестирования средств пенсионных накоплений, сформированных в пользу застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата, перечисленные государственной управляющей компанией средствами выплатного резерва в ПФР в соответствии с законодательством Российской Федерации" в Отчете, представленном в Счетную палату Российской Федерации (далее - Счетная палата) Правительством Российской Федерации, указанные средства не отражены.
2. Фондом в 2014 году неоднократно нарушались законодательные и нормативные акты Российской Федерации, определяющие порядок и условия формирования накопительной части трудовой пенсии:
в январе, феврале, марте, апреле, августе, октябре 2014 года с нарушением от 1 до 5 дней сроков, установленных пунктом 23 Правил выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2007 г. N 741, осуществил выплату пенсионных накоплений правопреемникам на сумму 1 468 757,1 тыс. рублей;
в нарушение пункта 1 статьи 10 и пункта 1 статьи 34 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии" не передал в управляющие компании и государственную управляющую компанию инвестиционный доход в сумме 166 683,3 тыс. рублей, полученный от негосударственных пенсионных фондов в порядке реализации прав застрахованного лица;
не соблюдались сроки (от 18 до 28 дней), предусмотренные пунктом 13 Правил отказа от направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала (далее - МСК) на формирование накопительной части трудовой пенсии, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 апреля 2013 г. N 184н, в части направления уведомлений в НПФ об отзыве средств МСК по 43 заявлениям граждан на общую сумму 13 031,3 тыс. рублей;
при расчете чистого финансового результата, полученного от временного размещения сумм страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, поступивших в ПФР во II и IV кварталах 2013 года, и сумм дополнительных страховых взносов, поступивших в ПФР в III квартале 2013 года, не соблюдены требования пункта 4 Положения о порядке расчета чистого финансового результата, который получен от временного размещения сумм страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии и дополнительных страховых взносов, поступивших в ПФР в течение финансового года и еще не переданных в доверительное управление управляющим компаниям, отобранным по результатам конкурсов, и государственной управляющей компании, утвержденного приказом Минфина России от 30 июня 2003 г. N 55н. Доходы в сумме 381 014,1 тыс. рублей, полученные от временного размещения страховых взносов, поступивших во II квартале 2013 года, включены в состав доходов, полученных от временного размещения страховых взносов III квартала 2013 года, доходы в сумме 80 498,6 тыс. рублей, полученные от временного размещения дополнительных страховых взносов, поступивших в III квартале 2013 года и доходы в сумме 586 441,4 тыс. рублей, полученные от временного размещения страховых взносов, поступивших в IV квартале 2013 года, включены в состав доходов, полученных от временного размещения страховых взносов I квартала 2014 года.
3. В ходе проверки расходования ПФР бюджетных средств на проведение научно-исследовательских работ (далее - НИР), анализа выполненных тем НИР и результатов их использования в практической деятельности ПФР установлено следующее.
Организация проведения НИР не предусматривает обязательного участия в процессах планирования, проведения конкурсных процедур и приемки выполненных работ участия независимых экспертов (экспертных организаций) в соответствии с пунктом 15 статьи 3, статьей 41 и статьей 58 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ).
Проверки представленных исполнителями отчетов по НИР на наличие заимствований с помощью системы "Антиплагиат" в соответствии с приказом Минэкономразвития от 26 марта 2014 г. N 1610, как правило, не проводятся.
В соответствии с условиями государственных контрактов на исполнение НИР отчеты по ним в части оформления результатов должны соответствовать ГОСТ 7.32-2001 и ГОСТ 7.9-95 (ИСО 214-76). Вместе с тем в 9 отчетах нарушены требования пункта 6.10.1 ГОСТ 7.32-2001 (отсутствуют грифы и подписи согласования и утверждения НИР заказчиком), в 3 отчетах нарушены требования пункта 6.11.1 ГОСТ 7.32-2001 (отсутствуют подписи исполнителей НИР), в 3 отчетах нарушены требования раздела 4 ГОСТ 7.32-2001 (в структурных элементах отчета о НИР отсутствует реферат). В 8 отчетах нарушены требования пункта 5.1.1 ГОСТ 7.9-95 (в содержании рефератов отсутствуют тема, цель работы, выводы, метод или методология проведения работы, результат работы, область применения результатов).
Планы внедрения НИР отсутствуют по 6 темам из 12 проведенных в 2014 году НИР, по 9 темам проверить степень внедрения результатов и оценить эффективность использования полученных результатов не представляется возможным.
Выполнение двух НИР выходит за рамки компетенции ПФР, при этом результаты работ в деятельности Фонда не использованы.
Так, НИР на тему "Разработка предложений по повышению уровня участия страхователей и застрахованных лиц в системе обязательного социального страхования за счет мер по сокращению неформальной занятости и скрытой оплаты" не может быть применен в практической деятельности ПФР, поскольку предмет НИР выходит за рамки компетенции Фонда, являющегося только оператором программы по повышению уровня участия страхователей и застрахованных лиц в системе обязательного социального страхования за счет мер по сокращению неформальной занятости и скрытой оплаты труда. На разработку данного НИР израсходовано из бюджета Фонда 8 900,0 тыс. рублей.
НИР на тему "Разработка наиболее эффективных моделей системы социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов в субъектах РФ на условиях софинансирования" также не может быть применен в деятельности ПФР, поскольку разработка эффективных моделей совершенствования системы социального обслуживания населения, в том числе деятельности учреждений социального обслуживания населения, является полномочием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере социальной защиты населения, а полномочия по нормативному правовому регулированию в этой сфере относятся к компетенции Минтруда России. На разработку НИР из бюджета ПФР израсходовано 6 995,0 тыс. рублей.
При заключении 10 государственных контрактов способом определения поставщика (подрядчика, исполнителя) избран затратный метод. При определении начальной (максимальной) цены контрактов Фондом использованы десять показателей расходов, единообразный подход при их применении отсутствует.
Кроме того, по теме "Разработка методики приобретения товаров, нематериальных активов и услуг в рамках жизненного цикла АИС ПФР-2 с учетом совокупной стоимости владения в целях повышения эффективности бюджетных расходов" при определении начальной (максимальной) цены контракта в расчет включен НДС в размере 18%, что является нарушением подпункта 16 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, который устанавливает освобождение от уплаты НДС при выполнении НИР за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В результате сумма увеличения стоимости работ составила 762,71 тыс. рублей. Цена государственного контракта на выполнение НИР с учетом снижения по результатам торгов составила 4 700,0 тыс. рублей без учета НДС. При этом начальная (максимальная) цена контракта без учета НДС должна была составить 4 230,09 тыс. рублей.
План внедрения НИР на тему "Исследование актуарной устойчивости и экономической эффективности солидарных пенсионных схем на основе разработки системы их оптимизации в условиях недерминированности финансово-экономического и демографического развития" отсутствует. Результаты НИР были использованы при подготовке письма в Минтруд России от 16 февраля 2015 года N КА-26-12/2288 для подготовки предложений к проекту основных направлений деятельности Правительства России на 2015 - 2018 годы. Результаты НИР в работе Фонда не востребованы. На разработку НИР израсходованы средства в сумме 9 450,0 тыс. рублей.
По теме "Разработка стандартов актуарного оценивания системы обязательного пенсионного страхования" стандарты актуарного оценивания, предусмотренные пунктом 3.3. Технического задания к государственному контракту от 15 ноября 2014 г. N 23-510-Д, не разработаны. Расходы на проведение НИР составили 7 550,0 тыс. рублей.
По теме "Подготовка методики определения коррупционных рисков, возникающих при реализации ПФР своих функций, а также выработке эффективных решений по построению системы управления указанными рисками в ПФР и его территориальных органах" план внедрения НИР отсутствует. Результаты НИР использованы при подготовке постановления Правления ПФР от 11 июня 2015 г. N 205 "О внесении изменения в "План противодействия коррупции в ПФР на 2014 - 2015 годы". Вместе с тем при подготовке внутренних правовых документов Фонд обязан руководствоваться нормативными правовыми документами Российской Федерации в сфере противодействия коррупции. Экспертиза НИР на соответствие законодательству Российской Федерации не проводилась. Расходы на проведение НИР составили 11 160,0 тыс. рублей.
НИР на тему "Разработка концепции непрерывного обучения кадров в системе ПФР в условиях реформирования системы профессионального образования в Российской Федерации" дублирует функции Учебно-методического центра ПФР, поскольку в соответствии с пунктом 3.1. распоряжения председателя Правления ПФР от 5 февраля 2014 г. N 36р "Об утверждении Положения об Учебно-методическом центре ПФР" подготовка предложений по формированию и развитию системы непрерывного обучения работников системы ПФР является функцией Учебно-методического центра ПФР. НИР в практической деятельности на момент проверки ПФР не использован. Расходы на разработку НИР составили 7 000,0 тыс. рублей.
Общая сумма расходов по невостребованным в работе Фонда НИР составила 51 055,0 тыс. рублей. Данные средства бюджета ПФР израсходованы Фондом нерационально, без достижения необходимого результата.
4. Норматив закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в совокупном годовом объеме закупок в размере не менее 15,0%, установленный частью 1 статьи 30 Федерального закона N 44-ФЗ, Фондом не соблюден.
Данные из отчета по форме 1-Контракт за 2014 год не соответствуют данным отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, что привело к искажению отчетности ПФР в сфере закупок, направленной в Росстат по итогам 2014 года.
5. В ПФР не создана система организации внутреннего финансового аудита в соответствии с требованиями пунктов 4 и 5 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" Пенсионному фонду Российской Федерации предлагается следующее:
1. Принять меры по отражению в бюджетном учете Фонда доходов от инвестирования средств выплатного резерва и доходов от инвестирования средств пенсионных накоплений, сформированных в пользу застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата, перечисленных государственной управляющей компанией средствами выплатного резерва.
2. Принять меры по исполнению требований законодательных и правовых актов Российской Федерации, устанавливающих порядок и правила обращения средств накопительной части трудовой пенсии:
пункта 1 статьи 10 и пункта 1 статьи 34 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии" в части своевременного перевода инвестиционного дохода, полученного от негосударственных пенсионных фондов, в порядке реализации прав застрахованного лица в управляющие компании, в части соблюдения сроков выплаты средств пенсионных накоплений правопреемникам умерших застрахованных лиц;
пункта 13 Правил отказа от направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии, утвержденных приказом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 апреля 2013 г. N 184н, в части своевременного направления уведомлений в НПФ об отзыве средств МСК по заявлениям граждан;
положения о порядке расчета чистого финансового результата, который получен от временного размещения сумм страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации в течение финансового года и еще не переданных в доверительное управление управляющим компаниям, отобранным по результатам конкурсов, и государственной управляющей компании, утвержденного приказом Минфина России от 30 июня 2003 г. N 55н, пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" в части обеспечения интересов застрахованных лиц при расчете чистого финансового результата, полученного от временного размещения страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии.
3. Принять меры по усилению контроля за деятельностью Научно-методического совета ПФР в части обеспечения использования бюджетных назначений на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для нужд Фонда.
4. Принять меры по усилению контроля исполнения требований Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
5. Принять меры по обеспечению внутреннего финансового аудита в соответствии с требованиями пунктов 4 и 5 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты (протокол от 27 августа 2015 г. N 37К (1048).
О результатах рассмотрения настоящего представления и принятых мерах необходимо проинформировать Счетную палату до 1 декабря 2015 года.
Приложение: Заключение Счетной палаты Российской Федерации на отчет об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2014 год, представленный Правительством Российской Федерации Счетной палате Российской Федерации, на 50 л. с приложениями на 55 л. в 1 экз.
Аудитор |
В.С. Катренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 31 августа 2015 г. N ПР 11-193/11-03
Текст представления официально опубликован не был