Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 28 октября 2015 г. N 51-АПГ15-25
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Меркулова В.П.,
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Алтайского края об оспаривании отдельных норм Административного регламента предоставления государственной услуги "Назначение и выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих посёлках (посёлках городского типа) Алтайского края", утверждённого приказом Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне от 25 июля 2012 г. N 442 (в редакции приказов Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне от 17 января, 11 июня и 10 сентября 2013 г. N 10, 261, 368 и от 25 сентября 2014 г. N 341),
по апелляционной жалобе Главного управления Алтайского края по труду и социальной защите на решение Алтайского краевого суда от 24 июля 2015 г., которым заявление удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Главным управлением Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (далее - Главное управление, Управление) приказом от 25 июля 2012 г. N 442 утверждён Административный регламент предоставления государственной услуги "Назначение и выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих посёлках (посёлках городского типа) Алтайского края" (далее - Административный регламент).
Редакции Административного регламента изменялись приказами Управления от 17 января 2013 г. N 10, от 11 июня 2013 г. N 261, от 10 сентября 2013 г. N 368 и от 25 сентября 2014 г. N 341.
Административный регламент и последующие редакции официально опубликованы в издании "Сборник законодательства Алтайского края" (N 195, часть V, июль 2012 года; N 201, часть II, январь 2013 года; N 206, часть II, июнь 2013 года; N 210, часть III, октябрь 2013 года; N 222, часть III, октябрь 2014 года).
Прокурор Алтайского края обратился в Алтайский краевой суд с заявлением, в котором просил признать противоречащими закону и недействующими со дня вступления в законную силу решения суда абзац восьмой пункта 2.5, подпункты 1, 6 пункта 2.6.1, подпункт 2 пункта 2.6.3, пункты 2.6.6, 2.6.9(2) Административного регламента, а также пункты 3 и 3.1 заявления о предоставлении компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения, являющегося приложением 3 к Административному регламенту, пункт 3 анкеты-заявления о предоставлении компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения, являющейся приложением 4 к Административному регламенту. В обоснование заявления указал в том числе на то, что оспариваемые положения Административного регламента противоречат статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, изложенным в определении от 6 октября 2008 г. N 619-О-П, поскольку содержат ограничительное условие для реализации права на получение мер социальной поддержки в виде регистрации по месту жительства или регистрации по месту пребывания в Алтайском крае.
Решением Алтайского краевого суда от 24 июля 2015 г. заявление удовлетворено частично: абзац восьмой пункта 2.5, подпункт 1 пункта 2.6.1 и подпункт 2 пункта 2.6.3 в части слов "и подтверждающего его регистрацию по месту жительства", подпункт 6 пункта 2.6.1, пункты 2.6.6, 2.6.9(2) Административного регламента, пункты 3 и 3.1 заявления о предоставлении компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения, являющегося приложением 3 к Административному регламенту, пункт 3 анкеты-заявления о предоставлении компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения, являющейся приложением 4 к Административному регламенту, признаны противоречащими закону и недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении заявления прокурора Алтайского края о признании противоречащими закону и недействующими с момента вступления решения суда в законную силу подпункта 1 пункта 2.6.1 и подпункта 2 пункта 2.6.3 Административного регламента в части слов "копия документа, удостоверяющего личность педагогического работника (с предоставлением оригинала, если копия нотариально не заверена)" отказано.
В апелляционной жалобе Управление просит решение Алтайского краевого суда отменить в части удовлетворения заявления прокурора, как принятое с нарушением норм материального права. По мнению подателя жалобы, суд первой инстанции сделал неправильный вывод, что оспариваемые нормы содержат ограничительные условия. Перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, установлен постановлением администрации Алтайского края от 29 февраля 2012 г. N 99. Оспариваемый административный регламент лишь повторяет этот перечень документов.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "Перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги" имеется в виду "п.п. 5, 5.1 Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края"
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокуратурой Алтайского края представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита граждан, включая социальное обеспечение, является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесённым федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Такие законы и подзаконные акты, согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон, что закреплено в подпункте 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", где указано, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится социальная поддержка и социальное обслуживание граждан.
Педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих посёлках (посёлках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций, устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счёт бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (часть 8 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
Согласно части 1 статьи 19 Закона Алтайского края от 4 сентября 2013 г. N 56-ЗС "Об образовании в Алтайском крае" педагогическим работникам краевых и муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, проживающим и работающим в сельских населённых пунктах, рабочих посёлках (посёлках городского типа), предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населённых пунктах, рабочих посёлках (посёлках городского типа) Алтайского края установлены Законом Алтайского края от 3 ноября 2005 г. N 88-ЗС.
В целях реализации вышеизложенных норм приказом Главного управления от 25 июля 2012 г. N 442 утверждён Административный регламент, отдельные положения которого оспариваются прокурором Алтайского края.
Пунктом 2.6.1 Административного регламента установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем либо его уполномоченным представителем.
Подпунктами 1 и 6 названного пункта предусмотрено, что заявитель либо его уполномоченный представитель, обратившийся за реализацией права на компенсацию, представляет: копию документа, подтверждающего его регистрацию по месту жительства, а в случае обращения по месту пребывания - копию документа, подтверждающего регистрацию по месту пребывания (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена).
Аналогичные требования о представлении документов, подтверждающих регистрацию, предусмотрены в подпункте 2 пункта 2.6.3, в пунктах 2.6.6 и 2.6.9(2) Административного регламента для заявителя либо его уполномоченного представителя, обратившегося за назначением ежемесячной компенсации.
Отсутствие названных документов, в силу пункта 2.9.1 Административного регламента, является основанием для отказа в предоставлении государственной услуги.
Требования к содержанию заявления (анкеты-заявления - для лиц, получавших меру социальной поддержки до 1 января 2012 г.) содержатся в приложениях 3 и 4 к Административному регламенту соответственно и предусматривают обязательное указание заявителем сведений о регистрации по месту жительства или по месту пребывания педагогического работника (пункты 3 и 3.1 заявления, пункт 3 анкеты-заявления).
Несоблюдение требований к заявлению или анкете-заявлению препятствует приёму документов, необходимых для предоставления компенсации в соответствии с пунктом 3.2 Административного регламента.
Удовлетворяя заявление прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что положения Административного регламента в оспариваемой части противоречат федеральному законодательству, так как содержат ограничительное условие, предусматривающее в качестве одного из обязательных условий для предоставления мер социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населённых пунктах, рабочих посёлках (посёлках городского типа), представление документов о регистрации по месту жительства или по месту пребывания на территории Алтайского края, тогда как регистрация гражданина органами регистрационного учёта является безусловно основным, но не единственным законным подтверждением постоянного проживания гражданина на территории субъекта Российской Федерации. Так, факт постоянного проживания гражданина на территории субъекта Российской Федерации как основание признания его жителем данного территориального образования, на которого распространяется законодательство субъекта Российской Федерации, может быть установлен судом общей юрисдикции.
Управление, установив исчерпывающий перечень документов и не предусмотрев иной возможности подтвердить факт проживания на территории субъекта Российской Федерации, в данном случае ограничило право на получение указанной социальной выплаты.
Судебная коллегия полагает данный вывод суда правильным.
Судебная коллегия также учитывает, что в силу части 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Исходя из анализа норм федерального законодательства в сфере социальной защиты граждан оспариваемое правовое регулирование противоречит действующему законодательству и снижает уровень государственных гарантий по получению мер социальной поддержки педагогических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих посёлках (посёлках городского типа).
Решение суда первой инстанции принято с учётом правовых норм, регулирующих рассматриваемые правоотношения, при правильном их толковании. Доводов, влекущих безусловную отмену решения в порядке статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в апелляционной жалобе не приводится.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307, 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Алтайского краевого суда от 24 июля 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления Алтайского края по труду и социальной защите - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Меркулов В.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 28 октября 2015 г. N 51-АПГ15-25
Текст определения официально опубликован не был