Система стандартов безопасности труда* ОСТ 42-21-15-83
"Кабинеты рентгенодиагностические. Требования безопасности"
(введен приказом Министерства здравоохранения СССР от 12 августа 1983 г. N 952)
Срок введения установлен с 1 июля 1984 г.
Введен впервые
Минздравом России 30 декабря 1999 г. взамен настоящего стандарта с 1 июня 2000 г. введены в действие санитарные правила и нормативы "Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских кабинетов, аппаратов и проведению рентгенологических исследований" (СанПиН 2.6.1.802-99)
Настоящий стандарт распространяется на станционарные рентгенодиагностические кабинеты (далее кабинеты) лечебно-профилактических учреждений, научно-исследовательских институтов, высших учебных заведений и других учреждений системы Министерства здравоохранения СССР (далее учреждений).
Стандарт не распространяется на передвижные кабинеты в автобусах, железнодорожных вагонах и других транспортных средствах, а также на экспериментальные кабинеты и испытательные полигоны.
Выполнение требований стандарта обязательно при проектировании и строительстве новых, а также при реконструкции и эксплуатации действующих кабинетов.
Термины и их определения, используемые в стандарте, приведены в справочном приложении 1.
1. Общие положения
1.1. Кабинеты должны соответствовать требованиям настоящего стандарта, ГОСТ 12.1.004-76, ГОСТ 12.1.019-79, ГОСТ 12.3.002-75, "Основных санитарных правил работы с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующих излучений" (ОСП-72/80), "Санитарных правил работы при проведении медицинских рентгенологических исследований N 2780-80", "Строительных норм и правил" (СНиП 11-69-78), "Правил устройства электроустановок" (ПУЭ).
1.2. Рентгенодиагностическая аппаратура, применяемая в кабинетах, должна соответствовать требованиям ГОСТ 122.003-74, ГОСТ 12.2.018-76, ГОСТ 24984-81, ГОСТ 7248-75.
1.3. Безопасность работы в кабинетах должна обеспечиваться технологически и санитарно-гигиенически обоснованным набором и расположением помещений;
применением рентгенодиагностической аппаратуры, отвечающей требованиям безопасности;
правильным выбором, размещением и эксплуатацией технического оснащения;
правильным выбором и выполнением методик рентгенологического исследования;
применением индивидуальных и коллективных средств защиты;
обучением персонала безопасным методам и приемам работы;
соблюдением правил эксплуатации коммуникаций и оборудования.
1.4. Ответственность за соблюдение требований охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии в кабинетах в соответствии с настоящим стандартом несет администрация учреждения, которая назначает приказом лицо, ответственное за технику безопасности в кабинете.
1.5. Методическое руководство и контроль за соблюдением требований настоящего стандарта должно осуществлять рентгенорадиологическое отделение республиканской, краевой, областной и городской больницы (далее территориальное рентгенорадиологическое отделение).
1.6. Ответственность за обеспечение безопасности учащихся высших и средних специальных учебных заведений медицинского профиля, проходящих обучение в кабинетах, несет администрация учреждения и учебных заведений.
1.7. Ответственность за безопасное состояние технического оснащения кабинетов, обслуживаемого "Медтехникой", своевременность и качество проведения его ремонтов несут территориальные отделения "Медтехники" и администрация учреждения.
1.8. Государственный санитарный надзор за выполнением требований настоящего стандарта осуществляется органами санитарно-эпидемиологической службы.
1.9. В кабинетах, не соответствующих требованиям настоящего стандарта и находящихся в аварийной ситуации, запрещается проведение рентгенологических исследований.
1.10. При несоответствии кабинетов требованиям безопасности проводится закрытие кабинетов (временное или постоянное) органами санитарно-эпидемиологической службы, органами пожарного надзора, технической инспекцией труда профсоюза в установленном порядке.
2. Опасные и вредные производственные факторы
2.1. При эксплуатации кабинетов возможно воздействие на работающих следующих опасных и вредных производственных факторов:
повышенный уровень ионизирующего излучения;
повышенная концентрация стирола, паров толуола и ацетона в воздухе при использовании электрорентгенографических аппаратов;
опасный уровень напряжения в электрических сильноточных цепях, замыкание которых может произойти через тело человека;
повышенный уровень шума, создаваемого электрическими приводами, воздушными вентиляторами и другой аппаратурой.
2.2. Дозовые пределы облучения персонала учреждения ионизирующим излучением устанавливаются "Нормами радиационной безопасности" (НРБ-76). В качестве основных дозовых пределов в зависимости от группы критических органов устанавливаются для категории А (персонала кабинетов) - предельно допустимая доза за год (ПДД), а для лиц, отнесенных к категории Б, - предел дозы за год (ПД).
2.3. Содержание примесей в воздухе помещений кабинета для электрорентгенографии не должно превышать величин предельно допустимых концентраций: для стирола - 5 , для паров толуола - 50 , для паров ацетона - 200 .
2.4. Напряжение в электрических сильноточных цепях с открытыми для прикосновения токоведущими частями не должно превышать более 36 В.
2.5. Уровень звука на расстоянии 1 м от аппаратуры в процедурной кабинета не должен превышать 70 дБа, в остальных помещениях кабинета - 60 дБА, в комнате с ЭВМ - 75 дБА. Уровень звукового давления для этих значений согласно ГОСТ 12.1.003-76.
3. Требования к организации кабинетов и проведению работ
3.1. Строительство новых и реконструкция существующих кабинетов должны проводиться в соответствии с технической документацией на проект, согласованной территориальным рентгенологическим отделением и органами санитарно-эпидемиологической службы.
3.2. Техническая документация на проект кабинета должна содержать:
план размещения в кабинете основных агрегатов рентгенодиагностической аппаратуры, силового электропитания и передвижных защитных устройств, выполненный в масштабе 1:50;
схему расположения стационарных защитных устройств, устройств вентиляции и заземления, общего и адаптационного освещения, сигнализации и связи, отопления, водопровода, канализации, подвода медицинских газов;
сведения о назначении смежных по вертикали и горизонтали помещений.
К проекту должны быть приложены материалы по расчету защиты от излучения и необходимые пояснения.
3.3. На вновь вводимый или реконструируемый кабинет, кроме технической документации на проект, должна иметься следующая документация:
акт приемки скрытых работ на устройство защиты от излучения (стены и перекрытия под штукатуркой);
акт приемки системы вентиляции;
акт испытания устройства защитного заземления, с указанием сопротивления растекания.
При строительстве по типовым проектам допускается наличие перечисленной в пп. 3.2. и 3.3. документации в составе документации на все здания в целом.
3.4. Действующие кабинеты должны иметь следующие документы:
техническую документацию по пп. 3.2. и 3.3;
технический паспорт, выданный территориальным, рентгенорадиологическим отделением;
санитарный паспорт, выданный органами санитарно-эпидемиологической службы;
контрольно-технический журнал, выданный службой "Медтехники";
акты проверки кабинета при приемке в эксплуатацию, периодических и внеплановых проверок;
техническую документацию, полученную с изделиями;
инструкцию по технике безопасности и ликвидации аварий, утвержденную администрацией учреждения в установленном порядке;
перечень лиц, ответственных за радиационную и пожарную безопасность кабинета.
3.5. В медицинской практике должны применяться только те рентгенологические методы диагностики и профилактики, которые разрешены Министерством здравоохранения СССР. Медицинские рентгенологические исследования должны проводиться только лицами, прошедшими специализацию по рентгенологии.
3.6. Запрещается проведение с источниками рентгеновского излучения исследований, не предусмотренных паспортами на аппаратуру, инструкциями по технике безопасности и другими регламентирующими документами.
3.7. Работа с электрорентгенографическими аппаратами типа ЭРГА должна проводиться только в специально оборудованных ксеролабораториях или боксах с автономной очисткой воздуха.
3.8. Персонал кабинета должен быть снабжен приборами индивидуального дозиметрического контроля. При выявленных уровнях облучения персонала менее 0,3 ПДД индивидуальный дозиметрический контроль может быть заменен контролем мощности дозы на рабочих местах.
3.9. При работе с рентгенодиагностической аппаратурой все лица, участвующие в исследовании, должны использовать коллективные (защитные ширмы) и индивидуальные (защитная одежда) средства защиты от излучения, свинцовый эквивалент которых соответствует паспортным данным.
3.10. Для защиты рук врача при пальпации под контролем экрана необходимо:
проводить исследование только в защитных перчатках;
максимально диафрагмировать поле облучения;
сокращать длительность нахождения рук под облучением;
применять дистанционные инструменты (дистинкторы и т.п.).
3.11. При рентгенологическом исследовании детей дошкольного возраста должны применяться специальные приспособления для поддержания их за экраном, исключающие необходимость помощи персонала. При отсутствии специальных приспособлений поддержания детей во время исследования должно выполняться родственниками или персоналом клинических отделений. Все лица, помогающие при таких исследованиях, должны быть предварительно проинструктированы и снабжены индивидуальными средствами защиты от излучения.
3.12. Рентгенолаборант не имеет права обслуживать два или более рентгенодиагностических аппарата, одновременно работающих в разных кабинетах, даже если они имеют общую комнату управления.
3.13. Во время просвечивания рентгенолаборант должен включать и выключать рентгенодиагностическую аппаратуру только по указанию врача. Выключать аппарат, не получив на это специального распоряжения, можно только в случае аварии.
3.14. Не допускается оставлять без присмотра включенную рентгенодиагностическую аппаратуру.
3.15. К аварийным ситуациям в рентгеновском кабинете относятся:
отсутствие и повреждение радиационной защиты аппарата;
короткое замыкание и обрыв в системах, электропитания;
замыкание электрической цепи через тело человека;
механическая поломка элементов рентгенологической аппаратуры;
поломка коммунальных систем водоснабжения, канализации, отопления и вентиляции;
аварийное состояние стен, пола и потолков;
пожар.
3.16. Во всех случаях, перечисленных в п. 3.15., персонал обязан действовать в соответствии с инструкцией по ликвидации аварий.
4. Требования к помещениям кабинетов
4.1. Организация кабинетов в жилых зданиях, яслях, детских садах и школах запрещается.
4.2. Не допускается размещение процедурных кабинетов смежно по горизонтали и вертикали с палатами для пациентов, за исключением радиологических палат.
4.3. Состав и площади кабинетов, вентиляция, отопление и освещение помещений должны соответствовать требованиям действующих СНиП.
4.4. Стационарная защита в кабинетах должна соответствовать расчетным данным. Расчет стационарной защиты должен быть дифференцирован в зависимости от категории облучаемых лиц, длительности облучения и назначения помещений (табл. 1). При номинальном напряжении излучателя менее 100 кВ расчет должен проводиться на номинальное напряжение.
Таблица 1
Расчет значения допустимых мощностей доз излучения (ДМД) на поверхности защиты при величине стандартного напряжения 100 кВ и стандартного тока 2 мА
Категория облучаемых лиц, длительность облучения |
Наименование помещений |
ДМД |
Категория А, 30 ч/неделя |
Помещения постоянного пребывания персонала (комната управления, кабинет врача, фотолаборатория и т.д.) |
15 (1,7) |
Категория Б, 41 ч/неделя |
Любые другие помещения учреждения, где могут находиться лица, относящиеся к категории Б |
1 (0,12) |
Категория Б, 168 ч/неделя |
Территория в пределах санитарно-защитной зоны учреждения |
0,3 (0,03) |
4.5. Защита лиц, находящихся в смежных по вертикали и горизонтали с процедурной помещениях, должна проектироваться с учетом ослабления излучения конструктивными элементами рентгенодиагностической аппаратуры (экрано-снимочное устройство и др.), постоянно находящимися в пучке излучения.
4.6. В помещениях кабинета, в которых потолок расположен непосредственно под крышей, защита от излучения в этих направлениях не предусматривается, за исключением кабинетов, примыкающих к жилому зданию.
4.7. Расчет стационарной защиты процедурной с установленными в ней двумя и более рентгенодиагностическими излучателями, проводится для излучателя, с наибольшим значением номинального напряжения на рентгеновской трубке, приведенным в паспорте аппаратуры.
При одновременной работе двух излучателей с одинаковым напряжением расчет должен проводиться на удвоенное значение стандартного анодного тока (4 мА).
4.8. В случаях, когда возможно воздействие на людей излучения, проникающего через оконные проемы, в частности, при расположении кабинетов на первом этаже или расстоянии до жилых помещений менее 30 м, окна процедурной должны экранизироваться защитными ставнями на высоту 2 м от уровня пола.
4.9. В защитных ограждениях допускается устройство отверстий, необходимых по условиям работы. При этом должны быть соблюдены следующие условия: размеры отверстий должны быть минимально необходимыми, отверстия должны быть расположены возможно дальше от излучателя; отверстия не должны располагаться против рабочих мест персонала.
4.10. Прокладка труб водопровода, канализации и других коммуникаций в стенах и перекрытиях, служащих защитой от рентгеновского излучения, должна выполняться так, чтобы не допускать ослабления защиты. Металлические коммуникации (трубы) в процедурной должны быть покрыты негорючими материалами низкой плотности (асбест, стекловата и др.).
4.11. Пол во всех помещениях кабинета должен быть выполнен из изолирующего материала: паркет, деревянный крашеный, линолеум антистатический по деревянному настилу или фальш-полу.
В рентгенооперационной, предоперационной, фотолаборатории и ксеролаборатории полы должны иметь керамическое покрытие. Пол в фотолаборатории у проявочных устройств должен быть дополнительно покрыт деревянной решеткой.
4.12. У входа в кабинет должен быть установлен на высоте 1,6-1,8 м отчетливо видимый световой сигнал, запрещающий пациентам входить в процедурную при включенном высоком напряжении.
Допускается нанесение на световой сигнал знака радиационной опасности по ГОСТ 17925-72.
4.13. Открывание всех дверей кабинета должно производиться по ходу эвакуации. Отделка ограждающих конструкций путей эвакуации (коридоров) должна выполняться из негорючих материалов.
5. Требования к организации рабочих мест и размещению оборудования
5.1. Запрещается проведение работ, не относящихся к рентгенологическим исследованиям, и размещение в процедурной неиспользуемого оборудования и мебели. В процедурной для исследования детей допускается наличие игрушек и отвлекающего оформления.
5.2. Высоковольтные кабели от генераторного устройства к рентгеновскому излучателю должны быть проложены скрыто под полом. Допускается в действующих кабинетах потолочная подвеска этих кабелей на высоте от пола не менее 2 м.
5.3. Низковольтные соединительные провода аппаратуры должны быть смонтированы под полом в специальных каналах или на полу с защитой коробами от механического повреждения. Допускается открытая проводка низковольтных проводов рентгенофлюорографической и дентальной аппаратуры.
5.4. Расположение переносных пультов специального рентгеновского оборудования (томографы, кимографы и т.п.) должно обеспечивать возможность наблюдения за состоянием пациента и световыми центраторами. Пульты включения высокого напряжения должны располагаться в комнате управления, кроме флюорографических аппаратов и аппаратуры с номинальным напряжением 60 кВ и ниже (дентальные, маммографические аппараты и др.).
5.5. Расположение фотолабораторного оборудования должно соответствовать технологии обработки пленки. Выключатели актиничного света должны располагаться внутри фотолаборатории.
Оборудование и мебель в фотолаборатории не должны иметь острых углов.
5.6. Оборудование кабинета должно полностью исключать возможность соприкосновения персонала и пациентов с открытыми токонесущими частями электрических цепей в эксплуатационных условиях.
5.7. В кабинете должна применяться общая шина заземления высокого напряжения. Металлические части рентгенодиагностической аппаратуры и других электрических устройств, которые могут оказаться под напряжением вследствие нарушения изоляции, должны быть подсоединены к ней.
5.8. Заземление оборудования в рентгенооперационной должно выполняться по РТМ 42-2-4-80 "Операционные блоки. Правила эксплуатации, техники безопасности и производственной санитарии".
5.9. Сопротивление заземляющего устройства должно быть не более 10 Ом. Сечение заземляющих проводников должно соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.018-76.
5.10. Кабинет должен быть снабжен электрической трехфазной сетью 380/220 В, 50 Гц. В действующих кабинетах допускается однофазная сеть 220 В, 50 Гц. Отклонение сетевого напряжения от номинального значения не должно превышать , а отклонение частоты Гц.
5.11. Сопротивление сети должно соответствовать номинальной мощности рентгеновских устройств с трехфазной схемой выпрямления (табл. 2).
Таблица 2
Максимально допустимое сопротивление сети в зависимости от номинальной мощности аппаратуры
Номинальная мощность за 0,1 с, кВт |
Сопротивление сети, Ом |
|
для сети 380 В |
для сети 220 В |
|
16 |
1,0 |
0,30 |
20 |
0,8 |
0,25 |
32 |
0,5 |
0,16 |
40 |
0,4 |
0,12 |
50 |
0,3 |
0,10 |
75 |
0,2 |
|
100 |
0,15 |
|
150 |
0,10 |
|
5.12. Рентгенодиагностическая аппаратура должна присоединяться к сети коммутационным аппаратом, при размыкании которого все без исключения части аппаратуры должны обесточиваться. Разомкнутое положение коммутационного аппарата должно быть отчетливо видно. Расстояние между коммутационным аппаратом и пультом управления рентгенодиагностической аппаратуры не должно превышать 1,5 м.
5.13. Требования к электрооборудованию кабинета должно соответствовать ГОСТ 12.2.007-75.
5.14. Электрооборудование рентгенооперационной и фотолаборатории должно подсоединяться к сети трехштырьковыми вилками с заземляющим контактом. В действующих кабинетах допускается использование двухштырьковых вилок и дополнительного провода, присоединенного к шине заземления.
5.15. Монтаж технического оборудования кабинета должен быть выполнен в соответствии с инструкциями на это оборудование и другими эксплуатационными документами. Потолочное крепление элементов оборудования должно быть выполнено полным количеством болтов, предусмотренных его конструкцией. Не допускается эксплуатация оборудования при нарушении целостности тросов потолочной подвески.
5.16. Каждый кабинет должен быть обеспечен углекислотным пенным огнетушителем, иметь свободный доступ к средствам пожаротушения и электрощиткам. Вид, количество, размещение и содержание других первичных средств пожаротушения должны соответствовать ГОСТ 12.1.004-76.
6. Требования к персоналу кабинетов
6.1. К персоналу кабинетов предъявляется весь комплекс требований, изложенных в ОСП-72/80 и "Санитарных правилах N 2780-80".
6.2. К непосредственной постоянной работе с источниками излучения должны допускаться лица, отнесенные администрацией к персоналу кабинета (категория А) в соответствии с документом о специальной подготовке, дающей право на работу в кабинете.
ъ6.3. Лица, которые не входят в штат рентгеновского кабинета (категории Б), но участвуют в проведении рентгенологических исследований, не должны подвергаться облучению в дозах, превышающих 4,3 мГр/год (0,5 Р/год).
6.4. Лица, относящиеся к категории А, должны проходить обязательный медицинский осмотр при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры. К работе допускаются лица, не имеющие медицинских противопоказаний. Это же требование распространяется на лиц, поступающих на курсы, готовящие кадры для работы в рентгенодиагностических кабинетах. Администрация учреждения несет ответственность за своевременное прохождение медицинских осмотров.
6.5. При выявлении отклонений в состоянии здоровья персонала, препятствующих продолжению работы с источниками излучения, вопрос о временном или постоянном переводе на работу вне контакта с излучением должен быть решен администрацией в каждом отдельном случае на основании заключения ВТЭК в соответствии со ст. 66 "Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде".
6.6. Женщины должны освобождаться от непосредственной работы с рентгенодиагностической аппаратурой на весь период беременности с момента ее медицинского подтверждения.
6.7. Обучение персонала приемам безопасной работы и радиационной безопасности, а также проверка знаний техники безопасности должны проводиться по программам, утвержденным администрацией учреждения.
6.8. Персонал кабинета должен проходить инструктаж с проверкой знаний по технике безопасности и радиационной безопасности:
вводный - при поступлении на работу;
первичный - на рабочем месте;
повторный - не реже двух раз в году;
внеплановый - при изменении условий труда, нарушении требований безопасности и несчастных случаях.
6.9. Лица, проходящие стажировку и специализацию в кабинете, а также учащиеся высших и средних специальных учебных заведений медицинского профиля должны допускаться к работе только после прохождения инструктажа по технике безопасности.
6.10. Регистрация проведенного инструктажа персонала по технике безопасности должна проводиться в специальных журналах (приложения 2, 3).
7. Правила контроля требований безопасности
7.1. Проверка выполнения требований безопасности проводится на следующих этапах:
в процессе повседневного контроля;
при приемке кабинета в эксплуатацию;
периодически;
внепланово.
7.2. Повседневный контроль в кабинете должна осуществлять служба радиационной безопасности или ответственное лицо. Все выявленные при повседневном контроле нарушения требований безопасности должны регистрироваться, сообщаться администрации учреждения и оперативно устраняться.
7.3. Положение о службе радиационной безопасности или ответственном лице разрабатывается и утверждается администрацией учреждения и согласовывается с местными органами санитарно-эпидемиологической службы.
7.4. Повседневный контроль включает индивидуальный дозиметрический контроль, оценку правильности эксплуатации технического оснащения кабинета и применения индивидуальных и коллективных средств защиты от излучения.
7.5. Результаты индивидуального дозиметрического контроля должны фиксироваться в карточке учета (приложение 4), которая должна храниться в учреждении с момента ухода сотрудника в течение 30 лет, копия ее передается в случае перехода сотрудника в другое учреждение.
Данные об индивидуальных дозах облучения прикомандированных лиц должны сообщаться по месту работы.
7.6. Приемке в эксплуатацию должны подвергаться кабинеты, укомплектованные в соответствии с технической документацией на проект кабинета рентгенодиагностической аппаратурой, вспомогательными приборами и оборудованием, инструментами и мебелью.
Проверка кабинета при приемке его в эксплуатацию должна проводиться до начала эксплуатации кабинета органами санитарно-эпидемиологической службы с участием представителя администрации учреждения и лица, ответственного за радиационную безопасность, а также представителями территориального рентгенорадиологического отделения, технической инспекции труда профсоюзов и других заинтересованных организаций.
7.7. Целью проверки кабинета при приемке его в эксплуатацию является определение соответствия кабинета требованиям настоящего стандарта, действующих санитарных норм, строительных норм и правил, технической документации на проект кабинета и решение вопроса о возможности его эксплуатации.
7.8. Объем проверки кабинета при приемке в эксплуатацию должен составлять контроль на соответствие требованиям разделов 1-6. При приемке кабинета в эксплуатацию проводятся следующие виды радиационного контроля:
контроль за мощностью экспозиционной дозы излучения на рабочих местах;
контроль за мощностью экспозиционной дозы излучения в смежных помещениях и на прилегающих территориях;
контроль защитных свойств стационарных ограждений.
7.9. Результаты проверки кабинета при приемке его в эксплуатацию должны оформляться актом приемки, в котором указываются соответствие кабинета технической документации и действующим нормам и правилам; обеспеченность безопасности персонала, пациентов, населения и окружающей среды; тип, электрические данные и заводской номер рентгеновского питающего устройства, рентгеновского диагностического излучателя и при необходимости приемника излучения (УРИ, флюорографическая камера и др.); а также назначение помещений кабинета и разрешенный перечень проводимых в нем рентгенодиагностических методик исследования. Экземпляры акта приемки должны храниться в кабинете, в территориальном рентгенорадиологическом отделении и в органах санитарно-эпидемиологической службы.
7.10. Периодические проверки кабинета должны проводиться не реже одного раза в 2 года представителями территориального рентгенорадиологического отделения с участием лица, ответственного за радиационную безопасность.
7.11. Целью периодических проверок является контроль за соблюдением правил техники безопасности и охраны труда в кабинете и проведение радиационного контроля.
7.12. Объем периодических проверок составляет контроль на соответствие требованиям разделов 1-6, за исключением пунктов 2.4, 2.5, 4.3, 5.10, 5.11.
7.13. Периодический контроль за содержанием в воздухе кабинета вредных веществ, уровня шумовых нагрузок (п.п. 2.4, 2.5, 4.3.), кратности воздухообмена, температуры в помещении, искусственной освещенности должен проводиться органами санитарно-эпидемиологической службы. Периодичность проверки не реже 1 раза в 2 года.
7.14. Периодический контроль качества и сопротивления заземляющего устройства (пп. 5.7, 5.8, 5.9) организуется администрацией учреждения.
7.15. Результаты радиационного контроля должны оформляться протоколом, в котором приводится план помещений с указанием размещения источников излучения и точек измерения. В протоколе допускается приводить замечания по выявленным эксплуатационным недостаткам и предписания по их устранению со сроком исполнения. Экземпляры протокола должны храниться в кабинете и в территориальном рентгенорадиологическом отделении. Контроль за устранением отмеченных в протоколе замечаний осуществляет территориальное рентгенорадиологическое отделение.
7.16. Внеплановые проверки должны проводиться при изменении условий эксплуатации кабинета (изменение назначения смежных помещений, замена рентгеновской трубки, защитных средств, при аварийных ситуациях и др.) представителями территориального рентгенорадиологического отделения при участии лица, ответственного за радиационную безопасность.
Объем внеплановых проверок определяется характером изменения условий эксплуатации.
В случае превышения допустимых уровней излучения на рабочих местах персонала при выполнении всех технических требований к условиям измерения (напряжение, фильтрация, центрация, геометрия измерения и пр.) в объем внеплановых проверок должен быть включен контроль соответствия аппарата ГОСТ 12.2.018-76.
7.17. При обнаружении в процессе проверки нарушений требований настоящего стандарта кабинет подлежит закрытию до устранения обнаруженных дефектов.
8. Методы и средства контроля за выполнением требований безопасности
8.1. При проведении радиационного контроля должны использоваться приборы, предусмотренные ГОСТ 15546-79 и пригодные для измерения рентгеновского излучения с энергией квантов 20-100 кэВ при основной погрешности не более , удовлетворяющие ГОСТ 172262-71 и имеющие свидетельство о ежегодной проверке по ГОСТ 8.348-79.
8.2. Радиационный контроль в рентгенодиагностических кабинетах стационарных защитных устройств, в том числе смотровых окон, защитных дверей, ставней и ширм, должен проводиться с водным фантомом. Внешние размеры фантома 250х250х150 мм, корпус из оргстекла толщиной 10 мм.
8.3. Радиационный контроль в рентгенофлюорографических кабинетах должен проводиться с водным фантомом 250х250х75 мм по ГОСТ 12.2.018-76.
8.4. Радиационный контроль на рабочих местах персонала должен проводиться с фантомами по пп. 8.2 и 8.3 на участках размером 600х600 мм, расположенных на местах фактического нахождения персонала.
8.5. При нахождении персонала на рабочем месте в положении стоя радиационный контроль должен проводиться в области ног (0-400 мм от пола), гонад (400-1000 мм), груди (1000-1400 мм) и головы (1400-2000 мм); при положении персонала сидя - в области ног (0-400 мм), гонад (700-1000 мм) и головы (1000-1400 мм). Допускается при повторных измерениях проводить радиационный контроль на уровне соответственно 100, 900 и 1500 мм и 100, 600 и 1200 мм.
8.6. Радиационный контроль должен проводиться при фильтре 2 мм А1 и условиях, указанных в табл. 3.
Таблица 3
Значения напряжения и тока, используемые при радиационном контроле
Назначение кабинета |
Рабочая нагрузка, |
Напряжение, кВ |
Ток, мА |
Общего назначения |
2000 |
100 |
1,0 |
Профилактический (флюорографический) |
4000 |
100 |
2,0 |
Специализированный и рентгенооперационные |
1000 |
100 |
0,5 |
Для съемки зубов |
200 |
50 |
0,1 |
8.7. В случае невозможности установления на аппарате величины тока, указанной в таблице 3, выбирается наиболее точно устанавливаемое значение тока, а допустимые мощности дозы пересчитываются по величине нагрузки.
Пример. Измерения в кабинете общего назначения при 100 кВ и 3 мА дали мощности экспозиционной дозы излучения 15 мР/час. Поскольку ток в 3 раза превышал требуемые значения, в протокол записывается значение 15 мР/час : 3 = 5 мР/час.
Для аппаратов, номинальное напряжение которых ниже 100 кВ, контроль проводится при номинальном напряжении.
8.8. Контроль защитных свойств стационарных ограждений должен проводиться вплотную у стен, прилегающих к процедурной кабинета, не менее, чем в 5 точках по всей длине стены, а также на стыках и местах возможного нахождения щелей, против дверей и смотровых окон. Измерения проводятся при величинах напряжения и тока, приведенных в табл. 3.
8.9. Контроль защитных свойств нестационарных и индивидуальных средств защиты должен проводиться для изделий без видимых повреждений не менее чем в 3 точках, отстоящих друг от друга на расстояние не более 100 мм, при этом измерения должны проводиться в прямом пучке при напряжении 100 кВ при значении анодного тока и расстоянии, обеспечивающих требуемую точность измерения. Контроль осуществляется дистанционно путем сравнения ослабления мощности дозы за объектом и за свинцовым эталоном соответствующей толщины.
8.10. Защита кабинета считается удовлетворяющей требованиям безопасности, если мощность дозы излучения за защитой при условии контроля по п. 8.6. не превышает значений, приведенных в табл. 4.
Допустимые мощности доз излучений, используемых при контроле стационарной защиты
Таблица 4
Категория облучаемых лиц, длительность облучения |
Назначение помещений |
ДМД |
Категория А, 30 ч/неделя |
Помещения постоянного пребывания персонала (комната управления, кабинет врача, фотолаборатория и т.д.) |
30,0 (3,4) |
Категория Б, 41 ч/неделя |
Любые другие помещения учреждения, где могут находиться лица, отнесенные к категории Б |
2,0 (0,24) |
Категория Б, 168 ч/неделя |
Территория в пределах санитарно-защитной зоны учреждения |
0,5 (0,06) |
8.11. Результаты контроля защиты должны быть оформлены в виде протокола с указанием расположения точек измерения.
8.12. Контроль содержания в воздухе кабинетов для электрорентгенографии и ксеролаборатории стирола, паров толуола и ацетона (п. 2.3) должен проводиться по действующим инструкциям.
8.13. Контроль сопротивления заземляющего устройства (п. 5.9) должен проводиться относительно автономного заземлителя омметром, имеющим основную погрешность не более .
8.15. Контроль частоты сетевого напряжения (п. 5.10) должен проводиться частотометром класса 1,5.
8.16. Контроль сопротивления сети (5.11) должен проводиться путем нагрузки сети на омическое сопротивление, величина которого не более, чем в раза больше ориентировочного сопротивления сети.
Сопротивление сети вычисляют по формуле:
,
где - напряжение сети при холостом ходе, В;
- напряжение сети при нагрузке, В;
- ток через нагрузку, А.
Погрешность измерения напряжения должна быть не более , погрешность измерения тока не более .
8.17. Допускаются другие методы контроля сопротивления сети, если они не ухудшают точность измерения.
8.18. Контроль уровней звука (п. 2.5) должен проводиться шумометром не ниже класса 2 по ГОСТ 8.055-73.
8.19. Проверка кратности воздухообмена в помещениях кабинета (п. 4.3) должна проводиться по размеру входного отверстия и скорости движения воздуха, измеренной анемометром, обеспечивающим точность измерения .
8.20. Проверка температуры в помещениях кабинета (п. 4.3) должна проводиться стеклянными ртутными термометрами ГОСТ 112-78Е.
8.21. Проверка искусственной освещенности в помещениях (п. 4.3) должна проводиться фотоэлектрическими люксметрами по ГОСТ 14841-80.
8.22. Контроль усилий подъема, перемещения и нажима должен проводиться с помощью динамометра с относительной погрешностью не более от измеряемой величины.
8.23. Контроль выполнения других требований настоящего стандарта проводится визуальными методами с периодичностью, установленной администрацией учреждения.
______________________________
* Извлечение из отраслевого стандарта
Лист регистрации изменений
Изменение |
Номера листов |
Всего листов в документе |
N документа |
Входящий N сопроводит. докум. и дата |
Подпись |
Дата |
|||
измененных |
замененных |
новых |
изъятых |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Система стандартов безопасности труда ОСТ 42-21-15-83 "Кабинеты рентгенодиагностические. Требования безопасности" (введен приказом Министерства здравоохранения СССР от 12 августа 1983 г. N 952)
Текст документа официально опубликован не был
Срок введения установлен с 1 июля 1984 г.
Введен впервые
Минздравом России 30 декабря 1999 г. взамен настоящего стандарта с 1 июня 2000 г. введены в действие санитарные правила и нормативы "Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских кабинетов, аппаратов и проведению рентгенологических исследований" (СанПиН 2.6.1.802-99)