Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина М.В. Сизова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. Приговором суда от 16 января 2015 года гражданин М.В. Сизов осужден за совершение преступлений, в том числе контрабанду психотропных веществ в крупном размере и наркотических средств в особо крупном размере. Приговор суда оставлен без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2015 года.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации М.В. Сизов оспаривает конституционность статьи 229.1 УК Российской Федерации, которая устанавливает уголовную ответственность за контрабанду наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, и Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 420-ФЗ - в части введения им в уголовный закон указанной статьи.
Как утверждает заявитель, Федеральный закон от 7 декабря 2011 года N 420-ФЗ в части введения им статьи 229.1 УК Российской Федерации противоречит статье 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации, поскольку позволяет привлекать к уголовной ответственности по этой статье за незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС наркотических средств и психотропных веществ, несмотря на то что Федеральным законом от 3 февраля 2015 года N 1-ФЗ ратифицирован Договор о прекращении деятельности Евразийского экономического сообщества, в связи с чем такая таможенная граница и соответствующая таможенная территория юридически не существуют.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Согласно части первой статьи 1 и части первой статьи 3 УК Российской Федерации уголовное законодательство Российской Федерации состоит из данного Кодекса; новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в данный Кодекс; преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только данным Кодексом.
Предусмотрев в статье 229.1 УК Российской Федерации (введенной Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 420-ФЗ) уголовно-правовые последствия незаконного перемещения через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, федеральный законодатель сформулировал диспозицию данной нормы как бланкетную.
При этом юридические конструкции бланкетного характера могут отсылать к положениям не только законов и находящихся в нормативном единстве с ними подзаконных актов, но и международных договоров Российской Федерации, поскольку Конституция Российской Федерации признает их составной частью правовой системы России и закрепляет приоритет установленных ими правил в правоприменительной практике (статья 15, часть 4), а также предусматривает возможность участия России в межгосударственных объединениях и передачи им части своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации (статья 79) (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2015 года N 22-П).
Договор о прекращении деятельности Евразийского экономического сообщества, подписанный в городе Минске 10 октября 2014 года, заключен - как указано в его преамбуле - с учетом подписания Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, закрепившего принципы функционирования Таможенного союза в рамках Евразийского экономического союза, в соответствии с которыми осуществляется единое таможенное регулирование (подпункт 4 пункта 1 статьи 25), и установившего, что до вступления в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза таможенное регулирование в Союзе осуществляется в соответствии с Договором о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 года и иными международными договорами государств-членов, регулирующими таможенные правоотношения, заключенными в рамках формирования договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства и входящими в соответствии со статьей 99 данного Договора в право Союза (пункт 1 статьи 101).
Предметом же регулирования Таможенного кодекса Таможенного Союза являются, согласно его статье 1, отношения, связанные не только с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, но и с их перевозкой по единой таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем (пункт 1); при этом таможенное регулирование в таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства таможенного союза, - в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза (пункт 2). В соответствии со статьей 2 Таможенного кодекса Таможенного Союза единую таможенную территорию таможенного союза составляют территории Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств - членов таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства - члены Таможенного Союза обладают исключительной юрисдикцией (пункт 1); пределы таможенной территории таможенного союза являются таможенной границей таможенного союза (пункт 2).
Соответственно, оспариваемые заявителем законоположения не могут расцениваться как нарушающие его конституционные права в указанном им аспекте, а потому его жалоба, как не отвечающая критерию допустимости, закрепленному в Федеральном конституционном законе "О Конституционном Суде Российской Федерации", не может быть принята Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Сизова Михаила Владимировича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 19 ноября 2015 г. N 2592-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Сизова Михаила Владимировича на нарушение его конституционных прав статьей 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 420-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)