1. О порядке оценки заявок на участие в открытом конкурсе.
Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрела жалобу, мотивированную тем, что заявителю присвоена низкая оценка в баллах по критерию "квалификация участников закупки".
Комиссия, рассмотрев жалобу, установила, что заявителем к оценке представлены копии договоров, отчетов на выполнение ремонтных работ, а не по оценке недвижимого имущества, как установлено заказчиком в Конкурсной документации, в связи с чем довод жалобы своего подтверждения не нашел.
Вместе с тем, при проведении внеплановой проверки установлено, что участникам закупки под номерами 1, 2, 3, 4, 5, 8 по критерию присвоено 0 баллов в связи с тем, что участниками в составе заявок представлено до 5 отчетов (включительно). Вместе с тем, оценка в "0" баллов отсутствует в документации, в связи с чем конкурсной комиссией нарушен порядок применения оценки по критерию. Комиссия пришла к выводу, что установленный Заказчиком порядок оценки заявок не позволяет выявить лучшее условие выполнения контракта, в связи с отсутствием установленной пропорциональной зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями. Выдано предписание о внесении соответствующих изменений в конкурсную документацию.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 08.10.2015 N К-1297/15
(номер извещения 0173100010515000051)
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Конкурсной комиссии при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссией Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Конкурсной комиссии, необоснованно присвоившей низкую оценку в баллах заявке Заявителя по критерию "Квалификация участников конкурса, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" порядка оценки, установленного в Конкурсной документации по I лоту.
Представители Заказчика, не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Конкурсная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 07.09.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта по I лоту - 14 765 000 рублей;
4) на участие в Конкурсе по I лоту подано 8 заявок от участников закупки;
5) к участию в Конкурсе I лоту допущено 8 участников закупки;
6) дата рассмотрения и оценки заявок по I лоту - 28.09.2015;
7) победителем Конкурса по I лоту признано ООО "***" с предложением о цене контракта 6 629 485 рублей.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки. Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно пункту 3 Правил оценки заявок "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 30.09.2015 N ОЦ-РИ15-18/2015 ЛОТ N 1 (далее - Протокол рассмотрения и оценки заявок) итоговый рейтинг заявки Заявителя составляет 54.10 баллов, заявке присвоено шестое место.
В соответствии с Конкурсной документацией "Показатели по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" определяется наличием у участника конкурса положительных заключений саморегулируемых организаций оценщиков на отчеты по оценке недвижимого имущества начиная с 2014 года на подтверждение стоимости. Порядок присвоения баллов по каждому из показателей указанного критерия - 5 баллов за каждое заключение.
Значимость критерия - 20%, коэффициент значимости критерия - 0,20.
Согласно Конкурсной документацией "Показатели по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" определяется наличием у участника конкурса количеством принятых Заказчиками результатов оказания услуг по оценке недвижимого имущества (отчетов) начиная с 2014 года, подготовленных оценщиками Участника открытого конкурса со стажем оценочной деятельности более 5 (пяти) лет.
Значимость показателя - 100%, Коэффициент значимости показателя - 1. Указанные сведения представляются в табличной форме и подтверждаются представлением в составе заявки количеством положительных заключений саморегулируемых организаций оценщиков отчетов по оценке недвижимого имущества на подтверждение стоимости, полученных Участником открытого конкурса, количество принятых заказчиками результатов оказания услуг по оценке недвижимого имущества
На заседании Комиссии представители Заказчика представили заявку Заявителя и пояснили, что Заявителем к оценке по указанному показателю представлены копии договоров, отчетов на выполнение ремонтных работ, а не по оценке недвижимого имущества, как установлено Заказчиком в Конкурсной документации.
Таким образом, довод жалобы Заявителя о том, что Конкурсная комиссия присвоила низкую оценку в баллах в отношении заявки Заявителя, не нашел своего подтверждения.
В соответствии с частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В Конкурсной документации критерий "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" устанавливается следующим образом:
1 Количество принятых Заказчиками результатов оказания услуг по оценке недвижимого имущества (отчетов)** начиная с 2014 года, подготовленных оценщиками Участника открытого конкурса со стажем оценочной деятельности более 5 (пяти) лет*: Значимость показателя
Коэффициент значимости показателя
до 5 отчетов (включительно) 5 баллов
от 6 до 20 отчетов (включительно) 20 баллов
от 21 до 30 отчетов (включительно) 60 баллов
более 31 отчета 100 баллов
Изучив заявки участников Конкурса, на заседании Комиссии установлено, что участникам под номерами 1, 2, 3, 4, 5, 8 по данному критерию присвоено 0 баллов в связи с тем, что участниками в составе заявок представлено до 5 отчетов (включительно).
Вместе с тем, как установлено Конкурсной документацией, оценка в "0" баллов отсутствует, таким образом, Конкурсной комиссией нарушен порядок применения оценки по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
В связи с чем, Комиссия приходит к выводу, что установленный Заказчиком порядок оценки заявок не позволяет выявить лучшее условие выполнения контракта, в связи с отсутствием установленной пропорциональной зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по указанному показателю.
Действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренных частями 2, 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия признать жалобу необоснованной, признать в действиях Заказчика, Конкурсной комиссии нарушения пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, выдать Заказчику, Конкурсной комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе путем внесения соответствующих изменений в документацию о закупке.
2. О требованиях к составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкции по ее заполнению.
Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрела жалобу, мотивированную тем, что инструкция, содержащаяся в документации о закупке, не позволяет подготовить заявку, поскольку из положений инструкции невозможно сопоставить какими именно нормативными документами следует руководствоваться при предоставлении сведений о товаре, а также неправомерно предусматривает предоставление участниками закупки сведений о химическом составе, веществах товара, используемого при выполнении работ.
Комиссия, рассмотрев жалобу, признала доводы обоснованными, поскольку инструкция по заполнению заявки не позволяет сопоставить показатели товара и требования нормативной документации, а также неправомерно обязывает участника закупки сообщить конкретные показатели веществ, из которых состоит товар, используемый при выполнении работ. Выдано предписание о внесении соответствующих изменений в документацию.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 16.10.2015 N К-1361/15
(номер извещения 0372100005615000329)
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В документации об Аукционе не установлены надлежащим образом требования к показателям соответствия товаров, используемых при выполнении работ потребностям Заказчика, а именно: не установлено какой именно ГОСТ соответствует товару, используемому при выполнении работ.
2. В документации об Аукционе не установлена надлежащая инструкция по заполнению первых частей заявок, поскольку положения указанной инструкции устанавливают требование к описанию участниками закупки химического состава веществ материалов, из которых состоят товары, используемые при выполнении работ.
Представитель Заказчик не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 09.10.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 3 704 458 249,54 рублей;
4) дата проведения Аукциона - 02.11.2015.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В Инструкции установлены требования к техническим характеристикам товаров, необходимых при выполнении работ.
Приложением N 7 к ТЗ документации об Аукционе установлены требования к техническим характеристикам товаров, необходимых при выполнении работ.
Также Приложением N 7 к ТЗ документации об Аукционе указан перечень нормативных документов, распространяющихся на группы товаров: "в данном списке представлены нормативные документы, которые необходимо учитывать при подготовке заявки к данным торгам - ГОСТ 9410-78, ГОСТ 14254-96, ГОСТ 30108-94, ГОСТ 29322-92 , ГОСТ 10178-85, ГОСТ 10354-82, ГОСТ 10704-91, ГОСТ 11068-81, ГОСТ 12816-80, ГОСТ 12820-80, ГОСТ 14918-80, ГОСТ Р 54562-2011, ГОСТ 18288-87, ГОСТ 19111-2001, ГОСТ 19903-74, ГОСТ 20477-86, ГОСТ 25129-82, ГОСТ 26633-2012, ГОСТ 28013-98, ГОСТ 30055-93, ГОСТ 30244-94, ГОСТ 3134-78, ГОСТ 32548-2013, ГОСТ 3282-74, ГОСТ 3634-99, ГОСТ 4028-63, ГОСТ 481-80 , ГОСТ 5306-83, ГОСТ 5457-75, ГОСТ 5583-78, ГОСТ 5781-82, ГОСТ 6266-97, ГОСТ 6465-76, ГОСТ 6564-84, ГОСТ 6617-76, ГОСТ 6782.1-75, ГОСТ 6997-77, ГОСТ 7473-2010, ГОСТ 7827-74, ГОСТ 8020-90, ГОСТ 8240-97, ГОСТ 8267-93, ГОСТ 8292-85, ГОСТ 8509-93, ГОСТ 8732-78, ГОСТ 8736-2014, ГОСТ 9128-2013, ГОСТ 9179-77, ГОСТ 9466-75, ГОСТ 9467-75, ГОСТ 9548-74, ГОСТ Р 32389-2013, ГОСТ Р 52087-2003, СНИП 82-02-95, ГОСТ 53961-2010".
Вместе с тем, инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе, Приложение N 7 к ТЗ документации об Аукционе, не содержат требований, позволяющих определить, какой именно ГОСТ соответствует товару, используемому при выполнении работ.
Кроме того, в соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно Приложению N 7 к ТЗ документации об Аукционе к товарам установлены следующие требования, в том числе, например: Пропан-бутан - Объемная доля жидкого остатка при +20°С: не более 1,6%; Массовая доля меркаптановой серы: не более 0,013%; Массовая доля сероводорода: не более 0,003%; Содержание свободной воды и щелочи: должны отсутствовать; Интенсивность запаха: не менее 3 баллов; уайт-спирит- Массовая доля общей серы: менее 0,025%; Фракционный состав - остаток в колбе: менее 2%; кислород технический газооборазный - Объемная доля кислорода: не менее 99,5%; Объемная доля водорода: от 0,3% до 0,5%; Объемная доля кислорода в рабочих помещениях: не более 23%; Объемная доля водяных паров: не более 0,009% и др.
Комиссия приходит к выводу, что инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели веществ, применяемых при изготовлении указанных товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, применяемых при изготовлении такого товара.
Таким образом, Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлена инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе, что нарушает пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Вышеуказанные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Часть 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта.
Согласно пункту 7.1.47 проекта контракта документации об Аукционе подрядчик принимает на себя обязательства: "привлечь к исполнению контракта организации, указанные в ч. 5 ст. 30 Закона о КС (далее - Организации, Организация), путем заключения с Организациями договоров, направленных на исполнение обязательств по настоящему контракту, на сумму не менее 10% от цены контракта".
Следовательно, проект государственного контракта не содержит конкретного значения объема привлечения к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего объем привлечения к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, нарушают часть 6 статьи 30 Закона о контрактной системе, и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила признать жалобу обоснованной, признать в действиях Заказчика нарушения части 6 статьи 30, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе путем внесения изменений в документацию о закупке.
3. Об ограничении количества участников закупки.
Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрела жалобу заявителя, мотивированную тем, что в документации об аукционе установлены требования к техническим характеристикам товара, которые ограничивают количество участников закупки, и соответствуют продукции только одного производителя, а именно - TruScan.
На заседании Комиссии Заявителем даны объяснения и представлена сравнительная таблица технических характеристик производителей Lumenis, Iridex, Ellex, Zeiss, Lightmed (TruScan), Nidex, Quantel Medica, из которых следует, что в совокупности требованиям к офтальмологическому мультиволновому лазерному аппарату соответствует только продукция производства TruScan.
Доводы жалобы нашли свое подтверждение на заседании Комиссии, в связи с чем выдано предписание о приведении документации в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 22.10.2015 N К-1388/15
(номер извещения 0173100009115000057)
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе установлены требования к техническим характеристикам товара, которые ограничивают количество участников закупки, и соответствуют продукции только одного производителя, а именно - TruScan.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) - 29.09.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 15 139 448,14 рублей;
4) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 2 участника закупки;
6) дата проведения Аукциона -23.10.2015.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об Аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с пунктами 1.1, 2.1 Технического задания документации об Аукционе Заказчиком установлены следующие требования:
1 Офтальмологический мультиволновый лазерный аппарат с принадлежностями 1 шт, Технические характеристики лазерной консоли, Тип лазерного излучающего блока Твердотельный лазер с диодной накачкой, Длина волны, нм 810, Длина волны, нм 577,
2. Офтальмологический лазерный коагулятор с принадлежностями, Технические характеристики лазерного коагулятора, Тип лазера Твердотелый с диодной накачкой с удвоенной частотой, Длина волны (зеленый), нм 532.
На заседании Комиссии представителем Заявителя даны объяснения и представлены доказательства, а именно, сравнительная таблица технических характеристик следующих производителей: Lumenis, Iridex, Ellex, Zeiss, Lightmed (TruScan), Nidex, Quantel Medica, из которых следует, что в совокупности требованиям к офтальмологическому мультиволновому лазерному аппарату с принадлежностями, установленным Заказчиком в документации об Аукционе, соответствует только продукция производства TruScan.
Таким образом, требования к поставляемому товару мультиволновому лазерному аппарату с принадлежностями, установленные Заказчиком в пунктах 1.1, 2.1 Технического задания документации об Аукционе, влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Кроме того, Заказчиком в пункте 2.1 Технического задания документации об Аукционе не указан объем поставляемого товара.
Действия Заказчика, включившего в документацию об аукционе требования к товару, влекущие за собой ограничение количества участников закупки, а также не установившего объем поставляемого товара в пункте 2.1 Технического задания документации об Аукционе противоречат пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки составов административных правонарушений, предусмотренных частями 4.1, 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, участник Аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что согласно протоколу рассмотрения первых частей на участие в электронном аукционе на участие в электронном аукционе от 20.10.2015 N 0173100009115000057-1 заявка участника Аукциона с номером "2" допущена к участию в Аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что заявка с порядковым номером "2" содержит информацию, представленную участником закупки:
- по пункту 1.1 Технического задания документации об Аукционе, а именно, "желтая длина волны 577 нм представлена в отдельном лазерном блоке, который устанавливается сверху на лазерный блок 810 нм+532 нм и работает как единая интегрированная лазерная системе";
- по пункту 2.1 Технического задания документации об Аукционе - "Зеленая длина волны 532 нм совмещена в одном лазерном блоке с 810 нм лазером (п.1). Данный блок объединяется с блоком желтого лазера 577 нм (п.1) в единую интегрированную лазерную системе",
Вместе с тем, согласно документации об Аукционе, необходима поставка комплекта оборудования с техническими характеристиками лазерной консоли с длиной волны 810 нм и длиной волны 577 в одном корпусе.
Таким образом, Заявка номер 2 не соответствует требованиям документации об Аукционе и Закону о контрактной системе.
Таким образом, действия Аукционной комиссии Федерального медико-биологического агентства (далее - Аукционная комиссия), принявшей решение о допуске к участию в Аукционе заявки на участие в Аукционе с номером "2" нарушают часть 4 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Заказчиком в документации об Аукционе не установлена надлежащая инструкция по заполнению первых частей заявок, поскольку указанная инструкция не позволяет определить в отношении каких именно показателей Заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде конкретного значения показателя или диапазона значений показателя).
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации ненадлежащую инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что разъяснения, размещенные на Официальном сайте от 12.10.2015, не содержат предмета запроса о разъяснениях положений документации об Аукционе.
Таким образом, действия Заказчика, не разместившего надлежащим образом на Официальном сайте разъяснения о положениях документации об Аукционе, нарушают часть 4 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. На основании пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе, порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Пункт 6.3 документации об Аукционе содержит следующий порядок предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об Аукционе: "В течение одного часа с момента размещения на официальном сайте разъяснений положений документации о таком аукционе оператор электронной торговой площадки размещает указанную информацию на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также направляет уведомление о разъяснениях всем участникам электронного аукциона, подавшим заявки на участие в нем, уведомление об указанных разъяснениях также лицу, направившему запрос о даче разъяснений положений документации о проведении электронного аукциона, по адресам электронной почты, указанным этими участниками при аккредитации на электронной площадке или этим лицом при направлении запроса и в течение одного рабочего дня прекращает блокирование денежных средств, в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика". При этом, документация об Аукционе не содержит даты начала и окончания срока предоставления участникам Аукциона разъяснений положений документации о Аукционе.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе даты начала и окончания срока предоставления участникам Аукциона разъяснений положений документации об Аукционе, нарушают пункт 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила признать жалобу обоснованной, признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 2, 11 части 1 статьи 64, части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе путем внесения соответствующих изменений в документацию о закупке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, декабрь 2015)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Гриненко А.В.