Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Методика
определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования по специальностям (направлениям подготовки) и укрупненным группам специальностей (направлений подготовки)
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 30 октября 2015 г. N 1272)
I. Общие положения
1. Настоящая Методика устанавливает правила определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования по специальностям (направлениям подготовки) и укрупненным группам специальностей (направлений подготовки) (далее - нормативные затраты) и разработана с целью методического обеспечения перехода к нормативно-подушевому финансированию образовательных программ высшего образование федеральными органами государственной власти (государственными органами), федеральными государственными учреждениями, осуществляющими в соответствии с законодательством Российской Федерации функции и полномочия учредителей федеральных государственных учреждений, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования (далее соответственно - учредители, образовательные организации), в отношении контингента, принятого на обучение по итогам проведения Министерством образования и науки Российской Федерации конкурса по распределению контрольных цифр приема по специальностям (направлениям подготовки) и (или) укрупненным группам специальностей (направлений подготовки) для обучения по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (далее - конкурс), проводимого в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2015 г. N 285 "Об утверждении Правил установления организациям, осуществляющим образовательную деятельность, контрольных цифр приема по профессиям, специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 14, ст. 2128).
Положения настоящей Методики учитываются учредителями при определении нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования по уровням профессионального образования и программ послевузовского профессионального образования, оказываемых государственными образовательными организациями в качестве основных видов деятельности, включенных в базовый (отраслевой) перечень государственных и муниципальных услуг и работ по виду деятельности "Образование и наука"*(1) (далее - государственные услуги):
реализация программ бакалавриата;
реализация программ специалитета;
реализация программ магистратуры;
реализация программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре);
реализация программ ординатуры;
реализация программ ассистентуры - стажировки*(2);
реализация основных профессиональных образовательных программ послевузовского медицинского образования и фармацевтического образования в интернатуре*(3);
реализация программ докторантуры*(4).
2. Для целей настоящей Методики используются следующие понятия:
базовые нормативы затрат - минимальные значения нормативов затрат на оказание единицы государственной услуги по специальностям (направлениям подготовки) и укрупненным группам специальностей (направлений подготовки) по уровням профессионального образования по очной форме обучения;
стоимостная группа специальностей и направлений подготовки - группа, объединяющая специальности (направления подготовки) и укрупненные группы специальностей (направлений подготовки), по которым устанавливаются одинаковые базовые нормативы затраты;
составляющие базовых нормативов затрат - направления расходов, входящие в состав базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг по специальностям (направлениям подготовки) и укрупненным группам специальностей (направлений подготовки) (далее - государственные услуги);
корректирующие коэффициенты - коэффициенты, применяемые к отдельным составляющим базовых нормативов затрат в целях определения нормативных затрат на оказание государственных услуг, отражающие территориальные и отраслевые особенности реализации государственных услуг;
ведущий вуз - федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский государственный университет имени M.B. Ломоносова", федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет", образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория "федеральный университет" или "национальный исследовательский университет", а также федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации*(5).
3. Одновременно с объявлением конкурса Министерством образования и науки Российской Федерации с учетом специфики реализации образовательных программ, требований к условиям их реализации, закрепленных федеральными государственными образовательными стандартами, разработанными в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 661 "Об утверждении Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4377; 2014, N 38, ст. 5069), приоритетов государственной политики*(6), а также с учетом объема бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на указанные цели, формируются:
3.1. Перечень и состав стоимостных групп специальностей и направлений подготовки в отношении контингента, принимаемого на обучение на первый курс начиная с 2015 года;
3.2. Итоговые значения и величина составляющих базовых нормативов затрат в отношении контингента, принимаемого на обучение на первый курс начиная с 2015 года;
3.3. Корректирующие коэффициенты и порядок их применения в отношении контингента, принимаемого на обучение на первый курс с 2015 года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
4. Министерство образования и науки Российской Федерации не позднее 1 июля текущего финансового года утверждает значения корректирующих коэффициентов*(7) и определяет порядок их применения, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, в том числе:
4.1. Территориальные корректирующие коэффициенты:
4.1.1. Корректирующие коэффициенты, учитывающие целевой уровень заработной платы педагогических работников образовательных организаций в регионе*(8);
4.1.2. Корректирующие коэффициенты, учитывающие государственное регулирование цен (тарифов) на коммунальные услуги и затраты на содержание недвижимого имущества.
4.2. Отраслевые корректирующие коэффициенты:
4.2.1. Корректирующий коэффициент, отражающий право ведущего вуза самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты по всем уровням высшего образования;
4.2.2. Корректирующий коэффициент, отражающий использование ведущим вузом права самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты по всем уровням высшего образования*(9);
4.2.3. Корректирующий коэффициент, отражающий законодательно закрепленные особенности реализации государственных программ в образовательных организациях, являющихся уникальными научно-образовательными комплексами*(10);
4.2.4. Корректирующие коэффициенты, отражающие достижение целевых показателей эффективности деятельности ведущего вуза*(9), учитывающие:
средний балл единого государственного экзамена студентов, принятых на специальность (направление подготовки), за исключением лиц, поступивших с учетом особых прав и в рамках квоты целевого приема, или среднее значение средних баллов единого государственного экзамена студентов, принятых на специальность (направление подготовки) укрупненной группы специальностей (направлений подготовки) по результатам единого государственного экзамена и результатам испытаний профессиональной направленности, за исключением лиц, поступивших с учетом особых прав и в рамках квоты целевого приема, и долю студентов, являющихся победителями и призерами заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, членов сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам, проводимых в порядке, установленном Министерством образования и науки Российской Федерации, и студентов, являющихся победителями и призерами олимпиад школьников, принятых на обучение в текущем году по программам бакалавриата и специалитета, в общей численности принятых на обучение по программам бакалавриата и специалитета;
научный потенциал образовательной организации, выраженный в объеме доходов от научных исследований и разработок (за исключением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, государственных фондов поддержки науки), в расчете на одного научно-педагогического работника, включая работающих наг условиях штатного совместительства, без работающих по договорам гражданско-правового характера за год, предшествующий дате определения значений корректирующих коэффициентов, и количестве публикаций в изданиях, индексируемых в реферативно-библиографических базах научного цитирования Web of Science и Scopus, в расчете на 100 научно-педагогических работников за год, предшествующий дате определения значений корректирующих коэффициентов;
4.2.5. Корректирующий коэффициент, отражающий особенности реализации государственной услуги в отношении студентов, являющихся инвалидами и детьми-инвалидами;
4.2.6. Корректирующий коэффициент, отражающий специфику организации образовательного процесса в специализированных учреждениях по работе со студентами, являющимися инвалидами и детьми-инвалидами;
4.2.7. Корректирующие коэффициенты, отражающие формы обучения (очно-заочная, заочная), формы реализации образовательных программ (сетевая), используемые технологии обучения*(11) (дистанционные образовательные технологии, электронное обучение);
4.2.8. Корректирующие коэффициенты, отражающие специфику реализации образовательных программ*(12).
5. При формировании обоснований бюджетных ассигнований федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период Министерством образования и науки Российской Федерации при необходимости уточняются значения базовых нормативов затрат и корректирующих коэффициентов, указанных в пунктах 3.2 и 3.3 настоящей Методики, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
II. Формирование базовых нормативов затрат
6. Базовые нормативы затрат включают в себя затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной услуги, и затраты на общехозяйственные нужды на оказание государственной услуги.
7. В составе затрат, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги, учитываются следующие составляющие затрат:
7.1. Затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда профессорско-преподавательского состава*(13) и других работников образовательной организации, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги*(14), включая страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
7.2. Затраты на приобретение материальных запасов и особо ценного движимого имущества, потребляемого (используемого) в процессе оказания государственной услуги, с учетом срока полезного использования (в том числе затраты на арендные платежи);
7.3. Иные затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной услуги, в том числе;
7.3.1. Затраты на приобретение учебной литературы, периодических изданий, издательских и полиграфических услуг, электронных изданий, непосредственно связанных с оказанием соответствующей государственной услуги;
7.3.2. Затраты на приобретение транспортных услуг, в том числе на проезд профессорско-преподавательского состава до места прохождения повышения квалификации и обратно, на проезд до места прохождения практики и обратно для обучающихся, проходящих практику, и сопровождающих их работников образовательной организации;
7.3.3. Затраты на организацию учебной и производственной практики, в том числе затраты на проживание и оплату суточных для обучающихся, проходящих практику, и их сопровождающих работников образовательной организации, за исключением затрат на приобретение транспортных услуг, указанных в пункте 7.3.2 настоящей Методики;
7.3.4. Затраты на повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, в том числе связанные с наймом жилого помещения, и дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные) профессорско-преподавательского состава на время повышения квалификации, за исключением затрат на приобретение транспортных услуг, указанных в пункте 7.3.2 настоящей Методики.
8. В составе затрат на общехозяйственные нужды учитываются следующие составляющие затрат:
8.1. Затраты на коммунальные услуги, в том числе затраты на холодное и горячее водоснабжение и водоотведение, теплоснабжение, электроснабжение, газоснабжение и котельно-печное топливо;
8.2. Затраты на содержание объектов недвижимого и особо ценного движимого имущества, в том числе затраты на проведение текущего ремонта и мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований, противопожарной безопасности, охранной сигнализации;
8.3. Суммы резерва на полное восстановление состава объектов особо ценного движимого имущества, необходимого для общехозяйственных нужд, формируемого в установленном порядке*(15) в размере начисленной годовой суммы амортизации по указанному имуществу;
8.4. Затраты на приобретение услуг связи, в том числе затраты на местную, междугороднюю и международную телефонную связь, Интернет.
8.5. Затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников образовательной организации, которые не принимают непосредственного участия в оказании государственной услуги (административно-хозяйственного, учебно-вспомогательного персонала и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции), включая страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
8.6. Затраты на организацию культурно-массовой, физкультурной и спортивной оздоровительной работы со студентами;
8.7. Затраты на прочие общехозяйственные нужды.
9. В затраты, указанные в пунктах 8.1, 8.2, 8.6 настоящей Методики, включаются затраты в отношении имущества образовательной организации, используемого для выполнения государственного задания и общехозяйственных нужд, в том числе на основании договора аренды (финансовой аренды) или договора безвозмездного пользования на оказание государственной услуги.
10. Базовые нормативы затрат определяются по стоимостным группам специальностей и направлений подготовки и (или) укрупненным группам специальностей и направлений подготовки.
11. Значения составляющих базовых нормативов затрат на единицу государственной услуги рассчитываются с применением требований федеральных государственных образовательных стандартов, норм материальных, технических и трудовых ресурсов, используемых для оказания государственной услуги, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, строительными нормами и правилами, санитарными нормами и правилами, стандартами, порядками и регламентами оказания государственных услуг в установленной сфере, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При их отсутствии значения отдельных составляющих базовых нормативов затрат рассчитываются в том числе экспертным методом*(16), позволяющим рассчитать базовый норматив затрат на единицу услуги, с учетом объема средств федерального бюджета, предусмотренного на указанные цели сводной бюджетной росписью федерального бюджета и бюджетной росписью главных распорядителей средств федерального бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период.
12. Перечень стоимостных групп специальностей и направлений подготовки формируется с учетом предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27 ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2930, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72; N 14, ст. 2008; N 18, ст. 2625; N 27, ст. 3951, ст. 3989; N 29, ст. 4339, ст. 4364) особенностей организации и осуществления образовательной деятельности, а также в зависимости от приоритетов государственной политики в сфере высшего образования, установленных актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
III. Определение нормативных затрат на оказание государственных услуг по специальностям (направлениям подготовки) и укрупненным группам специальностей (направлений подготовки)
13. Нормативные затраты на оказание единицы i-ной государственной услуги в очередном финансовом году в отношении контингента, принимаемого на обучение начиная с 2015 года по z-ной специальности (направлению подготовки) или укрупненной группе специальностей (направлений подготовки) (), определяются по формуле:
, где:
- объем затрат j-ной составляющей нормативов затрат на оказание i-ной государственной услуги в очередном финансовом году по z-ной специальности (направлению подготовки) или укрупненной группе специальностей (направлений подготовки) в отношении контингента, принимаемого на обучение начиная с 2015 года.
14. Нормативные затраты на оказание i-ной государственной услуги, рассчитанные на очередной финансовый год в отношении контингента, принимаемого на обучение начиная с 2015 года по z-ной специальности (направлению подготовки) или укрупненной группе специальностей (направлений подготовки) (), включают в себя составляющие нормативов затрат, указанные в пункте 8 настоящей Методики.
15. Объем затрат j-ной составляющей нормативных затрат в образовательной организации на оказание единицы i-ной государственной услуги в очередном финансовом году по z-ной специальности (направлению подготовки) или укрупненной группе специальностей (направлений подготовки) в отношении контингента, принимаемого на обучение начиная с 2015 года (), определяется по формуле:
, где:
- размер j-ной составляющей базовых нормативов затрат на оказание i-ной государственной услуги для специальностей (направлений подготовки) или укрупненной группы специальностей (направлений подготовки), установленных в отношении контингента, принимаемого на обучение начиная с 2015 года;
- произведение значений (d) территориальных корректирующих коэффициентов для j-ной составляющей базовых нормативов затрат по /-ному территориальному корректирующему коэффициенту;
- произведение значений (с) отраслевых корректирующих коэффициентов для j-ной составляющей базовых нормативов затрат по h-ному отраслевому корректирующему коэффициенту.
_____________________________
*(1) Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 16 июня 2014 г. N 49н "Об утверждении Перечня видов деятельности, по которым федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, формируются базовые (отраслевые) перечни государственных и муниципальных услуг и работ" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 июля 2014 г., регистрационный N 33056)
*(2) Подпункт "б" пункта 2 части 3 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2014, N 23, ст. 2930)
*(3) В соответствии с частью 4 статьи 108 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2014, N 6, ст. 562; N 19, ст. 2284; 2015, N 1, ст. 53; N 29, ст. 4364)
*(4) В отношении лиц, принятых в докторантуру до 1 января 2014 г. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2014 г. N 267 "Об утверждении Положения о докторантуре" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 15, ст. 1759)
*(5) Часть 10 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2015, N 18, ст. 2625)
*(6) В том числе с учетом требований абзаца девятого подпункта "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 19, ст. 2336)
*(7) В соответствии с пунктами 25 и 26 Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 28, ст. 4226)
*(8) С учетом положений абзаца шестого подпункта "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 19, ст. 2334)
*(9) На основании данных мониторинга системы образования, проводимого в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4378)
*(10) Часть 1 статьи 1 Федерального закона от 10 ноября 2009 г. N 259-ФЗ "О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 46, ст. 5418; 2013, N 19, ст. 2311; N 27, ст. 3477; 2015, N 10, ст. 1422)
*(11) Применяются при указании соответствующих характеристик образовательных программ в государственном задании на оказание государственных услуг (выполнение работ)
*(12) В том числе с учетом требований абзаца девятого подпункта "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 19, ст. 2336)
*(13) Для филиалов федеральных государственных образовательных организаций высшего образования затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда профессорско-преподавательского состава рассчитываются с учетом их фактического местонахождения и требований абзаца шестого подпункта "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 19, ст. 2334)
*(14) В случаях установленных федеральными государственными образовательными стандартами
*(15) В порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640 "О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 28, ст. 4226)
*(16) В течение переходного периода в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640 "О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 28, ст. 4226)
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 октября 2015 г. N 1272 "О Методике определения нормативных затрат на... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.