Представление Счетной палаты РФ от 14 апреля 2015 г. N ПР 12-54/12-04
В соответствии с пунктом 2.3.2.6 Плана работы Счетной палаты Российской Федерации на 2014 год и пунктом 2.4.1.3 Плана работы Счетной палаты Российской Федерации на 2015 год проведено контрольное мероприятие "Проверка исполнения соглашений между Министерством образования и науки Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по достижению целевых показателей (нормативов) оптимизации сети государственных (муниципальных) образовательных организаций" на объекте Правительство Вологодской области (г. Вологда), по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. Оптимизационные мероприятия в Вологодской области проводятся без заключения соглашений между Правительством Вологодской области и муниципальными образованиями области об обеспечении в 2014 - 2018 годах достижения целевых показателей оптимизации сети муниципальных образовательных организаций, определенных муниципальными планами мероприятий "дорожными картами" "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки".
2. В нарушение срока, рекомендованного постановлением Правительства Вологодской области от 25 февраля 2013 года N 201 "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения, направленные на повышение эффективности образования" на 2013 - 2018 годы" (далее - "дорожная карта" Вологодской области") утверждены муниципальные "дорожные карты" пятью муниципальными образованиями области (Бабаевский, Верховажский, Тарногский районы и города Вологда и Череповец).
3. В 2014 году на территории Вологодской области высвобождено 1 313 работников, в том числе: в дошкольных образовательных организациях - 685 человек; общеобразовательных организациях - 308 человек; дополнительного образования детей - 48 человек; среднего профессионального образования - 177 человек; организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - 95 человек. Из них трудоустроены - 765 человек (58,3%), в том числе: в дошкольных образовательных организациях - 520 человек (75,8%); общеобразовательных организациях - 179 человек (57,6%); дополнительного образования детей - 5 человек (11,4%); среднего профессионального образования - 53 человека (29,9%), организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - 8 человек (8,4%).
При этом нормативные правовые акты и иные распорядительные документы, в том числе программы повышения квалификации, профессиональной переподготовки высвобожденных кадров либо их дальнейшего трудоустройства, в проверяемом периоде не издавались.
4. Проведение оптимизационных мероприятий не учитывает в полной мере приближение образовательных организаций к месту жительства детей ввиду того, что 32 населенных пункта Вологодской области с численностью населения от 301 до 1,5 тыс. жителей не имеют дошкольных образовательных организаций, 2 населенных пункта находятся на расстоянии, превышающем 25 км до ближайшей дошкольной образовательной организации, и 51 населенный пункт не имеет образовательных организаций, осуществляющих обучение по программам начального общего образования. При этом пути общественного транспорта проходят только через 83,3% данных населенных пунктов.
5. В 2014 году не достигнуто 4 показателя (норматива) оптимизации сети государственных (муниципальных) образовательных организаций, предусмотренных Соглашением N СОГ-18/02 от 20 мая 2014 г. между Минобрнауки России и Правительством Вологодской области об обеспечении в 2014 - 2018 годах достижения целевых показателей оптимизации сети государственных (муниципальных) образовательных организаций, определенных региональным планом мероприятий "дорожной картой" "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки" (далее - Соглашение), в том числе:
- значения показателя соотношения заработной платы педагогических работников государственных (муниципальных) образовательных организаций к заработной плате в зависимости от уровней образования по 3 из 6 уровней образования;
- значения показателя численности обучающихся (воспитанников) в расчете на 1 педагогического работника в организациях дополнительного образовании детей.
6. Установлены нарушения при расчетах значений целевых показателей оптимизации сети государственных (муниципальных) образовательных организаций;
6.1. значения показателей по соотношению численности получающих образовательные услуги в расчете на одного педагогического работника по дошкольному, общему и среднему профессиональному образованию на период с 2013 по 2018 годы установлены в "дорожной карте" Вологодской области и Соглашении на основании значений, указанных в письме Минобрнауки России от 25 апреля 2014 г. N АК-1010/02, что не соответствует данным официальной статистики;
6.2. значения показателя "численность обучающихся (воспитанников) образовательных организаций в расчете на одного педагогического работника" по дошкольному и общему образованию установлены "дорожной картой" Вологодской области и Соглашением на 2014 год ниже фактически достигнутых в 2013 году значений;
6.3. показатель соотношения заработной платы в организациях дополнительного образования детей, использованный в целях расчета объема высвобождаемых средств, рассчитан по отношению к средней заработной плате в регионе, а не к средней заработной плате учителей в регионе, как установлено Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы" (далее - Указ N 761), "дорожной картой" Вологодской области и Соглашением.
В результате значение показателя объема финансовых средств, полученных за счет оптимизационных мероприятий, направленного на повышение заработной платы педагогических работников в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" (далее - Указ N 597), от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы", от 28 декабря 2012 г. N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Указ N 1688), запланированного Вологодской областью на 2014 год в сумме 179,5 млн. рублей, подтверждается расчетом показателя по уровням образования только на 157,7 млн. рублей.
7. В образовательных организациях Вологодской области в результате оптимизационных мероприятий возросла нагрузка на одного педагогического работника. Таким образом, рост уровня средней заработной платы педагогических работников вызван изменением нагрузки на одного работника (за счет внутреннего совместительства), а не фактическим увеличением размера оплаты его труда в основное рабочее время, что не соответствует положениям Указа N 597.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" Правительству Вологодской области предлагается:
1. Заключить Соглашения между Правительством Вологодской области и муниципальными образованиями области об обеспечении в 2015 - 2018 годах достижения целевых показателей оптимизации сети муниципальных образовательных организаций, определенных муниципальными планами мероприятий "дорожными картами" "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки".
2. Обеспечить организацию контроля выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственными (муниципальными) учреждениями Вологодской области с целью своевременного изменения объема финансового обеспечения в случае изменения соответствующих показателей.
3. Принять меры по обеспечению реального роста заработной платы педагогических работников (в пределах нормы педагогической нагрузки, предусмотренной действующим законодательством) в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".
4. Проанализировать причины возникновения неравенства в доступе к качественному образованию между городскими и сельскими поселениями Вологодской области и принять меры по их устранению.
5. Обеспечить транспортное обслуживание обучающихся до общеобразовательной организации и обратно специально выделенным транспортом, предназначенным для перевозки детей, в соответствии с правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской федерации от 29 декабря 2010 г. N 189.
6. Принять дополнительные меры по трудоустройству работников, высвобождаемых в ходе оптимизационных мероприятий.
7. Проанализировать причины, не позволившие достичь значений показателей, предусмотренных Соглашением N СОГ-18/02 от 20 мая 2014 г. между Минобрнауки России и Правительством Вологодской области об обеспечении в 2014 - 2018 годах достижения целевых показателей оптимизации сети государственных (муниципальных) образовательных организаций, определенных региональным планом мероприятий ("дорожной картой") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки".
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 30 марта 2015 г. N 12К(1023).
О результатах рассмотрения настоящего представления и принятых мерах необходимо проинформировать Счетную палату Российской Федерации в течение 60 дней со дня его получения.
Аудитор |
А.В. Филипенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 14 апреля 2015 г. N ПР 12-54/12-04
Текст представления официально опубликован не был