Представление Счетной палаты РФ от 13 апреля 2015 г. N ПР 12-47/12-02
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2015 год проведено контрольное мероприятие "Проверка исполнения соглашений между Министерством культуры Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по достижению целевых показателей (нормативов) оптимизации сети государственных (муниципальных) учреждений культуры" в Челябинской области, по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. Взаимодействие Министерства культуры Челябинской области (далее - Минкультуры области) с органами местного самоуправления муниципальных образований по вопросам реализации соглашения от 5 июня 2014 г. N 1770-01-40/04-14 об обеспечении достижения в 2014-2018 годах целевых показателей (нормативов) оптимизации сети государственных (муниципальных) учреждений культуры, определенных Планом мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры Челябинской области" (далее - Соглашение) осуществлялось на низком уровне.
Каких-либо рекомендательных документов по вопросу разработки показателей эффективности деятельности муниципальных учреждений культуры, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников, а также по планированию мероприятий по оптимизации сети учреждений культуры с учетом социальных нормативов и норм, одобренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 г. N 1063-р (с изменениями в части культуры, одобренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2007 г. N 923-р) (далее - Социальные нормативы и нормы) в 2014 году Минкультуры области не разрабатывалось и в адрес органов местного самоуправления Челябинской области не направлялось.
Несмотря на то, что мероприятия по оптимизации проводятся с 2013 года, из 43 муниципальных образований Челябинской области показатели эффективности деятельности муниципальных учреждений культуры и их руководителей утверждены только в 36 муниципальных образованиях.
Сбор информации о планировании муниципальными образованиями в 2014 году мероприятий по оптимизации осуществлялся только в разрезе планируемых и фактически полученных средств за счет данных мероприятий, без анализа конкретных мероприятий, в связи с чем Минкультуры области не обладало достоверной информацией о результатах проводимых мероприятий.
В результате, несмотря на недостаточный уровень обеспеченности учреждениями культуры, в ходе мероприятий по оптимизации сети уровень обеспеченности библиотеками населения Челябинской области снизился с 60,7% до 58,8%. Обеспеченность учреждениями клубного типа населения городских округов в 2014 году составила 38,2%).
2. Плановые значения показателей Соглашения устанавливались без проведения предварительного анализа доступности для населения услуг учреждений культуры, с учетом Социальных нормативов и норм, а также прогноза возможности достижения показателей.
В результате распоряжением Правительства Челябинской области от 17 декабря 2014 г. N 832-рп в план мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры в Челябинской области", утвержденный распоряжением Правительства Челябинской области от 19 апреля 2013 г. N 84-рп (далее - "Дорожная карта" Челябинской области), внесены изменения, согласно которым плановые значения каждого из двух показателей ("соотношение объема средств от оптимизации расходов и объема средств, предусмотренного на повышение оплаты труда работников государственных (муниципальных) учреждений культуры" и "объем средств, полученных за счет проведения мероприятий по оптимизации") за 2014 год снижены в 4,4 раза.
Дополнительное соглашение, предусматривающее внесение изменений в Соглашение, с учетом изменений показателей, внесенных в "Дорожную карту" Челябинской области между Министерством культуры Российской Федерации и высшим органом власти Челябинской области не заключено.
3. Минкультуры области не осуществляло должного контроля за проводимыми в проверяемый период подведомственными государственными учреждениями культуры мероприятиями по оптимизации численности персонала и сокращению расходов на содержание. Сведения о планируемых вышеуказанных мероприятиях в Минкультуры области отсутствуют. Сбор информации по данному вопросу Минкультуры области осуществлялся в 2014 году только в разрезе планируемых и фактически полученных средств за счет вышеуказанных мероприятий, без анализа конкретных мероприятий.
В результате мероприятий по реорганизации ГБУК "Каменный пояс" в форме присоединения его к ГБУК "Челябинский государственный краеведческий музей" ежемесячный фонд оплаты труда увеличился всего на 2,3 тыс. рублей, доходы ГБУК "Челябинский государственный краеведческий музей" от оказания платных услуг за 2014 год получены на 22,4% меньше, чем за 2013 год. Предусмотренного в обосновании к реорганизации прогнозируемого увеличения дохода от оказания платных услуг на 10-12% ГБУК "Челябинский государственный краеведческий музей" не произошло.
4. В результате вышеуказанных нарушений и недостатков плановые значения целевых показателей оптимизации сети в 2014 году, установленные "Дорожной картой" Челябинской области в конце 2014 года, достигнуты по 5 из 13 показателей, или 38,5% от указанного количества показателей.
При этом плановые значения целевых показателей, установленные Соглашением, достигнуты только по 3 из 13 показателей, или 23% от общего количества указанных показателей.
5. В ходе проверки в Челябинской области отмечены факты, свидетельствующие о возможном злоупотреблении должностными полномочиями при реализации мероприятий по оптимизации численности персонала.
Так, согласно справке начальника Управления культуры (Е.В. Подшивалова) Катав-Ивановского муниципального района все должности, сокращенные в целях оптимизации численности (48,25 штатных единиц), на момент сокращения являлись вакантными, в связи с чем 1 марта 2014 года главе администрации Катав-Ивановского муниципального района Управлением культуры направлено обращение с предложением о сокращении вакантных ставок.
Проверкой установлено, что заявления сотрудников, занимающих ранее сокращаемые должности, на увольнение по собственному желанию датированы от 25 и 28 февраля 2014 года, из них 25 заявлений подписаны 28 февраля 2014 года, то есть за один день до направления Управлением культуры предложений о сокращении вакантных ставок.
В Чебаркульском муниципальном районе Челябинской области в результате проведения мероприятий по оптимизации численности персонала в уведомлениях о сокращении штатной численности сотрудникам предлагались должности, не соответствующие их профессиональной квалификации, а именно: главному бухгалтеру муниципального образовательного учреждения "Кундравинская школа искусств", кассиру, рабочему по уборке территории - должность преподавателя общего фортепиано.
6. При проведении администрацией Кунашакского муниципального района реорганизационных мероприятий, включающих ликвидацию МУ "Управление культуры администрации Кунашакского муниципального района", подведомственных ему муниципальных учреждений и МКУ "Управление по физической культуре, спорту и молодежной политике", а также создание на базе ликвидированных учреждений МУ "Управление культуры, спорта, молодежной политики и информации администрации Кунашакского муниципального района" и МКУ "Культура, досуг и молодежная политика", нарушено гражданское законодательство Российской Федерации.
Так, в нарушение подпункта 3 пункта 2 статьи 15 и пункта 4 статьи 24 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" в результате проведения администрацией Кунашакского муниципального района Челябинской области реорганизационных мероприятий учредителем вновь созданного муниципального казенного учреждения "Культура, досуг и молодежная политика" согласно его положению является муниципальное казенное учреждение "Управление культуры, спорта, молодежной политики и информации администрации Кунашакского муниципального района".
На момент проведения контрольного мероприятия ликвидационные мероприятия в отношении указанных юридических лиц не завершены. Соответствующие записи в Единый государственный реестр юридических лиц не внесены. Имущество данных юридических лиц (включая недвижимое имущество и библиотечный фонд) в муниципальную казну не передано и числится на их балансе.
Таким образом, услуги по доступу населения Кунашакского муниципального района к культурным ценностям (библиотечный фонд и т.д.) оказываются вновь созданными муниципальными учреждениями культуры при отсутствии правовых оснований для этого, поскольку данное имущество на их балансе не числится.
В соответствии с новой структурой библиотечной системы Кунашакского муниципального района, образованной в результате реорганизационных мероприятий, сельские библиотеки, находящиеся на территории сельских поселений, являются филиалами районной библиотеки, которая входит в структуру МКУ "Культура, досуг и молодежная политика". Филиалы районной библиотеки (сельские библиотеки) размещаются в помещениях и зданиях, находящихся в собственности администраций сельских поселений. Договоры безвозмездного пользования на данные помещения заключены с администрациями сельских поселений только по 23 из 33 филиалов районной библиотеки, в связи с чем 10 филиалов районной библиотеки находятся в занимаемых помещениях без правовых оснований.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Правительству Челябинской области предлагается следующее.
1. Разработать комплекс мер, направленный на повышение качества взаимодействия Минкультуры области с органами местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области по вопросам реализации Соглашения, предусматривающих, в том числе:
проведение анализа сети учреждений государственных и муниципальных учреждений культуры Челябинской области с учетом соблюдения уровня обеспеченности населения учреждениями культуры, установленных Социальными нормативами и нормами,
разработку и направление в адрес органов местного самоуправления Челябинской области рекомендательных документов по вопросу разработки показателей эффективности деятельности муниципальных учреждений культуры, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников;
проведение анализа реализации Соглашения с выявлением причин отклонений от установленных показателей, в том числе анализа плановых значений показателей Соглашения с учетом возможности их достижения при условии соблюдения Социальных норм и нормативов и обеспечения необходимой доступности услуг учреждений культуры для населения и дальнейшим планированием мероприятий с учетом указанного анализа;
учитывая недостаточный уровень обеспеченности учреждениями культуры, особенно в сельской местности - развитие внестационарных и выездных форм обслуживания населения, а также обслуживания с помощью дистанционных информационно-телекоммуникационных технологий;
осуществление мониторинга по планированию и реализации подведомственными учреждениями и муниципальными образованиями Челябинской области мероприятий по оптимизации сети учреждений культуры в разрезе конкретных мероприятий.
2. Обеспечить:
заключение с Министерством культуры Российской Федерации дополнительного соглашения, предусматривающего внесение изменений в Соглашение, с учетом изменений показателей, внесенных в "Дорожную карту" Челябинской области;
осуществление контроля со стороны территориальных органов государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
3. Направить в адрес глав муниципальных образований разъяснения о недопустимости нарушения законодательства Российской Федерации при проведении мероприятий по оптимизации сети учреждений культуры.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 30 марта 2015 г. N 12К(1023).
О результатах рассмотрения настоящего представления и принятых мерах необходимо проинформировать Счетную палату Российской Федерации в срок до 1 июля 2015 года.
Аудитор |
А.В. Филипенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 13 апреля 2015 г. N ПР 12-47/12-02
Текст представления официально опубликован не был