Представление Счетной палаты РФ от 26 мая 2015 г. N ПР 12-69/12-02
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2015 год проведена внешняя проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" в Федеральном агентстве по туризму (далее - Ростуризм, Агентство), по результатам которой выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. В нарушение пункта 6 Порядка ведения реестра расходных обязательств, утвержденного приказом Минкультуры России от 6 августа 2007 г. N 1245, Ростуризмом реестр расходных обязательств на 2014 - 2016 годы для подготовки предварительного сводного реестра расходных обязательств Минкультуры России в установленный срок - до 1 февраля 2013 года представлен не был.
2. В представленных обоснованиях бюджетных ассигнований по форме 0505184 сведения о нормативных правовых актах, устанавливающих порядок расчета объема бюджетных ассигнований на закупки федеральных органов исполнительной власти на общую сумму 388 917,7 тыс. рублей, отсутствуют, что не соответствует положениям пункта 26 Методических рекомендаций по составлению плановых реестров расходных обязательств, обоснований бюджетных ассигнований на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов (письмо Минфина России от 11 июля 2013 г. N 16-01-08/26933, приложение N 5).
3. В 2014 году Агентством в рамках реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2013 г. N 317 (далее - государственная программа), было заключено 10 государственных контрактов на проведение научно-исследовательских работ в области туризма на общую сумму 27 977,5 тыс. рублей, результаты которых использовались (или планируется использовать) при подготовке предложений о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, регламентирующих туристическую деятельность, предложений в доклад Минкультуры России по вопросам формирования имиджа России как страны благоприятной для туризма, для организации обучающих программ.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления Правительства РФ N 317 следует читать как "15 апреля 2014 г."
Все государственные контракты (договоры) на выполнение НИР Агентством были заключены в IV квартале 2014 года со сроком исполнения в течении 20 - 60 дней с даты заключения контракта. Из 10 контрактов 4 заключены в декабре 2014 года со сроком исполнения 20 и менее дней. Агентством приняты работы по всем контрактам. Вместе с тем при выполнении исполнителем научно-исследовательских работ в сроки недостаточные для проведения глубокого научного исследования и анализа у заказчика возникает риск принятия работ (отчетов) низкого качества без научной новизны, что не соответствует требованиям, предъявляемым к научным исследованиям определенным статьей 769 Гражданского кодекса Российской Федерации.
4. Агентством при размещении заказа в форме открытого конкурса на выполнение НИР по теме: "Анализ международного законодательства и законодательства Российской Федерации в области правового регулирования социального туризма с целью подготовки предложений по совершенствованию государственного регулирования социального туризма в Российской Федерации" (далее - НИР) обоснование начальной (максимальной) цены контракта в сумме 3 000,0 тыс. рублей определялось методом сопоставимых рыночных цен путем направления запросов исполнителям, осуществляющим идентичные работы.
Вместе с тем Агентством запросы о стоимости НИР были направлены организациям, не осуществляющим научную деятельность, что не соответствует требованиям части 5 статьи 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
5. В 2014 году в рамках реализации мероприятий подпрограммы "Туризм" государственной программы на зарубежные командировки сотрудников Агентства для участия в международных туристских выставках были использованы средства федерального бюджета в сумме 12 346,6 тыс. рублей.
Оценка эффективности реализации указанных мероприятий Агентством не осуществлялась, анализ динамики показателей региональных туристических потоков иностранных граждан и количества заключенных контрактов о сотрудничестве с международными туроператорами не проводится, в связи с чем определить результативность использования указанных средств не представляется возможным.
6. Федеральной адресной инвестиционной программой, утвержденной Минэкономразвития России 9 января 2014 года (далее - ФАИП) на реализацию мероприятий по созданию и развитию туристско-рекреационных кластеров с субъектами Российской Федерации было заключено 29 соглашений о предоставлении субсидий из федерального бюджета на софинансирование строительства объектов государственной (муниципальной) собственности (далее - соглашения), в соответствии с которыми на 2014 год предусматривалось введение в эксплуатацию 21 объекта обеспечивающей инфраструктуры. Фактически было введено в эксплуатацию только 2 объекта от предусмотренного планом, что свидетельствует о недостаточном контроле со стороны Ростуризма за исполнением субъектами Российской Федерации обязательств, установленных соглашениями.
7. Ростуризмом субсидии из федерального бюджета, предусмотренные в рамках ФАИП на создание туристско-рекреационных кластеров, на общую сумму 2 244 985,1 тыс. рублей были перечислены бюджетам субъектов Российской Федерации 26 декабря 2014 года, что не позволило им использовать указанные средства в отчетном периоде и привело к образованию значительных остатков на счетах регионов, подлежащих возврату в федеральный бюджет. По состоянию на 1 января 2015 года объем неиспользованных средств субсидий, перечисленных субъектам Российской Федерации, составил 2 385 679,6 тыс. рублей.
8. Ростуризмом на основании соглашения от 9 декабря 2014 г. N 116-14-12-09-01, заключенного с Правительством Вологодской области, бюджету Вологодской области была предоставлена субсидия в размере 56 234,7 тыс. рублей на объект "Корректировка проектной документации на благоустройство Пречистенской набережной от пешеходного моста до улицы Лермонтова в городе Вологде", что противоречит положениям раздела IV "Обоснование ресурсного обеспечения программы" федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2011 г. N 644, в соответствии с которым подготовка проектной документации по инвестиционным проектам строительства обеспечивающей инфраструктуры осуществляется за счет средств частных инвесторов или средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
9. Агентством приняты акты приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (форма N КС-14), представленные субъектами Российской Федерации в соответствии с вышеуказанными соглашениями к отчетам об использовании субсидий, которые оформлены с нарушением требований порядка заполнения, утвержденного постановлением Госкомстата Российской Федерации от 11 ноября 1999 г. N 100 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ", в части отсутствия стоимости объекта по утвержденной проектно-сметной документации и стоимости принимаемых основных фондов, что свидетельствует об отсутствии контроля Ростуризма за качеством представляемых отчетных документов, предусмотренных соглашениями.
10. Ростуризмом перед составлением годовой бюджетной отчетности проведена инвентаризации активов и обязательств, предусмотренная пунктом 7 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. N 191н., в ходе которой сверка расчетов с Филиалом N 21 Государственного учреждения - Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации осуществлена не была.
11. Средства федерального бюджета в сумме 27 914,0 тыс. рублей, предоставленные бюджету Ростовской области в соответствии с соглашением от 29 ноября 2011 г. N 601, заключенным Минспорттуризмом России и Правительством Ростовской областью на строительство объектов обеспечивающей инфраструктуры автотуристского кластера "Всплеск", из которых 23 844,9 тыс. рублей не использовались более двух лет и были возвращены в федеральный бюджет без достижения результата.
12. В нарушение пунктов 14 и 16 Положения об учете федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 447, Агентство в 2014 году не представило в Росимущество документы на приобретенное и выбывшее имущество для внесения сведений в реестр федерального имущества.
13. При исполнении Ростуризмом полномочий собственника имущества в отношении подведомственного Федерального государственного унитарного предприятия "ГИПРОТЕАТР" (далее - предприятие) допущены следующие нарушения:
изменения в учредительные документы предприятия внесены с нарушением срока, установленного распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2013 г. N 1784-р, на 3 месяца;
программа деятельности предприятия на 2015 год не утверждена, а также решения, предусматривающие перечисление в федеральный бюджет части прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей, сформировавшейся по результатам деятельности за 2013 и 2014 годы, не принимались, что не соответствует требованиям подпунктов "д" и "о" пункта 1.1. постановления Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2004 г. N 739 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия".
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
15. Административный регламент по предоставлению Федеральным агентством по туризму государственной услуги по формированию и ведению единого федерального реестра туроператоров, утвержденный приказом Минспорттуризма России от 26 сентября 2011 г. N 1117, не соответствует требованиям подпункта "д" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 в части снижения времени ожидания в очереди до 15 минут.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" Ростуризму предлагается следующее.
1. Обеспечить выполнение положений постановления Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2004 г. N 739 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия" в части утверждения программы деятельности ФГУП "ГИПРОТЕАТР" на 2015 год и принятия решения о перечислении предприятием в федеральный бюджет части прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей, сформировавшейся по результатам деятельности за 2014 год.
2. Провести инвентаризацию дебиторской и кредиторской задолженности по доходам федерального бюджета за 2014 год.
3. Привести в соответствие с требованиями подпункта "д" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Административный регламент по предоставлению Федеральным агентством по туризму государственной услуги по формированию и ведению единого федерального реестра туроператоров, утвержденный приказом Минспорттуризма России от 26 сентября 2011 г. N 1117, в части снижения времени ожидания в очереди при обращении заявителя для получения государственной услуги до 15 минут.
4. Привлечь к ответственности в установленном порядке должностных лиц, допустивших нарушения бюджетного законодательства и других нормативных правовых актов и распорядительных документов при исполнении федерального бюджета за 2014 год.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 18 мая 2015 г. N 20К (1031).
О результатах рассмотрения настоящего представления и принятых мерах необходимо проинформировать Счетную палату Российской Федерации до 1 октября 2015 года.
Аудитор |
А.В. Филипенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 26 мая 2015 г. N ПР 12-69/12-02
Текст представления официально опубликован не был