Постановление Верховного Суда РФ от 4 декабря 2015 г. N 308-АД15-10562
Судья Верховного Суда Российской Федерации Першутов А.Г.,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Международная группа винодельческих компаний "Святая Елена" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.11.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2015 по делу N А32-32330/2014 по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Международная группа винодельческих компаний "Святая Елена" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу (далее - административный орган) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Международная группа винодельческих компаний "Святая Елена" (далее - общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.11.2014 общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2015 решение суда первой инстанции изменено, резолютивная часть решения суда первой инстанции изложена в следующей редакции: "Привлечь общество с ограниченной ответственностью "Международная группа винодельческих компаний "Святая Елена" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Заявитель обратился в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой, в которой просит об отмене обжалуемых судебных актов, считая их незаконными.
При изучении доводов жалобы и принятых судебных актов оснований для удовлетворения жалобы не установлено.
Судами установлено, что в ходе проведенной управлением внеплановой выездной проверки общества по вопросам соблюдения действующего законодательства Российской Федерации в области оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции выявлено нарушение абз. 27 пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", пункта 2, подпункта 3 пункта 2 Технических условий в области производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции в части хранения алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, расфасованной в потребительскую тару, утвержденных приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 26.10.2010 N 59н, а именно: хранение алкогольной продукции не в помещениях, предназначенных исключительно для осуществления приемки, хранения, отпуска и учета продукции; расстояние от стен до поддонов с алкогольной продукцией составляет менее 0,5 м.
18.08.2015 административный орган составил протокол N 11-17/168 об административном правонарушении, квалифицированном по части 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как оборот алкогольной продукции с нарушением лицензионных требований.
В порядке статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях управление направило заявление и материалы дела в арбитражный суд для привлечения общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 Кодекса.
Суд первой инстанции, привлекая общество к административной ответственности, указал, что обществом допущено нарушение лицензионных требований.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда, правомерно исходил из разъяснений, содержащихся в пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 47 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", согласно которым при рассмотрении дел, связанных с применением административной ответственности, судам надлежит исходить из того, что по смыслу Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, не соответствующей государственным стандартам и техническим условиям, является нарушением лицензионных требований. Вместе с тем ответственность за такие нарушения наступает не на основании частей 1 или 2 статьи 14.17 КоАП РФ, а согласно статье 14.43 КоАП РФ, поскольку статья 14.43 является специальной по отношению к частям 1 и 2 статьи 14.17 и устанавливает административную ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) и продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам, в том числе производства, хранения, перевозки и реализации.
Довод общества об ухудшении его положения был предметом рассмотрения судов и получил надлежащую правовую оценку в постановлении суда апелляционной инстанции исходя из положений пункта 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ и разъяснений, изложенных в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Ссылка на иную практику несостоятельна, поскольку постановление о привлечении к ответственности в приведенных судебных актах признано незаконным в связи с выводом судов о повтором привлечении к ответственности и противоречит принципу однократности наказания.
Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судами норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации постановил:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2015 по делу N А32-32330/2014 Арбитражного суда Краснодарского края оставить без изменения, а жалобу общества с ограниченной ответственностью "Международная группа винодельческих компаний "Святая Елена" - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
А.Г. Першутов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Суда РФ от 4 декабря 2015 г. N 308-АД15-10562 по делу N А32-32330/2014
Текст постановления официально опубликован не был