Кассационное определение СК по делам военнослужащих Верховного Суда РФ от 24 ноября 2015 г. N 203-КГ15-4
Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Крупнова И.В.,
судей Замашнюка А.Н., Сокерина С.Г.,
при секретаре Рябцевой А.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе представителя федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Управление) на решение Саратовского гарнизонного военного суда от 15 октября 2014 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приволжского окружного военного суда от 16 января 2015 г. по делу об оспаривании Соколовским М.В. действий начальника территориального отделения (заселения) Управления (в Саратовской области - г. Саратов), связанных с расчетом размера жилищной субсидии.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Сокерина С.Г., изложившего обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, заслушав выступления представителя должностных лиц Тутовой Ю.А. в поддержку кассационной жалобы и заявителя Соколовского М.В., возражавшего против её удовлетворения, Судебная коллегия по делам военнослужащих установила:
указанным решением гарнизонного военного суда, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, заявление Соколовского удовлетворено.
Признав незаконными оспариваемые действия начальника территориального отделения (заселения) Управления (в Саратовской области - г. Саратов), связанные с расчетом размера жилищной субсидии с учетом поправочного коэффициента 2,25, суд возложил на названное должностное лицо обязанность указать в уведомлении о праве Соколовского на получение жилищной субсидии поправочный коэффициент 2,375.
Определением судьи Приволжского окружного военного суда от 8 июля 2015 г. в передаче кассационной жалобы представителя Управления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказано.
В кассационной жалобе в Верховный Суд Российской Федерации представитель Управления выражает несогласие с названными судебными постановлениями, просит их отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование жалобы ее автор, анализируя нормы действующего законодательства, утверждает, что коэффициент 2,375 должен применяться лишь к гражданам, уволенным с военной службы. Соколовский не относится к категории лиц, указанных в п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", в связи с чем отсутствуют основания для применения к нему п. 9 Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 г. N 76.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 23 октября 2015 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 8 марта 2015 г. N 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного производства Российской Федерации" не рассмотренные до 15 сентября 2015 г. апелляционные, кассационные, надзорные жалобы (представления), частные жалобы (представления) разрешаются в соответствии с процессуальным законом, действующим на момент рассмотрения таких жалоб (представлений).
Согласно ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Рассмотрев материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела допущена ошибка в применении норм материального права, что выразилось в следующем.
Из материалов дела следует, что Соколовский М.В., относящийся к категории военнослужащих, на весь период военной службы обеспечиваемых служебными жилыми помещениями и имеющий общую продолжительность военной службы более 16 лет, ввиду увольнения с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями обратился к начальнику Управления с заявлением об обеспечении его жилищной субсидией с поправочным коэффициентом для ее расчета в размере 2,375.
Решением начальника территориального отделения (заселения) Управления (в Саратовской области - г. Саратов) от 10 сентября 2014 г. N 1292 в удовлетворении заявления Соколовского М.В. о перерасчете размера жилищной субсидии отказано, поскольку ее размер подлежал расчету с применением поправочного коэффициента 2,25.
Полагая, что при расчете субсидии ему должен быть установлен повышенный поправочный коэффициент, Соколовский М.В. оспорил решение в суд, которым его требования удовлетворены.
В обоснование принятого решения суд указал, что исходя из системного толкования законодательства военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы более 10 лет и увольняемые с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, выделены в отдельную категорию лиц, которые вправе рассчитывать на применение к ним поправочного коэффициента в том размере, который мог бы применен к ним в случае, если бы общая продолжительность военной службы составила на момент увольнения 20 лет, то есть 2,375.
Такой вывод основан на неправильном истолковании закона.
Право на жилищную субсидию установлено Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", согласно п.п. 1, 16 ст. 15 которого государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений, в том числе жилищной субсидии, либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Применительно к жилищной субсидии утверждение порядка ее расчета в силу п. 16 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" возложено на Правительство Российской Федерации.
Во исполнение предписаний закона Правительство Российской Федерации постановлением от 3 февраля 2014 г. N 76 утвердило Правила расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" (далее - Правила).
Согласно п. 2 Правил расчет субсидии осуществляется федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, с применением поправочного коэффициента с учетом общей продолжительности военной службы (далее - поправочный коэффициент), устанавливаемый в соответствии с п.п. 7-9 Правил.
В силу п. 7 Правил размеры поправочных коэффициентов устанавливаются военнослужащим, проходящим военную службу, в том числе при ее общей продолжительности от 16 до 20 лет, то есть для категории военнослужащих, к которой относится заявитель.
При этом увеличение поправочного коэффициента до 2,375 в силу п. 9 Правил производится лицам, общая продолжительность военной службы которых составляет от 10 лет до 20 лет и которые указаны в п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
К таким лицам в соответствии с п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" относятся граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы.
Содержание названной нормы закона указывает на то, что нахождение перечисленных в ней лиц на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы определяет их правовой статус как лиц, уволенных с военной службы.
Согласно п. 11 ст. 38 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
Таким образом, Соколовский М.В. в период прохождения военной службы при общей ее продолжительности менее 20 лет не вправе претендовать на получение жилищной субсидии с поправочным коэффициентом до 2,375.
Иное толкование п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" является ошибочным.
Допущенные судами первой и апелляционной инстанций нарушения повлияли на исход дела и без их устранения невозможна защита охраняемых законом публичных интересов, что является основанием для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений по заявлению Соколовского М.В. и принятия по делу нового решения об отказе в удовлетворении его требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327, 328, п. 4 ч. 1 ст. 329, ст. 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по делам военнослужащих определила:
решение Саратовского гарнизонного военного суда от 15 октября 2014 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приволжского окружного военного суда от 16 января 2015 г. по делу об оспаривании Соколовским М.В. действий начальника территориального отделения (заселения) федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (в Саратовской области - г. Саратов), связанных с расчетом размера жилищной субсидии, отменить.
По делу принять новое решение, которым в удовлетворении заявления Соколовского М.В. отказать.
Председательствующий |
Крупнов И.В. |
Судьи |
Замашнюк А.Н. |
|
Сокерин С.Г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по делам военнослужащих Верховного Суда РФ от 24 ноября 2015 г. N 203-КГ15-4
Текст определения официально опубликован не был