Постановление Верховного Суда РФ от 16 октября 2015 г. N 11-АД15-29
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П.,
рассмотрев жалобу Маркова С.Г. на вступившие в законную силу постановление административной комиссии города Казани от 8 октября 2014 г. N 7251М, решение судьи Московского районного суда г. Казани от 28 ноября 2014 г., определение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 24 декабря 2014 г. и постановление заместителя председателя Верховного Суда Республики Татарстан от 7 апреля 2015 г., вынесенные в отношении Маркова С.Г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 3.6 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях, установил:
постановлением административной комиссии города Казани от 8 октября 2014 г. N 7251М, оставленным без изменения решением судьи Московского районного суда г. Казани от 28 ноября 2014 г., определением судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 24 декабря 2014 г. и постановлением заместителя председателя Верховного Суда Республики Татарстан от 7 апреля 2015 г., ... правления ЖСК "..." Марков С.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 3.6 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Марков С.Г. просит отменить постановление административной комиссии и судебные акты, вынесенные в отношении его по настоящему делу об административном правонарушении, считая их незаконными.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 3.6 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях нарушение муниципальных правил благоустройства территорий поселений и городских округов, муниципальных правил обращения с отходами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно пункту 174.15 Правил благоустройства города Казани, утвержденных решением Казанской городской Думы от 18 октября 2006 г. N 4-12 (далее - Правила благоустройства города Казани), на озелененных территориях не допускается надрезать деревья для добычи сока, смолы, наносить им иные механические повреждения.
Как усматривается из материалов дела, 21 июля 2014 г. в Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан через интернет-приемную официального портала Правительства Республики Татарстан поступило письменное обращение в электронной форме гражданки А. о вырубке деревьев в палисаднике, расположенном между домами 74 и 76 по ул. Восстания Московского района г. Казани (л.д. 12).
25 июля 2014 г. данное обращение было направлено в управление Административно-технической инспекции Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани (N 3193/06) (л.д. 11).
4 сентября 2014 г. в ходе обследования зеленых насаждений по указанному адресу инженером отдела содержания зеленых насаждений и мест массового отдыха Комитета внешнего благоустройства Исполнительного комитета г. Казани было обнаружено повреждение зеленых насаждений не до степени прекращения роста: одного клена ясенелистного и поросли клена ясенелистного на площади около 4 м2 (л.д. 8).
17 сентября 2014 г. главным специалистом отдела муниципального контроля МКУ "Управление административно-технической инспекции г. Казани" в отношении ... правления ЖСК "..." Маркова С.Г. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 3.6 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях (л.д. 4).
Согласно данному протоколу 4 сентября 2014 г. в 10 часов 35 минут Марков С.Г. нарушил требования пункта 174.15 Правил благоустройства города Казани в части озеленения, а именно, осуществил самовольное механическое повреждение зеленых насаждений вблизи жилого дома 76 по ул. Восстания Московского района г. Казани.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения ... правления ЖСК "..." Маркова С.Г. административной комиссией к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 3.6 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях (л.д. 3).
Судебные инстанции с выводами административной комиссии согласились.
Однако постановление административной комиссии и решения судебных инстанций нельзя признать законными.
Административная ответственность, предусмотренная частью 1 статьи 3.6 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях, установлена за совершение административных правонарушений в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации.
В силу положений части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел составляет два месяца со дня его совершения.
По общим правилам исчисления сроков срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).
Согласно протоколу об административном правонарушении и постановлению административной комиссии нарушение правил благоустройства, выразившееся в повреждении зеленых насаждений, допущено Марковым С.Г. 4 сентября 2014 г., что не соответствует материалам дела, но оставлено без должного внимания судебных инстанций.
При этом, принимая решения по результатам рассмотрения жалоб на постановление административной комиссии, судебные инстанции исходили из того, что срок давности привлечения Маркова С.Г. к административной ответственности исчисляется с момента обнаружения административного правонарушения и на момент вынесения административной комиссией постановления о назначении административного наказания не истек.
Данный вывод не основан на нормах Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сроки, предусмотренные частью 1 данной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения при длящемся административном правонарушении.
Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", при применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Из анализа приведенных выше норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом приведенной правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что нарушение муниципальных правил благоустройства территорий города, выразившееся в повреждении зеленых насаждений (порубке деревьев) не до степени прекращения роста, длящимся не является.
Согласно материалам дела информация о порубке деревьев поступила в Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан 21 июля 2014 г., а 4 сентября 2014 г. в ходе обследования был обнаружен факт их повреждения.
Данное обстоятельство подтверждено в ходе судебного разбирательства уполномоченным лицом административной комиссии X., которым в рамках рассмотрения жалобы на постановление административной комиссии и решение судьи районного судьи указано, что фактически 4 сентября 2014 г. был выявлен факт административного правонарушения (л.д. 52).
Таким образом, как следует из материалов дела, зеленые насаждения повреждены не позднее 21 июля 2014 г. - даты, когда в Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан поступило обращение о порубке деревьев. То есть обстоятельства, послужившие основанием для привлечения Маркова С.Г. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 3.6 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях, имели место не позднее указанной даты, а 4 сентября 2014 г. является датой обнаружения уполномоченным органом факта порубки деревьев после выхода на место совершения административного правонарушения.
Следовательно срок давности привлечения Маркова С.Г. к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, начал исчисляться не позднее 21 июля 2014 г. и истек в соответствующую дату через два месяца.
8 октября 2014 г. постановление о привлечении Маркова С.Г. к административной ответственности и назначении административного наказания вынесено административной комиссией за пределами установленного названной нормой двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 3.6 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В силу пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление административной комиссии города Казани от 8 октября 2014 г., решение судьи Московского районного суда г. Казани от 28 ноября 2014 г., определение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 24 декабря 2014 г. и постановление заместителя председателя Верховного Суда Республики Татарстан от 7 апреля 2015 г., вынесенные в отношении ... правления ЖСК "..." Маркова С.Г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 3.6 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях, подлежат отмене, а производство по настоящему делу - прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации постановил:
жалобу Маркова С.Г. удовлетворить.
Постановление административной комиссии города Казани от 8 октября 2014 г., решение судьи Московского районного суда г. Казани от 28 ноября 2014 г., определение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 24 декабря 2014 г. и постановление заместителя председателя Верховного Суда Республики Татарстан от 7 апреля 2015 г., вынесенные в отношении Маркова С.Г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 3.6 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Судья Верховного Суда Российской Федерации/ |
В.П. Меркулов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Суда РФ от 16 октября 2015 г. N 11-АД15-29
Текст постановления официально опубликован не был